Новости
Главная Культура 19:22 12 Января 2022 1705
«Олимпийский» резерв филармонии

Здесь исполнили оперу Вивальди, которая никогда не звучала в России 

Сергей Бирюков
Федерико Мария Сарделли с командой исполнителей «Олимпиады». Справа от маэстро и слева для нас - Дарья Телятникова. Фото автора

Пусть вас не введет в заблуждение демонстративно нейтральное название абонемента № 5 Московской филармонии «Оперные шедевры». На самом деле это собрание драгоценных редкостей, а порой, как было на инаугурации цикла 10 января – и настоящее открытие сокровища. Речь о концертном исполнении оперы Вивальди «Олимпиада» – первом в России за все три века существования этой партитуры.

Вивальди мы привыкли представлять себе как автора замечательных инструментальных произведений, ну а его цикл скрипичных концертов «Времена года» за последние полвека прочно занял позицию самого исполняемого произведения классической музыки в мире.

Почему 49 (возможно, их и больше) опер великого венецианца буквально до самого конца ХХ века оставались не известными не только публике, но большинству профессионалов? Ни в коей мере не являясь специалистом по барочному отрезку истории музыки, когда творил Вивальди, попробую высказать догадку.

Но прежде о музыке. Если ограничиться одним словом, то это – очарование, со всеми его синонимами. Обаяние живой, импульсивной, сверхгибкой эмоциональности. Притягательность яркой мелодики и суперэкспрессивного ритма, который могу сравнить только обжигающей ритмикой баховских «Страстей» или «Магнификата». Волшебство оркестровых красок от птичьего щебетания парящих наверху скрипок до грозного шторма низких струнных, как в одной из мужских арий («Он несчастен, хоть с судьбою и не спорит в этот страшный для него последний час»). Иными словами, это Вивальди, узнаваемый с первых же нот. Никто другой ни в XVIII веке, ни потом не писал таких выразительных, живописных и притом удивительно ясных, как плафоны Тьеполо или пейзажи Гварди, музыкальных полотен.

Его увертюра к «Олимпиаде» – настоящий вивальдиевский инструментальный концерт, только без выделенной партии солиста. Еще несколько таких вступлений к многочисленным ариям и ансамблям вполне могли бы быть сгруппированы в серию симфоний (или, как писали триста лет назад, «синфоний», sinfonia), которые можно исполнять в концертах.

А сами арии! Какой диапазон эмоций они охватывают, от гипнотической колыбельной Ликида «Спи, и пусть любовь навеет…» до отчаянного причитания Аристеи «Даже голубка плачет, оставшись одна без друга», от «свингово» ритмованной иронии Клистена «Как ветвь обвивает змея, как плющ – сердцевину дуба…» до «штормового» признания Аминты «Я словно бедный кормчий после крушения». А речитативы, особенно громадный монолог Мегакла и последующая ария с метаниями от мажора к минору, что у твоего Берлиоза или Мейербера или какого-нибудь еще из отпетых романтиков. А уж к Глюку с его новаторской музыкальной драмой тут, на мой слух, прямая дорога. Впрочем, не уверен, что Глюк это знал – хотя последние годы жизни Вивальди были связаны с Веной, вполне «глюковским» городом…

И вот тут попробую предположить, отчего же Вивальди так не повезло в конкуренции с другими оперными композиторов барокко, успешными и тогда, и исполняемыми сегодня. Первая мысль – автору не хватило оборотистости – не лишена основания: в его распоряжении был маленький венецианский театр «Сан-Анджело», которому тяжело давалось соперничество с более крупными сценами. С другой стороны, вивальдиевская «Олимпиада» – всего лишь второе (из 70!) обращение к либретто прославленного Метастазио, тут композитор опередил почти всех, кроме Антонио Кальдары.

Но есть более серьезная причина, отчего оперы Вивальди чуть не канули в историческую Лету, и внимательному слуху она, мне кажется, заметна: обладая замечательным даром сиюминутной звукописи, Вивальди отчего-то сторонился развернутых форм с масштабным развитием музыкальных мыслей. Ведь и его концерты – опять же если вслушаться – ничто иное как ряд пейзажно-эмоциональных зарисовок, по сути – циклы образов-миниатюр. Для 7-8-минутной партитуры (столько длятся концерты «Времен года») это – самое то, но для трехчасовой оперы или оратории, как у Генделя или у Баха, требуется куда большая палитра средств. Драматические сцены, подобные тому же речитативу Мегакла, конечно, выделяются на общем фоне, но для спасения драматургии целого их недостаточно. Рано или поздно возникает ощущение движения музыкального действия по инерции. Проверял на других слушателях концерта – большинство согласилось.

