Главная Культура 00:22 12 Августа 2022 15271
Ася вернулась

В повторный прокат выходит «полочный» шедевр Андрея Кончаловского

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» с сайта kinopoisk.ru

В московском киноцентре «Октябрь» стартовала ретроспектива к 85-летию классика отечественного кино Андрея Кончаловского. Открыла киномарафон «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Черно-белая картина, снятая в 1967 году, но тогда же положенная на полку и впервые показанная зрителям только в перестроечные годы, выходит на экраны.

Для молодого режиссера Андрея Кончаловского «Ася Клячина» стала второй его работой. До этого он снял в Киргизии поэтичную и яростную картину «Первый учитель» по повести Чингиза Айтматова. Та лента принесла ему призы в Венеции, Риме и на Всесоюзном кинофестивале в Киеве. Кроме того, в качестве сценариста Кончаловский успел к тому времени поработать с Тарковским над фильмами «Каток и скрипка», «Иваново детство», «Андрей Рублев». Так что периода ученичества у него, по сути, не было: в наше кино после окончания ВГИКа сразу пришел зрелый мастер.

Для своей второй картины Кончаловский выбрал сценарий Юрия Клепикова из деревенской жизни. История бескорыстной, жертвенной любви беременной хромоножки Аси Клячиной к непутевому и, в сущности, глубоко равнодушному к ней шоферу Степану, к удивлению многих, тронула душу горожанина и рафинированного эстета Кончаловского. Он загорелся этим замыслом, невзирая на скепсис ближнего круга и киношного начальства. Но когда дело дошло до выбора актеров, обнаружилось, что роли словно заранее расписаны на определенных исполнителей: эта — для Мордюковой, эта — для Рыбникова. А режиссер решил сломать стереотипы. По городам и весям были отправлены ассистенты с задачей найти на роли народные типажи.

В итоге в фильме оказались только две профессиональные актрисы: Ия Саввина, только что сыгравшая даму с собачкой в экранизации чеховского шедевра и согласившаяся поселиться на время новых съемок в деревенской избе, стать хромоножкой Асей, и неизменно органичная Любовь Соколова в одной из ролей второго плана. Да еще кинорежиссер Александр Сурин с внешностью записного ловеласа точно попал в образ Степана — первого парня на деревне, которому смертельно надоело женское внимание. Остальные роли не сыграли, а прожили на экране самые простые люди.

Всего в съемках, которые прошли в селе Кадницы Горьковской области, было занято более 40 непрофессиональных исполнителей. Суздальский электрик Геннадий Егорычев, сыгравший влюбленного в Асю горожанина Сашу Чиркунова; низкорослый, горбатенький председатель колхоза; беспалый, ставший на войне инвалидом бригадир; отсидевший 8 лет в ГУЛАГе дед Тихомир; механизаторы, работники тока, поварихи, солдаты близлежащей воинской части — все они стали украшением фильма.

Снимали их репортажно, в документальной манере — двумя-тремя камерами и с синхронным звуком. Они произносили свои собственные, выстраданные монологи и реплики: о любви, о пережитой войне, о лагерной жизни. Все это как бы отодвинуло на второй план мелодраматические перипетии сюжета и принесло на экран доселе невиданную в нашем кино, не отлакированную стихию народной жизни. Тяжелый труд от зари до зари, убогие вагончики, в которых люди ютятся во время жатвы, черные от пота и грязи майки, непричесанный, ядреный людской говор — все это было на экране внове.

«Мое подсознательное желание зафиксировать в «Асе Клячиной» правду человеческого существования, как я теперь понимаю, было абсолютным вызовом обществу, давно привыкшему ко лжи, — вспоминал впоследствии Андрей Сергеевич. — Правда вообще была исключена из обихода искусства, даже кинодокументалистики. Потому картину и восприняли как революцию. Потому Смоктуновский на премьере в ленинградском Доме кино прямо на сцене встал передо мной на колени. Потому со Шкловским на просмотре в момент сцены похорон деда случился сердечный приступ. Потому же картину и запретили».

На дворе стоял 1967-й, год 50-летия Октября. В искусстве к этой дате устроили форменную чистку. Искали крамолу даже там, где она не ночевала. В 1966-м запретили «Скверный анекдот» Алова и Наумова по рассказу Достоевского. В 1967-м положили на полку «Комиссара» Аскольдова и остановили запуск «Агонии» в постановке Элема Климова. В 1968-м невинной жертвой пала «Интервенция» Геннадия Полоки, потом наступил черед «Проверок на дорогах» Алексея Германа...

Начались бесконечные придирки и по отношению к бедной «Асе». Дескать, почему на экране все герои — уроды? Один горбатый, другой беспалый, а героиня хромая? Неужели в светлой советской яви нет здоровых, красивых людей? Из Чехословакии тем временем веяло дыханием Пражской весны. Тогдашний председатель КГБ Семичастный сказал как отрезал: «Асю Клячину» мог сделать только агент ЦРУ«. Лента была недолго показана в изрезанном виде под глумливым названием «Асино счастье», затем прочно легла на полку.

«Мою картину критика не уничтожила, и общественное мнение не уничтожило, — писал по этому поводу Кончаловский. — Ее запретила власть. И я был в эйфории, потому что я стал диссидентом на время. Я не страдал абсолютно. Когда ты запрещенный художник, все на тебя смотрят с уважением. Все же понимают, что это такое...»

Подлинная премьера «Аси» в авторском варианте состоялась только через 20 лет, в перестроечном 1987 году. Вернула ей права гражданства Конфликтная комиссия Союза кинематографистов СССР, которую возглавил киновед Андрей Плахов. Вышедшая на экраны «Ася Клячина» триумфально победила на Всесоюзном кинофестивале в Баку, завоевала две «Ники» (за лучшую режиссуру и лучший сценарий), получила спецприз на фестивале авторского кино в итальянском Пезаро. А в 1990-м создатели фильма были удостоены Госпремии РСФСР.

«Грустно, конечно, что фильм поздно вышел, через 20 лет. Он еще тогда прямо сразу обошел бы все экраны мира. Я уверена в этом», — говорила в то время исполнительница главной роли Ия Саввина, которая очень любила свою грешную и святую хромоножку Асю. Актриса, правда, позже отказалась сниматься в фильме Кончаловского «Курочка Ряба» — своеобразном продолжении «Аси Клячиной», сочтя едкий, эксцентричный сценарий клеветой на русский народ. Вместо Саввиной в фильме снялась отважная Инна Чурикова. Но это, впрочем, тема для отдельного сюжета.

Вместо послесловия

К сегодняшнему дню на счету Кончаловского около четырех десятков фильмов, игровых и документальных, десятки спектаклей, драматических и оперных, поставленных им по всему миру. К своим 85 годам он словно прожил три жизни: снимал кино в СССР, потом в Америке, куда эмигрировал в 1980 году, потом в постсоветской России, куда вернулся после падения коммунистического режима. Лавры диссидента его больше не прельщают. Он вполне лоялен к нынешней российской власти. Она платит ему взаимностью — его фильмы неизменно получают поддержку у государства и аффилированных с ним структур и фигур. Так, бюджет его фильма «Щелкунчик и Крысиный король» составил более 90 млн долларов, которые в казну не вернулись. За последние десятилетия Кончаловский трижды получал престижные призы на Венецианском фестивале, его фильмы трижды выдвигались от России на «Оскар». Но многие критики до сих пор считают скромную черно-белую «Асю Клячину» его главной и лучшей картиной.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 22849
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5655
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5462
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5341
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?