Главная Культура 00:20 16 Октября 2020 3194
«В нашей жизни так много от театра абсурда»

Зачем Евгений Водолазкин наведался в палату к больным коронавирусом

Александр Славуцкий
Фото: АГН Москва, globallookpress.com

Евгений Водолазкин однажды уже совершил крутой вираж в судьбе: специалист по древнерусской литературе, доктор филологических наук, сотрудник Пушкинского Дома, ученик Лихачева вдруг заявил о себе как прозаик. Первый же роман писателя «Соловьев и Ларионов» в 2010 году вошел в шорт-лист «Большой книги». Через два года вышел роман-житие «Лавр», получивший и «Большую книгу», и множество других премий. К сегодняшнему дню книги «русского Умберто Эко», как его уже привычно называют, переведены более чем на 30 языков. И вот издательство «АСТ» раскрыло еще одну сторону творчества Водолазкина, выпустив сборник «Сестра четырех», где автор выступает в роли драматурга. Книгу эту писатель представил на недавней Московской международной книжной ярмарке.

— Прежде всего уточню, что пьесы я начал писать не вчера, а лет 20 назад. Несмотря на это, драматургом себя не считаю. Между прозой и драматургией если не пропасть, то большой овраг. И в драматургических опытах я остаюсь прозаиком. Как когда-то явился им, например, Пушкин в «Борисе Годунове» — тексте, который Как пьеса совсем не сценичен, но прекрасно читается с книжного листа. Можно сказать, я создал в уме прозаическое произведение, а потом убрал все, кроме диалогов. Мои герои в этих сюжетах больше любят слово, чем действие. Хотя это не помешало уже поставить мои пьесы в нескольких театрах России. А буквально сегодня иду в «Современник» на «режиссерскую читку» этого сборника: его фрагменты представят четверо молодых постановщиков вместе с артистами театра.

— Открывающая книгу пьеса «Сестра четырех», на мой взгляд, явно отталкивается от традиций театра абсурда Эжена Ионеско.

— Она и самая свежая во всей книге. Абсурд мне близок, потому что без приемов бурлеска и гротеска трудно передать нашу жизнь. Они, кстати, не только в пьесах, но и в совсем недавно законченном романе «История острова» есть. Главный ключ к пьесе «Сестра четырех» — то , что все ее герои — «ненастоящие». Это несколько человек, попавших в больничную палату в период коронавирусной пандемии. Но один из них, представляющийся писателем, не пишет уже 15 лет. Другой, депутат, оказывается проходимцем. А врач, хотя и лечит, медицинского вуза не оканчивал... В двух шагах от смерти они начинают откровенничать и каяться. Но и после этого, как ни странно, в них особо ничего не меняется. И непонятно, с чем они пойдут завтра в жизнь, если таковая для них продолжится... Вот в чем штука: мир настолько опошлился, что даже самые серьезные встряски не помогают людям выправиться.

— Пандемия обрушивается на нас из всех событийных сводок. Каково работать с таким по сути новостным материалом, не имея времени для рефлексии?

— Над текстом о пандемии ничуть не труднее работать, чем над любым другим, кроме одного случая — когда ты сам болен. По счастью, бог хранил меня, и я не заразился. Хотя в начале думал, что могу быть наказан за дерзость обращения к больной в самом прямом смысле теме. В «Сестре четырех» я попытался разобраться в парадоксальности нынешней ситуации. Ведь за всю историю ничего подобного наша планета не переживала. Никогда мир не реагировал так глобально на пандемию, хотя бывали инфекции и не менее опасные, чем коронавирус. Но справедливость требует признать: при всем своем изумлении я не сразу принялся писать, понимая разницу между публицистикой и литературой. Первая — это, так сказать, измерение температуры, вторая — уже постановка диагноза. Какая-то дистанция все же была, и соблюсти ее помогло такое мощное средство, как смех. Именно смех, учил нас Бахтин, — это своего рода вненаходимость. Посредством смеха человек отходит от своего времени и социума на некоторое отдаление и способен бросить на происходящее (в том числе с ним самим) сторонний взгляд.

— Мы с вами начали разговор с театра абсурда, но сегодня, как считают многие, на передний край литературы вышел постмодернизм.

— О постмодернизме написано море исследований, но если сказать совсем кратко, то всякое литературное явление имеет свою матрицу, образец — а вот постмодернизм такого образца не имеет. Это эквилибристика цитатами. Ирония по поводу стереотипов. Если сравнить литературу, какой она пришла к нынешнему тысячелетию, с бортом старого корабля, заросшего тиной и ракушками, то постмодернизм сделал очень много для его расчистки. Однако это хороший разрушитель, но плохой строитель.

Что касается меня, то я реалист, но понимающий реальность особым образом. Мой реализм прекрасно совмещается с фантазийной нарезкой действительности. Легко могу переносить события из одной точки пространства-времени в другую. Кстати, те, кого мы привыкли называть фантастами (если только речь не об авторах фэнтези), тоже вполне реалисты по самому методу, по тому, как обстоятельно они описывают межпланетные полеты и удаленные от Земли миры. Да и реалисты в самом традиционном смысле таковыми являются весьма условно, потому что, когда человек «реалистически» описывает что-то, он же не рассказывает все подряд, а выбирает ту часть бытия, которая нужна ему.

