Главная Культура 20:47 16 Марта 2020 819
Жестоки не по-детски

В Театре имени Сац поставили оперу о мире, больном инфантилизмом 

Сергей Бирюков
Герои намертво привязаны к своей Комнате, жизни вне которой себе не представляют. Фото Елены Лапиной, предоставлено Театром имени Наталии Сац

В нашей стране всякая постановка оперы Филипа Гласса (знаменитый американский композитор написал их более двадцати, но лишь единицы знакомы отечественному зрителю) – событие. А тем более если эта опера – на сюжет одного из самых глубоких и загадочных сочинителей последнего столетия Жана Кокто. Тем более – если она на тему детства, точнее инфантилизма, которым болен современный мир. И тем более – если поставлено это произведение в детском театре. В том, где, вопреки расхожему представлению, далеко не только «Теремок» с «Кошкиным домом» идут, но и самая серьезная мировая классика, и барочные редкости, и авангард, а теперь вот – и такая опера для публики 16+, как очень точно обозначено в программке спектакля Театра имени Наталии Сац «Жестокие дети». Самый возраст задуматься о том, «куда уходит детство» и что бывает с теми Питерами Пэнами, которые хотят остаться в нем навсегда, но не улетают на сказочный остров, а живут среди нас, продолжая свои игры – по-детски безбашенные и часто по-взрослому жестокие.

Роман Кокто «Жестокие дети», наверное, не случайно появился в начале ХХ века (1927 год), когда человечество, очнувшись от грез XIX века, обнаружило, что способно поставить себя на грань уничтожения ради самых примитивных инстинктов обладания. Опера Филипа Гласса (автора таких известных в мире опер, как «Эйнштейн на пляже», «Процесс», «Сатьяграха» – последняя до нынешних дней, кажется, единственная имела в России постановочную историю) написана в самом конце столетия (1996 год), к сожалению, так и не сделавшего людей мудрее и добрее. Ну и сегодня, еще четверть века спустя, мы видим, что властолюбие и эгоизм, которые ничто иное как инфантилизм, получивший в свои руки громадную власть, ни на йоту не сдали своих позиций.

Вот на какие мысли навело произведение, внешне предельно скромное – четыре певца-солиста и оркестр из всего трех фортепиано. И действие, не выходящее из пределов одной комнаты. Точнее, Комнаты, как, с большой буквы, названа она в либретто, потому что это единое пространство – модель человеческой Ойкумены, из которой людям никуда не деться, но и пользуются они ей не самым разумным образом.

Элизабет с братом Полем всегда жили «как две части одного организма», а чтобы жизнь обрела смысл и цель, придумали Игру – какую, нам не сообщают, тут режиссер Георгий Исаакян, не поскупившись на намеки, мудро избежал прямолинейности, за что ему респект. А художница Ксения Перетрухина  нашла этой Игре (которая и сама метафора искусственной, придуманной жизни) отличный зрелищный символ – бадминтон с его вроде бы невесомыми, но совершенно нелетучими шариками, не способными преодолеть и нескольких метров. Один из таких шариков – герои в этот момент играют в снежки – попадает в грудь Поля и неожиданно едва не убивает мальчика: то ли пустивший его озорник Даржело запрятал внутрь камень, то ли просто Поль такой хиляк. Даржело после этой начальной сцены больше не появится: он выполнил роль перста судьбы, отметившего самое слабое звено в связке героев. Зато появится похожая на него как близнец чудесная добрая девушка Агата, в которую Поль влюбится. И эта любовь встретит ожесточенное сопротивление Лиз, не желающей потерять власть над Полем, а вместе с тем возможность играть бесконечно в свою Игру, подменяющую настоящую, взрослую Жизнь, к которой Элизабет совершенно не готова. Сетью интриг она женит на Агате Жерара, простодушного друга Поля. А когда и это не помогает, готова отравить брата и застрелить… Агату? А может, самое себя?

