Наши познания о мышах вновь расширились. К списку, в который входили умный мышонок, глупый мышонок, Микки Маус, Мышиный король и его приспешники, а также множество иных мышей всех мастей и расцветок, добавился Десперо, на вопрос: "Ты человек или мышь?" отвечающий: "Я джентльмен". К подобной самоидентификации Десперо подтолкнула случайно попавшаяся ему легенда о хрупкой принцессе и благородном рыцаре: мышонок увлеченно носился туда-сюда по страницам огромной книги, несмотря на указания старшего брата, велевшего книгу съесть. И, как и многим джентльменам, строившим свою жизнь на основе прочитанных романов, Десперо придется пойти против мышиного общества. Презреть основу существования собратьев: "На свете столько прекрасных вещей, которых можно бояться" и стать героем: отыскать свою слабую и капризную принцессу и спасти ее от чего-то страшного - а страшным в королевстве Дор, где обитает мышонок, считаются крысы. Когда-то корабельный крысенок Роскуро, сбежав от своего хозяина-моряка, случайно попал в кастрюлю праздничного супа. Увидев животное, от ужаса подавилась и умерла королева, и перед тем, как уйти в свое горе окончательно, король запретил в Доре суп и крыс.
"Но как объявить вне закона частичку мира? Это как объявить вне закона мух, или пот, или утро понедельника", - прозвучит после этого с экрана ироничный женский голос, который впоследствии будет комментировать и другие события фильма, напоминая о том, что деление героев на хороших и плохих весьма условно и к этой сказке отношения не имеет.
Решение о закадровом голосе Гари Росс принимал совместно с Кейт Дикамилло - она принадлежит к числу тех писателей, которые считают образцовый хеппи-энд чем-то абсолютно неинтересным. Оттого, к примеру, Десперо не суждено превратиться в прекрасного принца и жениться на принцессе (впрочем, благородные рыцари никогда не женились на своих Прекрасных Дамах и вообще давали обет безбрачия); оттого лопоухая служанка, которую отечественные режиссеры дубляжа не без юмора наделили фрикативным "г", не станет принцессой, как бы ни примеряла перед зеркалом корону. Но все получат свои маленькие бонусы, в том числе и реабилитированные впоследствии крысы - в чьи подземелья изгоя Десперо спустит на нитке Старая Слепая Мышь, не то Фемида, не то Харон, образ великолепный и замечательно нарисованный. Четыре года и 60 миллионов долларов, потраченные на "Приключения Десперо", того стоят: принцесса как воплощение Истинной Женщины со всеми ее чудными и гадкими качествами, омерзительный бессловесный кот, которого крысы держат для гладиаторских забав, обращенный в себя взгляд вдовца-короля, вот уже который год играющего на лютне одну и ту же тоскливую мелодию, - все это исполнено мастерски и насыщено особой тонкостью, которую, по мнению Кейт Дикамилло, способны почувствовать дети и лишь некоторые взрослые. Сказку "Приключения Десперо" она писала для той девочки, какой когда-то была сама; такой, наверное, видится в детстве жизни мышья беготня.
