Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 19:22 12 Января 2022 2240
«Олимпийский» резерв филармонии

Здесь исполнили оперу Вивальди, которая никогда не звучала в России 

Сергей Бирюков
Федерико Мария Сарделли с командой исполнителей «Олимпиады». Справа от маэстро и слева для нас - Дарья Телятникова. Фото автора

Пусть вас не введет в заблуждение демонстративно нейтральное название абонемента № 5 Московской филармонии «Оперные шедевры». На самом деле это собрание драгоценных редкостей, а порой, как было на инаугурации цикла 10 января – и настоящее открытие сокровища. Речь о концертном исполнении оперы Вивальди «Олимпиада» – первом в России за все три века существования этой партитуры.

Вивальди мы привыкли представлять себе как автора замечательных инструментальных произведений, ну а его цикл скрипичных концертов «Времена года» за последние полвека прочно занял позицию самого исполняемого произведения классической музыки в мире.

Почему 49 (возможно, их и больше) опер великого венецианца буквально до самого конца ХХ века оставались не известными не только публике, но большинству профессионалов? Ни в коей мере не являясь специалистом по барочному отрезку истории музыки, когда творил Вивальди, попробую высказать догадку.

Но прежде о музыке. Если ограничиться одним словом, то это – очарование, со всеми его синонимами. Обаяние живой, импульсивной, сверхгибкой эмоциональности. Притягательность яркой мелодики и суперэкспрессивного ритма, который могу сравнить только обжигающей ритмикой баховских «Страстей» или «Магнификата». Волшебство оркестровых красок от птичьего щебетания парящих наверху скрипок до грозного шторма низких струнных, как в одной из мужских арий («Он несчастен, хоть с судьбою и не спорит в этот страшный для него последний час»). Иными словами, это Вивальди, узнаваемый с первых же нот. Никто другой ни в XVIII веке, ни потом не писал таких выразительных, живописных и притом удивительно ясных, как плафоны Тьеполо или пейзажи Гварди, музыкальных полотен.

Его увертюра к «Олимпиаде» – настоящий вивальдиевский инструментальный концерт, только без выделенной партии солиста. Еще несколько таких вступлений к многочисленным ариям и ансамблям вполне могли бы быть сгруппированы в серию симфоний (или, как писали триста лет назад, «синфоний», sinfonia), которые можно исполнять в концертах.

А сами арии! Какой диапазон эмоций они охватывают, от гипнотической колыбельной Ликида «Спи, и пусть любовь навеет…» до отчаянного причитания Аристеи «Даже голубка плачет, оставшись одна без друга», от «свингово» ритмованной иронии Клистена «Как ветвь обвивает змея, как плющ – сердцевину дуба…» до «штормового» признания Аминты «Я словно бедный кормчий после крушения». А речитативы, особенно громадный монолог Мегакла и последующая ария с метаниями от мажора к минору, что у твоего Берлиоза или Мейербера или какого-нибудь еще из отпетых романтиков. А уж к Глюку с его новаторской музыкальной драмой тут, на мой слух, прямая дорога. Впрочем, не уверен, что Глюк это знал – хотя последние годы жизни Вивальди были связаны с Веной, вполне «глюковским» городом…

И вот тут попробую предположить, отчего же Вивальди так не повезло в конкуренции с другими оперными композиторов барокко, успешными и тогда, и исполняемыми сегодня. Первая мысль – автору не хватило оборотистости – не лишена основания: в его распоряжении был маленький венецианский театр «Сан-Анджело», которому тяжело давалось соперничество с более крупными сценами. С другой стороны, вивальдиевская «Олимпиада» – всего лишь второе (из 70!) обращение к либретто прославленного Метастазио, тут композитор опередил почти всех, кроме Антонио Кальдары.

Но есть более серьезная причина, отчего оперы Вивальди чуть не канули в историческую Лету, и внимательному слуху она, мне кажется, заметна: обладая замечательным даром сиюминутной звукописи, Вивальди отчего-то сторонился развернутых форм с масштабным развитием музыкальных мыслей. Ведь и его концерты – опять же если вслушаться – ничто иное как ряд пейзажно-эмоциональных зарисовок, по сути – циклы образов-миниатюр. Для 7-8-минутной партитуры (столько длятся концерты «Времен года») это – самое то, но для трехчасовой оперы или оратории, как у Генделя или у Баха, требуется куда большая палитра средств. Драматические сцены, подобные тому же речитативу Мегакла, конечно, выделяются на общем фоне, но для спасения драматургии целого их недостаточно. Рано или поздно возникает ощущение движения музыкального действия по инерции. Проверял на других слушателях концерта – большинство согласилось.