— В своих книгах вы, как правило, обстоятельно описываете плохих героев, а о положительных пишете гораздо скупее, нам часто даже трудно себе представить, как они выглядят. Почему так?

— Как поет мой земляк Борис Гребенщиков, «плохие новости скачут как блохи, а хорошие и так ясны». Давно открыто: описывать плохих людей куда проще, это благодатный материал для писателя. Негатив бросок. Но в этой броскости и опасность: можно переборщить, а писателю важно понимать, что он описывает негатив не ради самого негатива, а для достижения позитивных целей.

— Многие сегодня сетуют на то, что современный человек читает по диагонали, пропуская фразы, абзацы, мысли. Вам не хватает вдумчивого читателя?

— Человеческое мышление ровно таково, каким оно было и тысячу лет назад. Последние десятилетия дали очень важные изменения в другом — в самой организации цивилизации и культуры. Думаю, сейчас можно говорить о завершении эпохи Нового времени, которое сменило средневековье, и начале иного исторического периода. Какого? Вот этого твердо сказать пока нельзя, но ощущение тектонического сдвига — явное. Впрочем, есть вещи, не зависящие даже от тектонических сдвигов. Люди всегда будут стремиться к познанию мира, Бога, самих себя. И никогда не исчезнет читательская аудитория, которая интересуется серьезными книгами, а не какой-нибудь ерундой. Пусть сменяются носители — допустим, вместо бумажной книги будет электронная, звуковая или еще какая-то: это все второстепенное, вопросы формы, а главное — чтобы до человека доносился серьезный текст, а не болтовня.

— Вы человек питерский, но часто бываете и в Москве. Что скажете насчет извечного спора, какой город круче?

— На такой вопрос я обычно отвечаю, что это любовные игры участников пары, которые хотят лучше почувствовать друг друга. Сам я, наверное, не очень типичный для Питера житель, потому что очень люблю Москву. В этом огромном городе, наполненном энергией власти, достаточно и толерантности. Тут можно выглядеть как угодно и говорить что угодно, а вот Питер имеет «строгий, стройный вид». Если ты там даже внешне отклоняешься от принятых клише, на тебя могут посмотреть косо. Студентом я ходил на лекции академика Панченко, и у него спросили мнение о работах Льва Николаевича Гумилева. Он ответил: «Это замечательная научная проза». А потом подумал и добавил: «Он из очень хорошей семьи». Для Питера это важно, а для Москвы — нет. Москва абсолютно демократична. На самом деле в жизни нужно и то и другое. И смена атмосферы Петербурга на атмосферу Москвы — как контрастный душ. Если чувствую, что устал от своего города, то понимаю, что надо вечерним поездом ехать в Первопрестольную.

— А есть ли отличие между успехом по-питерски и по-московски?

— Как говорит один мой друг, успех по-питерски — это когда тебя узнают в книжном магазине, а по-московски — когда ты за вечер успеваешь объехать пять телекомпаний. У нас просто нет такого количества масс-медиа, нечего объезжать. И меня это скорее радует, потому что нахожусь уже в той жизненной стадии, когда хочется работать в тишине. Лет в 25, думаю, я просто бы балдел от одних имен, что высвечиваются сейчас на моем телефоне. Мне, конечно, и сегодня внимание к моей персоне лестно, но сказать, что это имеет для меня большое значение, не могу. В юности очень хочется успеха, это важный мотор, который выводит на определенные высоты. В зрелом возрасте желанны уже совсем другие призы, другая глубина отклика.

— У вас, знаю, был шанс перебраться в Германию, которую вы, кстати, нередко описываете в своих книгах. Почему вы им не воспользовались?

— Я люблю Германию и ее культуру, хорошо знаю немецкий язык. С семьей мы там прожили пять лет. Мне предлагали там работу, но мы, нисколько не колеблясь, вернулись домой. Я не осуждаю тех, кто уезжает. Когда ты находишься здесь, посреди российских проблем, жизнь за границей может показаться раем. Но, переезжая туда, видишь, что и там полно сложностей. А для меня критично другое: там не говорят по-русски. А постоянный чужой языковой фон может привести на грань нервоза. И знаете, когда я вернулся в Россию и родную языковую среду, то был как идиот счастлив. Просто не могу вам передать, до какой степени. Исхожу из того, что если человек поставлен Богом в определенную точку мира, то это не случайно. Раз я родился в России, значит должен быть в этой культуре. Но об одном свойстве немцев, которое на меня произвело огромное впечатление, хочу сказать особо. Они очень личностно переживают вину за ту беду, которую их страна принесла другим народам. И это их покаяние совершенно искренне.

— Каждая будущая знаменитость сначала работает на свое имя, потом уже имя работает на человека. Когда этот перелом случился у вас?