Клубок отношений, лихо закрученный и вместе с тем как бы нарисованный скупой графикой (Кокто был и великолепным художником), совершенно объяснимо заинтересовал композитора-минималиста Филипа Гласса. В его по внешности примитивном, как вирус, музыкальном языке – многократно повторяемых, как бы заикающихся, постоянно неуловимо варьируемых, «генетически мутирующих» гармонических и фактурных формулах – отражается само течение жизни, стихийное и подчас вовсе лишенное смысла. Поскольку оформленные мелодии в таком «первично-белковом» материале практически исключены, то и индивидуальные характеристики героев обнаружить сложно, все персонажи изъясняются примерно на один речитативно-распевный лад, являясь скорее архетипами этого коллективного рассказа-мифа, чем личностями в полном смысле. Тем больший восторг вызвала у автора этих строк работа актеров Людмилы Вересковой (фанатичная Лиз), Анны Холмовской (недалекая Агата-Даржело), Сергея Петрищева (простак Жерар) и Дениса Болдова (меланхоличный Поль), насытивших полуторачасовой музыкальный поток громадной страстью. Притом они – не единственные участники каста, у театра его хватает на два, а то и три состава. Особо скажу об услышанных мною пианистках Анастасии Зиминой, Олесе Потаповой и Дарье Смирновой – они же концертмейстеры театра: выдержать такую нагрузку, лишь на редкую секунду получая в качестве милости от композитора паузу, а все полтора часа «лупасящих» (по хлесткому замечанию кого-то из зрителей) эти на самом деле очень хитрые, полные лукавых синкоп и негармонических тонов пассажи – настоящий подвиг. Помогла его совершить дирижер Алевтина Иоффе, держащая эту сверхподвижную звуковую ткань в своих крепких руках.

По саспенсу это истинный триллер, не хуже хичкоковских. По черно-белой простоте сценических решений – пример постановочной виртуозности, конгениальной «графике» Кокто и Гласса. Персонажи, в чьем распоряжении три абсолютно одинаковые кровати и ванны (в доме еще жила мать Лиз и Поля, символично умирающая в самом начале сюжета), так и норовят сгрудиться все разом в чьем-нибудь уголке, страшно толкаясь, но и не в состоянии обойтись друг без друга, настолько они боятся дыхания Жизни вне привычного им замкнутого круга. «Надо уметь ненавидеть жизнь», истерически бросает Лиз фразу, за которой следует роковой выстрел. Не правда ли, наводит на ассоциации? Сколько миллионов выстрелов гремят в наше время по всему миру именно потому, что стремящиеся удержать власть люди любят ее больше, чем жизнь, порой даже свою собственную. И уж тем более, если эта жизнь – чужая.

P.S. Опера исполняется с разрешения издательства Dunvagen Music Publishers, Inc 

Комментарии для сайта Cackle

Что не так с фильмом о подвиге легендарного летчика

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Девятаев в кино и в жизни. Фото из открытых источников

За первый уик-энд фильм «Девятаев» при бюджете 625 млн рублей собрал в нашем прокате только 80 млн. Весьма скромный старт для столь амбициозного проекта. Уже понятно, что по результатам проката фильм вернет едва ли...

Если посмотреть этот сериал по Прилепину сразу от начала до конца, то возникнет ощущение, будто пыльным мешком по башке долбанули

Сергей Беднов
Труд
Захар Прилепин опубликовал «Обитель» в знаковом 2014 году. Фото: globallookpress.com

Как в хорошем, так и в плохом смысле. С одной стороны, голова идет кругом от количества вновь узнанных исторических фактов, перипетий драматического сюжета, ярких судеб героев, сильных сцен. С другой —...

Почему Петр I отменил запрет для иностранцев нанимать русских слуг

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Гравюра Эрика Пальмквиста. Фото из открытых источников.

Отношения между странами все больше напоминают коммунальные свары крепко пьющих соседей: бесконечный ор с взаимными оскорблениями и высылкой дипломатов, череда шпионских скандалов, составление списков «недружественных стран»:...

Культура 00:20 / 21 Мая 2021 25035
Поющая камарилья

Не путать с эскадрильей из знаменитого советского фильма. В отличие от нее, в камарилье нет ничего хорошего

Сергей Беднов
Труд
Юрий Лоза уверен: если кто-то из «зубров» российской эстрады кого-то хвалит – он врет. Потому что это – пиар потенциального конкурента. Фото: Anton Belitsky, globallookpress.com

Это слово обозначает группу приближенных к власти людей, которые путем интриг влияет на ход событий с целью извлечения личной выгоды. Почему она поющая? Потому что речь пойдет о музыкальной политике российского ТВ, вполне...

Небольшое войско русских два дня отбивалось от орды крымского хана Девлета Гирея, сорвав внезапный удар по землям Московского царства 

Найденные дайверами артефакты. Фото: Институт археологии РАН и Государственный музей-заповедник «Куликово поле»

Российские дайверы из клуба «Диво» обнаружили в реке Гоголь на территории Орловской области более 200 древних предметов. Любители подводного плавания обратились к ученому Олегу Радюшу из Сейминско-Суджинской экспедиции Института...

Телепрограммы праздничных дней предсказуемы до зевоты. Но на сей раз одна интрига все же будет

Сергей Беднов
Труд
На Первом канале грядет премьера - «Подольские курсанты». Кадр с сайта kinopoisk.ru

На вечер субботы «Россия» запланировала «Бриллиантовую руку». Все правильно, на Первомай всегда советские комедии показывают. А как только Семен Семенович разберется с контрабандистами, начнется трансляция...

