Автор сценария "Подмены" Джей Майкл Страчински провел год, изучая историю маньяка Гордона Норкотта, похитителя и убийцы детей. Лос-анджелесская полиция списала дело, заведенное в конце 20-х годов прошлого века, в архив, его намеревались уничтожить, и если бы не сотрудник полиции, пригласивший Страчински покопаться в архиве, об этом деле благополучно бы забыли.
Его могли и вовсе не завести. Когда бы не детектив Лестер Ибарра (Майкл Келли), который работал в то время и занялся показаниями подростка, которого Норкотт заставлял помогать ему, несмотря на то, что начальство приказывало детективу свои изыскания прекратить. Когда бы не пастор пресвитерианской церкви Густав (Джон Малкович), всей душой ненавидевший полицейский произвол и боровшийся с ним при помощи прихожан и прессы. Когда бы не мать-одиночка Кристин Коллинз (Анджелина Джоли), которой вместо потерянного сына Уолтера полицейские привели другого мальчика, а когда она отказалась его признать, поместили в психиатрическую лечебницу: и историю этой женщины Страчински сделал основной в очень густом, насыщенном эмоциями и персонажами фильме Клинта Иствуда.
Тот согласился снимать "Подмену" сразу же, едва прочитав сценарий: эта история словно была написана для того, чтобы встать в его фильмографии в один ряд с "Малышкой на миллион" и "Таинственной рекой" - в ней нет радости, но есть дорога к ней; и человеческое бессилие, которое Иствуд исправно показывает в своих картинах, не оборачивается полной беспросветностью. Пастор спасет Кристин из лечебницы, ее сестра по несчастью спустя семь лет найдет сына, которому удалось сбежать с кровавого ранчо Норкотта, и тонкогубого капитана Джонса (Джеффри Донован), травившего Кристин, отстранят от должности. Все пройдет согласно принципу семьи Коллинзов: "Никогда не начинай драку, но всегда ее заканчивай" - точнее, почти все. Потому что Кристин будет по-прежнему звонить в департаменты разных штатов, занимающиеся пропавшими детьми: "Нет никого, кто бы подходил под описание Уолтера Коллинза? Хорошо, я позвоню через месяц. Или через два". У Кристин белое лицо, алый рот, похожая на кашпо шляпка - и никакого оружия, кроме самой себя. В "Подмене" Анджелине Джоли все-таки удается отстраниться от миссис Смит, Лары Крофт и бекмамбетовской татуированной Фокс, несмотря на то, что такие роли, как Кристин, для нее не совсем привычны. Но режиссер уже говорил, что Джоли выглядит слишком красивой для хорошей актрисы, и специально показывает ее испуганной, измученной, лохматой, делая для ее карьеры примерно то же, что сделала сама с собой Шарлиз Терон в "Монстре".
В последней части "Подмены" есть несколько сцен, которые кажутся финалом: суд над полицейскими, казнь убийцы, разговор с пастором о том, что на небесах все встретятся - но они оказываются лишь передышками, после которых снова продолжается противостояние власти и правды. Его участники уже встретились на небесах, но само по себе оно не кончилось и не кончится никогда; Иствуд не зря говорил, что из титров фильма стоит убрать слишком конкретную фразу "Основано на реальных событиях".
