Это раньше у Берлинале была своя ниша: острое политическое кино плюс борьба за права гомосексуалистов. Гей-фильмы в программе фестиваля остались и по сей день, а вот на место политической дискуссии пришло лоббирование национальных интересов. В конкурсе только что завершившегося 59-го смотра 6 из 19 фильмов были сняты при участии Германии, вне конкурса немецкий кинематограф был представлен еще более широко.
Пропагандировать родное кино, пусть и в ущерб качеству смотра, - такова негласная позиция президента Берлинале Дитера Косслика. В ответ молодые французские кинематографисты несколько лет назад призвали бойкотировать фестиваль. Теперь в Берлине редко встретишь французского режиссера, журналиста или прокатчика.
К счастью, в отличие от Московского фестиваля, не стесняющегося три раза за четыре года отдать главный приз российской картине, в Берлине немецкие картины выигрывают редко. Вот и в этом году "Золотой медведь" достался ленте молодой перуанки Клаудии Льосы "Молоко скорби". Жюри под руководством Тильды Суинтон приняло, похоже, единственно правильное решение. Картину о женщине, пережившей две гражданские войны и всосавшей с молоком матери такое чувство, как страх, вряд ли можно назвать сенсационной, зато выстраданной - точно.
59-му Берлинале сильнее всего не хватало искренности. На фестивале превалировали два типа фильмов: претенциозные спекуляции на тему мультикультурности и глобализации, как, например, "Мамонт" модного шведа Лукаса Мудиссона, а также вполне классические костюмные драмы о любви пожилой женщины к молодому мужчине, подобные картины привезли Стивен Фрирз ("Шери"), Анджей Вайда ("Камыш") и Жюли Дельпи ("Графиня").
На этом фоне особенно выигрышно смотрелись простые, едва ли не дебютные по теме, амбициям и бюджету картины. Приз за режиссуру ушел иранцу Асгару Фархади за ленту "Об Элли" - о девушке, сбежавшей от жениха. Гран-при получила немецкая мелодрама "Все остальные" о том, как скучного архитектора пытается, но не может подбить на что-то неожиданное его очаровательно-эксцентричная подружка. Исполнительница главной роли в этой картине, Бригит Минихмайр, удостоилась за свою работу "Серебряного медведя". Кроме того, жюри отметило уругвайскую картину "Гигант" о здоровенном охраннике, который трогательно влюбляется в уборщицу.
Впрочем, главной отрадой фестиваля стал отреставрированный мюзикл Джина Келли "Хеллоу, Долли". Берлинале, как и ММКФ, последние годы хвалят исключительно за хорошие ретроспективы.