А впрочем, музыка все равно очаровательна – и исполнена очень качественно. Мощно и глубоко меццо-сопрано Марии Остроуховой (принцесса Аристея), остро-полетно другое меццо – хрупкой израильтянки Шакед Бар (удалец Мегакл), резко характерно сопрано румынки Аны Марии Лабин (наставник Ликида Аминта). Как не отметить многокрасочность меццо-сопрано итальянки Маргериты Марии Салы, которой досталась самая психологически сложная партия Ликида – влюбленного, униженного, идущего на преступление, раскаивающегося… Как не похвалить басовый кураж американца Андре Курвиля (тот самый царь Клистен) или нашего Олега Цыбулько, пусть партия его персонажа (царского приближенного Алькандра) демонстративно попроще, помужланистей. Не буду уточнять все нити взаимоотношений между персонажами – это не очень важно хотя бы потому, что, как видит читатель, абсолютно не соблюдается гендерное соответствие «голос – герой». Куда важнее слаженность и стилевое единство ансамбля, а это налицо, и тут респект итальянскому маэстро Федерико Марии Сарделли, уже одной только своей театральной импозантностью, не говоря о профессионализме высокой пробы, переносящему нас в эпоху Гольдони и Гоцци – ну и, разумеется, оркестру Musica viva, чрезвычайно опытному в барочном репертуаре.

Все же одну участницу исполнения выделю особо. Это петербургское меццо-сопрано Дарья Телятникова. Мало того что кантилены и фиоритуры ее Аргены (аристократки, прикрывающейся личиной простушки) ничем не уступают таковым у самых опытных коллег. Директор абонемента Михаил Фихтенгольц в своем вступительном слове рассказал, на каком волоске висел весь придуманный им каст, когда под самый Новый год сорвался приезд зарубежной исполнительницы, и случилось чудо: Дарья, впервые увидев ноты ровно за неделю до концерта, уверенно подготовила партию. Вот это по-нашему! То есть по-вивальдиевски – говорят, мэтр даже в свои преклонные годы мог написать трехактную оперу за пяток дней.

Ну и ждем продолжения банкета, то бишь абонемента. 16 мая в «Оперных шедеврах» -- еще одна редкость, по крайней мере для наших сцен: «Митридат, царь понтийский» Моцарта. А 14 июня – «Ласточка» Пуччини, тоже нечасто долетающая до российской публики. 

Комментарии для сайта Cackle

Ведущий шоу «Страна талантов» поговорил с корреспондентом «Труда» о теплоте и душевности искусства

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
Алексей Воробьев рад юному пополнению «Страны талантов». Фото предоставлены телеканалом НТВ

На канале НТВ завершилось шоу «Страна талантов», на протяжении двух месяцев предоставлявшее площадку тем, кто посвятил себя народным музыкальным традициям. Фольклор вечен — но в какой степени он интересен...

Отечественный кинопрокат вошел в зону турбулентности
Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: Fabian Sommer/dpa, globallookpress.com

То, о чем в последние три месяца с тревогой говорили прокатчики, к сожалению, начало сбываться. В России стали в массовом порядке закрываться кинозалы. Тревожные вести приходят из Санкт-Петербурга, Нижнего...

Как царь тащил Россию вперед и что из этого вышло

Евгений ГУСЛЯРОВ, писатель
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda. globallookpress.com

Петру Великому 9 июня исполнилось 350 лет. Могучая и противоречивая фигура, интерес к которой не ослабевает до сих пор. Впрочем, всякую великую суть легче всего объясняет деталь — в ней, как в зеркале,...

Разговор с главой Российского детского фонда, писателем Дмитрием Лихановым, вернувшимся из Мариуполя...

Ольга Щербакова
Труд
Дмитрий Лиханов и дети Мариуполя

Мы договорились с ним встретиться в кафе у метро. Тут всегда шумно, музыка, бурлит жизнь. И внутренне я даже обрадовалась, потому что разговор предстоял тяжелый. За окном хмурилось небо, народ торопился успеть...

Главред RT Маргарита Симоньян предрекла возвращение Ивана Урганта и свой уход из эфира

Сергей Беднов
Труд
Для спокойствия объясним откровения Маргариты Симоновны минутной слабостью: женщина. Имеет право. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

На прошлой неделе в своем Telegram-канале Симоньян оставила запись: «Нет никаких сомнений, что Ургант вернется. И в страну, и в эфир. А мы — уйдем. За ненадобностью. Точнее, в связи...

В Каннах пахнет скандалами и сюрпризами

Мария Моисеева
Труд
Один из главных кинофорумов мира открывается 17 мая. Фото: Terence Baelen/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Стартующий 17 мая 75-й Каннский кинофестиваль в этом году пройдет в привычном живом формате. На Лазурном Берегу высадится вся элита мирового кино. Не будет только официальной делегации из России. Да и вообще...

