Старожилы этого, пожалуй, самого молодого на Среднем Урале города (ему всего 40 лет), рассказывают, что первыми в эти глухие места у горы Качканар пришли морские пехотинцы. Они валили лес, расчищали площадку для будущего города и комбината, которому со временем предстояло стать самым крупным в Европе горно-обогатительным предприятием. В тяжелой работе при полном отутствии женского общества парни затосковали. Потом сюда прибыли два эшелона девушек из Иванова, появились семьи, пошли дети, с того и началась история города.
Не знаю, насколько эта легенда соответствует истине, но освоение здешних рудных богатств и впрямь было преисполнено героики и романтики. В 1958 году стройка была объявлена Всесоюзной комсомольской ударной. Город и комбинат возводила вся страна. И очень неприятное впечатление производит тот факт, что в последние годы предприятие стало предметом разборок в интересах отдельных лиц.
Сегодняшняя ситуация назревала давно. Новый генеральный директор Андрей Козицын в качестве президента ОАО Качканарский ГОК "Ванадий" вместе со своей командой работал здесь еще в 1998 году. Поначалу они вместе с тогдашним директором Джалолом Хайдаровым дружно взялись за дело. Но в середине прошлого года дружба кончилась. Козицын сказал Хайдарову: "Не хочу быть соучастником", - и ушел.
Произошло следующее. Тогдашнее руководство комбината создало три посреднические фирмы, которые и покупали продукцию. Покупали по себестоимости - 218 рублей за тонну, продавали же металлургам по 420, а то и по 500. Система взаимозачетов оплаты сырья качественным, ликвидным прокатом позволяла "наваривать" и того больше. Андрей Козицын определяет сумму ежегодной прибыли от этих махинаций в 48 миллионов долларов. Эти деньги текли мимо предприятия, оседали в карманах, конечно же, не тех людей, которые делали продукцию.
Зарплата же горняков застопорилась на уровне 1700 рублей в месяц. По свидетельству председателя профкома Анатолия Пьянкова, Хайдаров даже и говорить отка
зывался с рабочими о повышении зарплаты. "Хотите, - отвечал он на такие вопросы, - выдам вам каски, садитесь на площадь и стучите себе на здоровье". Но рабочие понимали, что останавливать комбинат нельзя даже на неделю. Запустить это производство вновь будет стоить огромных трудов и денег. А город без ГОКа просто не сможет жить. Работники предприятия, обладатели мизерной доли собственности, оказались заинтересованными в нем куда больше, чем владельцы самых крупных пакетов акций.
К началу нынешнего года напряжение подошло к пределу. Андрею Козицыну, как только он приступил к исполнению директорских обязанностей, профком, уполномоченный коллективом, предъявил ряд требований. Главным было повышение зарплаты. Новый директор тут же на это согласился. В январе средняя зарплата на ГОКе была 2100 рублей в месяц. Козицын издал приказ о повышении ее с первого февраля на 30 процентов и потом в течение последующих трех месяцев на 10 процентов каждый месяц. К нынешнему лету зарплата горняков в среднем должна достигнуть 3200 рублей.
"Это не популизм, - сказал Козицын на пресс-конференции, - а необходимость и вполне достижимая цель". Похоже, что так оно и есть. ГОК сегодня разорвал все отношения с посредниками и заключает договоры с потребителями о прямых поставках, и деньги теперь пойдут в казну предприятия. Их, уверяет Козицын, хватит и на зарплату, и на налоги, и на техническое перевооружение.
В последнем комбинат нуждается как нельзя остро. Износ основных фондов здесь составляет от 70 до 100 процентов. В последние годы на ремонт затрачивалось процентов 30, а когда и меньше необходимых для того средств. Причем и здесь шел сплошной обман. Поставками на комбинат импортного оборудования занимались несколько опять же посреднических фирм. Они же и были контрактодержателями, а ГОК выступал всего лишь в роли грузополучателя, оплачивающего поставки по той цене, которую назначат эти фирмы. И рассчитывался продукцией, оцениваемой по себестоимости.
Надо сказать, что такие схемы далеко не новость. Они действуют на многих российских предприятиях. Шустрые наши нувориши, живущие одним днем, исповедуют нехитрую идеологию: хапнуть и успеть вовремя отскочить. Куда-нибудь в уютную, тихую заводь. Хозяева со стороны, сумевшие скупить акции предприятия, сначала выжимают из него все соки, а затем либо распродают его по частям, либо просто бросают как отслужившую свой век ненужную вещь. Можно себе представить, каково смотреть на это людям, построившим в дремучих уральских лесах мощный комбинат, проработавшим на нем всю жизнь!
