- Эта пьеса Голдинга в вашей постановке долгие годы удерживалась в репертуаре МДТ, но теперь будет занято молодое поколение...
- В театре всегда есть потребность в молодых силах. Хотя бы потому, что кому-то надо играть роли молодых героев. До этого я несколько лет не набирал курса, и сразу в труппе возникли лакуны. Молодых начали играть актеры более старшего возраста, что не вполне правильно. Все-таки молодых должны играть молодые. Хотя бывают исключения, конечно. Петрушевская когда-то полуиронически написала, что Джульетта - это возрастная роль. Но как бы мы ни иронизировали по этому поводу, лучшая Джульетта, которую я видел, была Анна-Мария Гуарниери в итальянском спектакле Франко Дзеффирелли. Eй был, кажется, 51 год, но поверьте, это было фантастическое зрелище. И рядом с ней был 23-летний Ромео - прелестный парень, который потом стал крупным артистом, но в том спектакле он безнадежно блекнул рядом с ней. Его молодая энергия оказалась слишком мелкой рядом с чувством такой силы и красоты, как у нее. Поэтому не всегда знаешь, кто должен играть эти великие роли.
- Многие театры сталкиваются с проблемой, когда молодой актер в поисках хорошего заработка начинает искать халтуру на стороне. В МДТ эта проблема, кажется, не так остра?
- Молодой актер не должен вести нищенского существования, это очень важно. Актер должен быть полноценно обеспечен, чтобы ему можно было не бегать по сериалам в поисках заработка. Конечно, если ты хочешь ездить на "мерседесе", тогда никакого театрального заработка тебе не хватит. Это во всем мире так. Даже в благоустроенной Германии в театрах довольно высокие зарплаты, которые обеспечивают актеру нормальный уровень существования, но не дают ни вилл, ни "мерседесов". Если хочешь виллы и "мерседесы", занимайся чем-то другим. Но зато, живя на актерскую зарплату, ты получаешь возможность заниматься серьезным делом, серьезным театром. А в России я сталкивался с молодыми артистами, которые получают по 5-7 тысяч рублей. Конечно, если они не будут искать работу на стороне, то просто могут умереть с голоду. "Сначала хлеб, а нравственность - потом", как довольно цинично утверждал Брехт. Правда, я считаю, что нравственность все равно первична, но театр обязан помочь актеру.
- Любому театру свойственно стариться, закостеневать. Есть ли у вас какие-то рецепты, помогающие театру оставаться живым?
- Театр, как всякий организм, подвержен духовному и физиологическому одряхлению. Этот процесс не обязательно растягивается на десятилетия, иногда это дело одного дня. Как вы помните, всего через несколько лет после возникновения Художественного театра Станиславский направил письмо к труппе, озаглавив его "Караул!". Хотя это, как мы понимаем, был самый расцвет Художественного театра. Стремление к равновесию - это свойство человеческой природы, а уж актерской - тем более. Это же ужасная профессия, потому что ты все время в чем-то неуверен, ты ничего не знаешь про себя. Успокоиться и поверить, что все в порядке, - это то, чего больше всего хочется актеру. Но весь ужас в том, что как только ты успокаиваешься, ты становишься творческим трупом. Когда я сегодня иногда читаю интервью артистов, которые говорят, что они востребованы и этим горды, то сама эта гордость, на мой взгляд, уже пахнет трупом. Театр - это коллективный художник, который все время борется с омертвением внутри себя. И каждый раз эти проблемы надо решать заново. Тут нет никаких рецептов.
Досье
Лев Додин, режиссер
Родился 14 мая 1944 года в Новокузнецке Кемеровской области. В детстве занимался в ленинградском Театре юношеского творчества (ТЮТ). В 1966-м поступил во ЛГИТМиК, после окончания которого ставил спектакли в ленинградском ТЮЗе, Театре на Литейном, БДТ, МХАТе. В 1983 году Додин стал художественным руководителем МДТ и выпустил свой легендарный спектакль "Братья и сестры" по прозе Ф. Абрамова. Лауреат Государственной премии СССР и двух Государственных премий России, премий "Триумф", "Золотая маска", "Европа - театру". Женат на актрисе Татьяне Шестаковой.
Выбор
Лучшие спектаклиЛьва Додина
"Братья и сестры" (1985)
Герои культового спектакля Додина - жители деревни Пекашино, описанной Абрамовым. Стрелер называл его "одним из величайших спектаклей XX века".
"Бесы" (1991)
Додин не ограничился отдельными сюжетными линиями из романа Достоевского, а ин-сценировал его целиком. Получился девятичасовой триптих о судьбах России.
"Московский хор" (2002)
Любимая Петрушевской коммуналка, где проходят спевки перед Международным фестивалем 57-го. Одна из обитательниц - лихая старуха Лика, сыгранная Татьяной Щуко.