По разным данным, от 20% до половины предлагаемых в салонах связи номеров ранее уже кому-то принадлежали. И вполне законопослушному абоненту, купившему такую симку, придется иметь дело с непредсказуемым прошлым ее прежнего владельца. Мошенники же с помощью таких номеров взламывают чужие аккаунты и воруют деньги.
Продажу бывших в употреблении номеров до 2023 года операторы объясняли дефицитом: тогда на растущем рынке отрасли ежегодно требовалось по 50-60 млн новых сим-карт и 15-20 млн номеров. Сейчас ситуация на рынке иная, но купить нигде не засвеченный номер по-прежнему проблематично. С начала текущего года вступили в силу законодательные требования, обязывающие операторов проверять паспортные данные российских абонентов, а у иностранных граждан наличие биометрии. В результате количество активных абонентов сократилось. По данным Роскомнадзора, в августе на всю страну насчитывалось 302 млн действующих номеров — на 15 млн меньше, чем годом ранее.
Отказ от сим-карт, которые пользователи не смогли или не захотели верифицировать, можно трактовать по-разному. С одной стороны, это быстрое и эффективное сокращение серой зоны рынка услуг связи, в которой вольготно себя чувствовали разного рода мошенники. С другой — при покупке сим-карт россияне теперь гораздо чаще попадают в неприятные ситуации.
При заключении договора с оператором собственностью абонента становится только сим-карта — кусочек пластика с микрочипом. Номер же де-факто арендуется, и потерять его легко: через 60-180 дней отсутствия активности он отправляется в так называемый отстойник. Если же абонент не выполнит требование обновить свои персональные данные, договор могут разорвать одним днем.
При этом количество мобильных номеров, используемых операторами, ограниченно. За каждый из них они сначала заплатили госпошлину, а затем делают регулярные отчисления за обслуживание в биллинговой системе. И если раньше операторы возвращали в оборот старые номера, чтобы как можно меньше покупать у Роскомнадзора новые, то теперь это делают, чтобы не платить абонентскую плату за вышедшие из оборота. Так что после периода охлаждения номера вновь поступают в продажу.
На первый взгляд, разумная практика, вот только полностью очистить историю использования симки перед продажей невозможно, и новый абонент в нагрузку к номеру получает сюрпризы. Предыдущий владелец использовал номер в мессенджерах? Значит, новому абоненту придется еще долго общаться со старыми знакомыми. Знаю это не понаслышке. Через пять минут после активации купленной симки меня добавили в два сообщества, посвященных правильному уходу за бородой. Пришлось долго доказывать, что я не «тот самый Кирилл» и что у меня нет бороды.
Но это еще цветочки по сравнению с настоящими проблемами, которые возникают при повторной продаже номера. Предыдущий абонент, например, мог быть злостным должником, соответственно, новый пользователь получит в наследство звонки от разгневанных кредиторов, а то и от коллекторов.
После периода охлаждения в оборот возвращаются и номера, ранее использовавшиеся для спам-звонков или мошеннических действий. Нарваться на такое «сокровище» — беда. Из-за активности предыдущего владельца такой номер с большой вероятностью находится в черном списке операторов, соответственно, вызовы будут автоматически маркироваться как «подозрение на спам».
Еще момент. Старый номер мог использоваться не только в мессенджерах, но и в социальных сетях, на маркетплейсах и в банковских приложениях, что открывает путь новому абоненту к чужим аккаунтам и деньгам. Здесь важно понимать, что любое противоправное действие с персональными данными другого человека и тем более его активами грозит обернуться возбуждением административного или уголовного дела.
Впрочем, по словам члена комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антона Немкина, мошенников такая перспектива ничуть не пугает. «Злоумышленники с большим удовольствием покупают бывшие в употреблении номера и стараются восстановить доступ к учетным записям в разных онлайн-сервисах. И достаточно часто им это удается, — подчеркивает депутат. — В лучшем случае это ведет к утечке персональных данных, которые сливают в даркнет, в худшем — к кибератакам, мошенничеству и серьезным финансовым потерям».
К большому сожалению, достоверных способов узнать, использовался приобретаемый номер ранее или нет, не существует. Максимум, что можно сделать, — это «пробить» его в интернете. Так хотя бы станет понятно, засвечен он в социальных сетях или нет. В остальном — вакуум. Так что берегите старые номера, а если все-таки очень нужно купить новую симку, делайте это в официальных салонах операторов, а не у метро или на рынке.