Разговор с Юрием Соломиным накануне его дня рождения

Любовь Лебедина
Труд
В роли Доменико Сориано в спектакле «Филумена Мартурано». Фото предоставлено Малым театром

Завтра, 18 июня, у народного артиста СССР, Героя Труда России, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» Юрия Соломина день рождения. Ему без одного дня 87, но как же трудно встроиться в его...

Культура 00:16 / 27 Мая 2022 9229
Опять двойка...

На голубые экраны возвращается экс-ревизорро Елена Летучая. И опять с ревизиями

Сергей Беднов
Труд
Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Телевидение понемногу возвращается к дооперационной сетке вещания. И хотя на главных кнопках еще нет ни КВН, ни Петросяна, скандальное шоу «На самом деле» уже в эфире. Но чтобы зритель не почувствовал...

В девятый раз праздник на Владимирщине привез мировую классику в глубинку

Сергей Бирюков, Владимирская область – Москва
Труд
Бах в исполнении Бориса Андрианова у подножия Покровской церкви Клязьминского Городка. Фото автора

«Музыкальная экспедиция» — звучит не очень-то фестивально, скорее по-рабочему, трудовому. Но ведь и фестиваль этот особый — без залов с хрустальными люстрами и публики в «Бриони»....

Проект «Живые мемории» - это просветительский киноальманах, где воспоминания выдающихся соотечественников читают наши известные современники

Сергей Николаев
Труд
Среди героев первого сезона был Иван Бунин. Фото: Юлия Зозуля/Keystone Press Agency, globallookpress.com

О том, что довелось пережить жене Достоевского, дочери Льва Толстого, композитору Рахманинову, инженеру и меценату Петру Перцову, Герою Советского Союза Павлу Зайцеву и другим ярким личностям, расскажут Инна Чурикова, Елизавета...

Когда случилась спецоперация и когда интересы отечества потребовали от публичных фигур обозначить свою гражданскую позицию, попса дала слабину

Сергей Беднов
Труд
Даже если попсу не убирать из эфира полностью, а хотя бы ограничить ее присутствие, то чем заполнять образовавшиеся пустоты? Фото: Moscow-Live.ru

На протяжении нескольких десятилетий главным лозунгом наших ведущих каналов был такой: «Из всех искусств для нас важнейшим является попса!». Он хоть и не звучал голосом Малахова в межпрограммке, но как...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Gary Burchill,globallookpress.com

«К счастью путь лежит простой: / Мимо сосен, вдоль жасмина. / День течет, как мед густой, / Из бездонного кувшина» — этими стихами про тягучую, полную негромких радостей и удовольствий дачную жизнь открывался чудесный альбом-альманах Елены Лаврентьевой,...

Не все начала в отношениях Европы и России положены Петром

Евгений Гусляров
Труд
Фрагмент портрета царевны Софьи кисти Алексея Антропова (1772 г.). Фото: Russian Look/globallookpress.com

Вот какая замечательная деталь есть в биографии царевны Софьи. Не все начала в отношениях Европы и России положены Петром. Русско-французские литературные связи, например, основаны царевной Софьей. Впрочем, начались эти отношения...

Литературный обзор

Олег Фочкин, книгочей
Труд
Фото: © West Coast Surfer, globallookpress.com

15 мая во всем мире отметят День семьи. По мне, так это самый важный праздник, ведь он касается самых близких и родных людей. Хотя редкая семейная жизнь обходится без драм и испытаний на прочность. Лиана Мориарти...

Важно не то, на чем ты играешь, а как, убеждена музыкант-виртуоз, наставница и просто красавица Екатерина Мочалова

Сергей Бирюков
Труд
Екатерина Мочалова со своими главными любимицами – домрой и мандолиной. Фото: Даниил Рабовский. Из личного альбома артистки

Среди музыкальных чудес только что закончившегося XIV Международного фестиваля Юрия Башмета в Ярославле (спектакль «Волшебная флейта» с плеядой великолепных молодых певцов, ожившие голоса солдат Великой Отечественной в постановке...

Сроки завершения реконструкции знаменитого музея переносятся в третий раз, а стоимость работ вдвое превысила первоначальную

Виктория Рогозинская
Труд
Политехнический музей. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Эти стены помнят голоса поэтов — Маяковского, Светлова, Вознесенского, Евтушенко, Ахмадулиной, Поженяна и многих других. Документальные кадры с их выступлениями в Политехническом кинорежиссер Марлен Хуциев сделал...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?