А впрочем, музыка все равно очаровательна – и исполнена очень качественно. Мощно и глубоко меццо-сопрано Марии Остроуховой (принцесса Аристея), остро-полетно другое меццо – хрупкой израильтянки Шакед Бар (удалец Мегакл), резко характерно сопрано румынки Аны Марии Лабин (наставник Ликида Аминта). Как не отметить многокрасочность меццо-сопрано итальянки Маргериты Марии Салы, которой досталась самая психологически сложная партия Ликида – влюбленного, униженного, идущего на преступление, раскаивающегося… Как не похвалить басовый кураж американца Андре Курвиля (тот самый царь Клистен) или нашего Олега Цыбулько, пусть партия его персонажа (царского приближенного Алькандра) демонстративно попроще, помужланистей. Не буду уточнять все нити взаимоотношений между персонажами – это не очень важно хотя бы потому, что, как видит читатель, абсолютно не соблюдается гендерное соответствие «голос – герой». Куда важнее слаженность и стилевое единство ансамбля, а это налицо, и тут респект итальянскому маэстро Федерико Марии Сарделли, уже одной только своей театральной импозантностью, не говоря о профессионализме высокой пробы, переносящему нас в эпоху Гольдони и Гоцци – ну и, разумеется, оркестру Musica viva, чрезвычайно опытному в барочном репертуаре.

Все же одну участницу исполнения выделю особо. Это петербургское меццо-сопрано Дарья Телятникова. Мало того что кантилены и фиоритуры ее Аргены (аристократки, прикрывающейся личиной простушки) ничем не уступают таковым у самых опытных коллег. Директор абонемента Михаил Фихтенгольц в своем вступительном слове рассказал, на каком волоске висел весь придуманный им каст, когда под самый Новый год сорвался приезд зарубежной исполнительницы, и случилось чудо: Дарья, впервые увидев ноты ровно за неделю до концерта, уверенно подготовила партию. Вот это по-нашему! То есть по-вивальдиевски – говорят, мэтр даже в свои преклонные годы мог написать трехактную оперу за пяток дней.

Ну и ждем продолжения банкета, то бишь абонемента. 16 мая в «Оперных шедеврах» -- еще одна редкость, по крайней мере для наших сцен: «Митридат, царь понтийский» Моцарта. А 14 июня – «Ласточка» Пуччини, тоже нечасто долетающая до российской публики. 

Комментарии для сайта Cackle
Культура 00:10 / 03 Декабря 2021 20899
Инфляция: кто виноват?

В разные века правители отвечали одинаково: не мы! И назначали виновных…

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Картина Джона Эверетта Милле «Гугенот в День святого Варфоломея». Фото из открытых источников.

«Из-за уменьшения числа жителей предполагалось изобилие всех плодов земных, но вследствие проявленной людьми неблагодарности они необыкновенно вздорожали» — так средневековый историк Маттео Виллани описал причины...

Беседа с писателем Львом Данилкиным о сущности СССР

Гузель Агишева
Труд
Фото автора

Лет тридцать назад, еще в СССР, художник Сергей Краснов рассказывал мне, как они с коллегами, дурачась, рисовали с закрытыми глазами профиль Ленина. Рука шла сама, поскольку халтуры подобной было делано-переделано. Тот рассказ...

Культура 00:03 / 24 Декабря 2021 17007
Дикие танцы

Их в 2021-м демонстрировали и артисты, и зрители, и государственная политика

Алексей Мажаев
Труд
Прижав прижав лично Моргенштерна, власти лишь подхлестнули популярность его песен. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Еще год назад имя Моргенштерн было диковинным для большинства любителей популярной музыки. За считаные месяцы рэпер успел стать едва ли не самой обсуждаемой персоной нашего шоу-бизнеса, выпустить два альбома, получив за каждый...

Знаменитый актер – о том, зачем нам кукольный театр, сказки и мир во всем мире

Анна Чепурнова
Труд
Евгений Цыганов впервые в жизни сыграл главную роль в кукольном спектакле. Фото предоставлены Театром имени С.В.Образцова.

В Театре кукол им. С.В. Образцова поставили спектакль о его создателе, у которого в этом году юбилей — 120 лет со дня рождения. Представление «Я — Сергей Образцов» —...