Рабочие, с которыми я разговаривал, связывают с новым руководством самые серьезные надежды. И очень боятся разочароваться. "Если дела не поправятся, - говорит машинист-инструктор экскаватора Михаил Бронников, - мы больше не останемся в роли сторонних наблюдателей. Организуем рабочую дружину, выгоним всех хозяев, кто бы они ни были, и сами будем управлять. Перекроем дорогу, ведущую в город, пусть кто-нибудь попробует сунуться".
Легко понять такие настроения. Во всех прошлых переделах собственности рабочие не участвовали. Они продали свои акции многочисленным скупщикам в годы, когда сменяющие друг друга собственники довели комбинат до того, что задержки зарплаты здесь составляли от 6 до 9 месяцев. По их словам, они и в событиях 29 января не участвовали. Тарарам устроили никому в Качканаре не известные люди, приехавшие сюда на автобусах и иномарках из других городов. Качканарцы там если и были, то только в роли наблюдателей.
Таких "гостей" здесь больше не намерены принимать. И равнодушно наблюдать, как делят и при дележе дерутся разнообразные владельцы пакетов акций, тоже не намерены. Кстати, неизвестно, кто эти владельцы и сколько их. Риестродержатель, некая фирма "Панорама", пребывает в Москве. Андрей Козицын говорит, что пока не удалось получить от нее какой-либо информации.
Утверждают, что 19 процентов акций находится в руках недавно освобожденного из СИЗО Павла Федулева. Но эти акции арестованы до судебного решения о его дальнейшей судьбе. Известно, что крупный пакет принадлежит московскому "Ленэксу". И опять ситуация нелепая: есть предприятие, есть люди, на нем работающие, но кто законно им владеет, никому не ясно. Впрочем, пока комбинат терпит убытки, а их за прошлый год накопилось свыше 430 миллионов рублей. На дивиденды акционерам, естественно, рассчитывать не приходится. Да и не на дивиденды они рассчитывали, скупая и перепокупая акции.
Между тем ГОК был и остается весьма перспективным предприятием. Его продукция жизненно необходима металлургам и способна приносить солидную прибыль. Несмотря на все передряги, комбинат работает стабильно, и, как сказал мне председатель профкома Анатолий Пьянков, во второй половине прошлого года объем реализации поднялся до таких высот, каких не достигал даже в благополучные дореформенные времена. Только тогда считали прибыли, а сейчас убытки.
От них страдает не только комбинат, но и вся Свердловская область в целом. Недополучает бюджет. Экспресс-аудит финансового положения ГОКа, который уже успело провести новое руководство, показал, что в результате действий прежних управленцев бюджет и внебюджетные фонды недополучили сотни миллионов рублей. Региональное правительство потому и поддерживает новую команду управленцев, что надеется с ее приходом на увеличение налоговых поступлений. Семен Барков, министр промышленности и науки, не скрывал на пресс-конференции, что перевыборы генерального директора комбината инициировало именно областное правительство.
Кандидатура Андрея Козицына была подобрана сознательно и после тщательного обдумывания. С 1995 года он руководит индустриальным гигантом комбинатом "Уралэлектромедь". Начинал свою работу на нем слесарем. Любопытный факт: назначение на должность генерального директора этого комбината он получил одновременно с дипломом об окончании металлургического факультета вуза, а сейчас готовится к защите кандидатской диссертации по экономике.
Теперь этот 40-летний человек директорствует сразу на двух крупных предприятиях, и кроме того, он - президент Союза комплекса металлургических предприятий области. Козицын без всяких обиняков заявляет, что имеются все возможности за короткое время выправить дела ГОКа. У него есть конкретная программа, в результате которой комбинат выйдет на прибыль, а горняки получат серьезные улучшения в социальной сфере.
Качканарский городской суд своим решением подтвердил легитимность назначения Андрея Козицына на должность генерального директора ГОКа. Правомерность действий его и его команды в дни митингов и пикетов также подтверждена. Сейчас материалы по поводу этих событий ("Труд" о них уже рассказывал) затребованы областным прокурором. Ушедшая команда управленцев, судя по всему, сдаваться не собирается. Так что впереди еще будет много судов и пересудов. Кто победит в этой борьбе, предсказать невозможно.
Главное, чтобы в числе победителей оказался и коллектив предприятия. До сей поры он был только в проигрыше, и это ему надоело. Люди хотят нормально жить. В заявлении профсоюзного комитета ГОКа, распространенного среди корреспондентов газет, съехавшихся на пресс-конференцию, так и сказано: "Что касается собственников и их конфликтов, пусть разбираются сами. Мы в эти дела вмешиваться не хотим. Нам главное - работать и зарабатывать".
За этим заявлением стоит добрый десяток тысяч работников комбината, да и фактически весь город Качканар. Чем бы ни закончились грядущие судебные рассмотрения, мы все, регион и страна в целом, выиграем только в том случае, если качканарцы получат наконец то, на что они имеют все права - возможность нормально, по-человечески жить.