Культура 00:22 / 30 Апреля 2021 13014
При жандармах писано…

Музей Герцена раскрыл архивы

Дарья Ефремова
Труд
Медальон с портретом А. И. Герцена. Изображения предоставлены Домом-музеем А. И. Герцена

В Доме-музее А.И. Герцена (входящем в состав Государственного музея истории русской литературы имени В.И. Даля) открылась экспозиция «Разыскания и находки. Дары и приобретения», на которой представлены прежде...

Вчера в Москве завершил свою работу 43 Московский Международный кинофестиваль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фильм с таким смачным названием - сатира на современное общество, которое предало одинокую женщину злобной интернет-травле

Несмотря на пандемические сложности, он прошел «вживую» — в отличие от многих престижных зарубежных киносмотров, которые вынуждены довольствоваться онлайн-форматом. Аншлагов на ММКФ по известным...

Культура 00:23 / 30 Апреля 2021 11912
Тень на Корбюзье

В обход регламентов в центре Москвы собираются построить 200-метровый небоскреб

Елена Широян, искусствовед
Труд
Башня высотой под 200 метров агрессивно изменит облик проспекта Сахарова (слева) и старинной Мясницкой улицы. Фото с сайта archnadzor.ru

Судя по тому, какие строительные проекты всерьез выдвигаются сегодня в Москве, в скором будущем центр столицы ощетинится десятками, если не сотнями небоскрёбов. Очень быстро они превратят в карликов даже знаменитые сталинские...

Легенда о проклятии игуменьи

Марина Крючкова, архивариус
Труд
А.Афанасьев. Историческое изображение торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. 1817 года 12 октября. Фото из открытых источников.

26 мая 1883 года в Москве освятили храм Христа Спасителя — событие, которое тогдашние «Современные известия» назвали запоздавшим как минимум на полвека. Ведь Александр I, в декабре 1812 года издавший...

Необходимое послесловие к премиям «Ника» и «Оскар»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором «Ники» стал фильм «Дорогие товарищи!», «Оскара» - «Земля кочевников»

Все смешалось в кинематографическом доме. Из-за пандемии сдвинулись привычные сроки проведения фестивалей и премий. Вот и получилось, что церемония «Ники» прошла в один день и едва ли не в те же...

Культура 22:01 / 01 Мая 2021 10956
Кина не будет?

Бывший фронтмен культовой группы Sex Pistols Джон Лайдон раскритиковал идею снять сериал о коллективе

Труд
Фото: Michael Nigro/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Не так давно «Труд» сообщал о начале работы над мини-сериалом о культовой панк-рок-группе Sex Pistols. Об этом, в свою очередь, оповестил знаменитый британский режиссер и продюсер Дэнни Бойл («На игле»)....

Почему в Москве нет площади имени великого композитора, спрашивает Денис Мацуев

Сергей Бирюков
Труд
Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Фото из открытых источников.

Позвольте, дорогой читатель, сегодня, в день рождения Петра Ильича Чайковского, спросить вас: знаете ли вы, что в Москве нет ни улицы, ни площади, ни даже переулка, носящих имя величайшего русского композитора?...

Разговор с писателем Дмитрием Лихановым о собаках и людях

Владимир Петров
Труд
Писатель и его герой – Валерий Бурков, без которого не было бы романа «Звезда и Крест». Фото из личного архива автора

Книги Дмитрия Лиханова не дают жить спокойно — остаются занозой в сердце. Душа без конца возвращается к прочитанному, отзываясь маетой и неясным беспокойством, как на непогоду. Как-то не так мы живем, что-то не так мы делаем, если все в этих...

Культура 00:15 / 30 Апреля 2021 9822
Календарь: 30 апреля

Легендарному фильму «Белорусский вокзал» исполнилось полвека

Труд
Кадр из к/ф «Белорусский вокзал». Фото: globallookpress.com

1642 Скончался князь Дмитрий Пожарский, русский национальный герой, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов. 1649 Царь Алексей Михайлович утвердил «Наказ о гражданском благочинии»,...

Культура 00:12 / 30 Апреля 2021 9523
Встречаемся у Канта

В Калининграде напомнили уроки великого мыслителя, которые люди мира, к сожалению, плохо усвоили

Сергей Бирюков, Калининград - Москва
Труд
Автор, режиссер и исполнитель Дмитрий Минчёнок и тень актрисы Марии Черновой. Фото предоставлено Кафедральным собором Калининграда

«Встретимся у Канта в 17 часов 24 минуты» — этот странный для большинства жителей земли уговор понятен без объяснений в Калининграде. 1724-й — год появления на свет самого знаменитого из всех кенигсбержцев, и именно в этот час в его день рождения...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?