Культура 18:01 / 25 Декабря 2021 16192
Знай наших

Netflix планирует снять сериал о русской мошеннице

Труд
Актриса Джулия Гарнер. Фото: © Clemens Niehaus/Geisler-Fotopres, globallookpress.com

Netflix намерен снять сериал о жизни Анны Сорокиной. Ее имя стало известно два года назад, когда бывшая россиянка была задержана в Нью-Йорке по обвинению в мошенничестве. Девушка, представляясь Анной Делви и выдавая...

Подводим итоги киногода. Их трудно назвать утешительными

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Daniel Karmann, globallookpress.com

В Сети давно бродит хулиганский клип шоумена Семена Слепакова с не теряющим актуальности зачином: «Это был тяжелый год. Был он тяжелей, чем тот». По ходу незамысловатого опуса Слепаков воодушевляется надеждами...

Чувство ностальгии в новогоднем эфире не ослабевает с годами

Сергей Беднов
Труд
Скорее всего в Новый год зрители увидят уже знакомые лица. Фото: © Vadim Tarakanov, globallookpress.com

Во вторник, 21 декабря, в студии «Вечернего Урганта», украшенной елками и мишурой, Иван Андреевич предложил своей собеседнице, знаменитой фигуристке, выпить шампанского и произнести нечто подобающее. А как...

Российский актер и продюсер снимет мистический мини-сериал

Труд
Фото: © Anatoly Lomohov, globallookpress.com

Известный российский актер, шоумен, продюсер и основатель компании Sreda Global намерен снять очередной проект о гибели «Титаника». Проект будет осуществляться при участии Эндрю Наннелли, известного нам по хиту Netflix...

В Коломенском – россыпь зимних выставок. И не только в нем

Виктория Рогозинская
Труд
Картину Николая Сверчкова «Катание на Масленице» (1876 год) предоставил на выставку «Русская тройка» Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии. Изображения предоставлены музеем-заповедником «Коломенское»

Хитрости соколиной охоты, секреты русской тройки, история новогодней елки... О чем только не рассказывают экспозиции, развернутые в знаменитом деревянном дворце царя Алексея Михайловича и поблизости от него. И это...

Беседа с историком Сергеем Беляковым, чья новая книга посвящена поколению сыновей Цветаевой и Ахматовой

Дина ЕГОРОВА
Труд
Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Обстоятельные и занимательные монографии Сергея Белякова «Гумилев сын Гумилева», «Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя», «Весна народов. Русские и украинцы между Булгаковым и Петлюрой» развенчивают...

Завтра – столетие великого актера, клоуна и человека

Сергей Бирюков, Смоленская область – Москва
Труд
Фото: Лев Шерстенников/Russian Look, globallookpress.com

18 декабря в Московском цирке на Цветном бульваре не будет обычного представления. Соберутся только свои — и вспомнят человека, имя которого уже 25 лет как носит эта арена. А с его собственного...

Культура 00:04 / 17 Декабря 2021 10453
Хиты из бункера

Вышла лента о шоу-бизнесе, в котором за тридцать лет не поменялось ничего

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
Сергей Жуков в сериале «Евгенич», который идет на телеканале «Пятница!»

Уже неделю идет на «Пятнице!» фильм редкого жанра — «музыкальный ситком». Лента называется «Евгенич»: это не только кличка главного героя, но и слегка модифицированное отчество...

Культура 00:11 / 03 Декабря 2021 10262
Небо. Самолет. Сирия

На экраны вышел спорный фильм, снятый по следам реального подвига

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Это случилось шесть лет назад. В ноябре 2015-го вблизи сирийско-турецкой границы был сбит российский бомбардировщик, выполнявший боевую задачу по уничтожению террористов. Коварный удар по нашему самолету нанес турецкий истребитель....

Из этой суммы четыре миллиарда рублей получит Фонд кино

Фото: Moscow-Live.ru

Российское правительство выделит на поддержку отечественного кинематографа из федерального бюджета 5,5 миллиарда рублей. Как сообщает «Интерфакс», соответствующее поручение дал премьер-министр Михаил Мишустин. В пресс-службе кабинета...

О музыканте и человеке, который даже в одиночку был сильнее целой индустрии

Алексей Мажаев, Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

В первый день зимы мы прощались с Александром Градским. Это очень странная фраза: перечитываешь ее — и не веришь. Не то чтобы его считали бессмертным — просто привыкли, что он играет...

С прокатом восьмой части популярной кинофраншизы что-то пошло не так

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Внезапно выяснилось, что звездный актерский состав - не всегда залог коммерческого успеха. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны страны вышел вечнозеленый хит предновогоднего проката. Это уже восьмой по счету фильм популярной кинофраншизы, хотя предыдущая картина серии недвусмысленно называлась «Елки последние». Инициатор проекта, продюсер...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?