Один из чеховских героев сказал, что в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. За 110 лет, что прошли со смерти Антона Павловича Чехова, мы сильно изменились, хотя и очень старались стать прекраснее.
Юрий Вяземский, телеведущий, профессор
— Мужчина должен быть умным, внутренне сильным, щедрым, не жадным. И уметь чувствовать чужую боль. В женщине ценю особый «ум сердца», обычно не свойственный мужчинам. А еще доброту, красоту и умение пожалеть. Но Чехов по-человечески мне не нравится. Он как-то очень уж холоден. Может быть, такие черты присущи многим врачам?
Дмитрий Быков, писатель
— Сам Чехов — отличный пример. Это сочетание рано обнаружившегося таланта, такта, самовоспитания, скромности. Он умел жить так, чтобы никого не беспокоить. Редчайший в русской литературе пример сдержанности. Для кого-то он циник. И пусть! Цинизмом можно считать стремление называть вещи своими именами. Чехов справедливо надеялся, что самовоспитание поможет нам выдавить из себя раба. Это больно, спору нет.
Игорь Волгин, писатель, президент Фонда Достоевского
— Идеального человека быть не может. Если он идеален, то это подозрительно. Получится эдакий отвратительный красавец. А стремиться людям нужно к нравственности, открытости к другим, скромности, пониманию своей конечности. И, разумеется, к высокому уровню культуры. Человек разумный еще не означает человек культурный. Поэтому и существует фраза, приписываемая Достоевскому: «Красота спасет мир». Однако в «Идиоте» было иначе: «Мир красотой спасется». Чувствуете разницу? Миру нужно приложить усилия, чтобы обрести спасение...
Антон Носик, блогер
— Чеховский идеал вполне соответствует моему. В человеке важна органичность, отсутствие перекосов в сторону той или иной душевной склонности. Такие люди существуют, в частности, и среди моих друзей.
Павел Пожигайло, председатель Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты
— У Чехова прекрасные пьесы, он точно изобразил ностальгию по уходящему времени. Но Антон Павлович не дал ответа на вопрос «Что дальше?» Не смог сформулировать и образ прекрасного человека. Зато это удалось Достоевскому, Пушкину, Лескову... В Софье Мармеладовой, Татьяне Лариной и «Очарованном страннике» есть, на мой взгляд, главные черты прекрасного человека: сострадание, покаяние, искренность и любовь. Замечательные герои живут не только в книгах, они встречаются и среди современников. Я бы к ним отнес покойного Савву Ямщикова, Константина Михайлова из «Архнадзора»...