— Вспоминается 2011 год, премия «Большая книга», где мой роман «Соловьев и Ларионов» попал в шорт-лист, но награды не выиграл. На торжественной церемонии Владимир Маканин предложил выпить с ним водки. И после опрокинутой рюмки сказал: «Вам имени не хватило. А они реагируют на имя». По его словам, «Соловьев и Ларионов» был лучшим из написанного в том году... Но уже в следующий раз, когда на «Большую книгу» выдвинули роман «Лавр», имени мне «хватило». Почему это случилось так скоро? Наверное, отчасти потому, что я очень поздно стартовал — т.е.долго копил силы и тем самым хорошо подготовил почву. Дальше все уже текло как по маслу. Притом что я никогда ничего ни у кого не прошу, всего достигаю только за собственным письменным столом. Ну и очень важно отношение публики. Книга может быть сколько угодно захвалена критиками, но если не пользуется любовью читателей, она никому не нужна. Вообще же все непредсказуемо, и элемент везения нельзя сбрасывать со счетов. Бывает, что люди, как вы говорите, «с именем» проваливаются, а писатели «без имени» выстреливают как ракеты. На той же премии «Большая книга» один важный критик мне предрекал: «Этой премии ты не получишь, потому она — мейнстрим, а твой «Лавр» — не мейнстрим». И вот «Большую книгу» я получаю, а через некоторое время мы встречаемся с тем критиком, и он со своим всегдашним важным видом басит: «Да, все знаю. Мейнстрим изменился».

Комментарии для сайта Cackle

Отчего дамы и господа из «ящика» так переполошились при явлении «Кальмара» народу?

Сергей Беднов
Труд
У «Игры» отличный сценарий, полный интриг, держащих зрителя в напряжении. Фото: Rolf Vennenbernd/dpa, globallookpress.com

Вообще-то «Труд» редко пишет о телевизионных премьерах на платных сервисах. Но здесь случай особый. Корейскому сериалу «Игра в кальмара», показанному Netflix и ставшему самым прибыльным проектом...

На «Оскар» от нашей страны будет претендовать новая работа ученицы Сокурова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Разжимая кулаки» с сайта kinopoisk.ru

Ранее фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки» завоевал Главный приз в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, а после показов в Нью-Йорке, Иерусалиме, Торонто, Сан-Себастьяне приобрел широкую...

Ну вот, на смену худруку-режиссеру в МХТ имени Чехова пришел худрук-артист

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Очевидно, что легко Константину Юрьевичу не будет. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На этой неделе Минкультуры слегка ошеломило новостью: уходит стоявший у руля Сергей Женовач. Впрочем, для тех, кто пристально следил за жизнью театра в Камергерском, это событие не стало таким уж неожиданным. Когда...

Маэстро Морихиро Ивата 30 лет работает в главных труппах России

Екатерина Беляева
Труд
Партия Шута в «Лебедином озере» – одна из коронных в репертуаре Морихиро Иваты. Фото из его личного архива

Грамота Министерства иностранных дел Японии, ежегодно отмечающего тех, кто вносит особый вклад в развитие отношений с зарубежными странами, на днях была вручена японско-российскому танцовщику и хореографу Морихиро Ивате....

Культура 21:01 / 30 Октября 2021 10927
Гражданство за любовь

Уругвайская кинозвезда Наталия Орейро стала гражданкой России. А мы почему-то недовольны

Труд
Наталия бывала у нас десятки раз и даже свой инстаграм ведет по-русски. Фото: Дарья Парчинская/Russian Look, globallookpress.com

При всем обожании зрительниц старшего поколения сериала «Дикий ангел» и Наталии Орейро язык не повернется сказать, что россияне пришли в восторг, узнав, что уругвайской звезде и ее сыну даровано гражданство...

Сразу в нескольких городах Калининградской области власти объявили «тихую войну» памятникам

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Парковая скульптура «Несущая воду» – самая известная работа немецкого мастера Германа Брахерта. Теперь она хранится в музее, а вокруг ее копий ломаются копья… Фото из открытых источников

Советск Калининградской области до 1946 года назывался Тильзитом. А в 1807-м здесь состоялись переговоры двух императоров: Александра I и Наполеона, по итогам которых между Россией и Францией был подписан Тильзитский...

«Включаешь телевизор - там тесты ДНК, драки, за волосы друг друга таскают, грубость, оскорбления - ужас!» - посетовала спикер СФ Валентина Матвиенко

Труд
Фото: пресс-служба Совета Федерации, globallookpress.com

Валентина Матвиенко, спикер СФ — Включаешь телевизор — там тесты ДНК, драки, за волосы друг друга таскают, грубость, оскорбления — ужас! Я уж не говорю о жестокости, о наших детективах,...

Известный телеведущий находит в родной стране аналоги самых диковинных мировых достопримечательностей

Анна Чепурнова
Труд
Самое трудное – решить, куда отправиться. Не потому, что все видено, а наоборот – велик выбор. Фото предоставлены телеканалом «Моя Планета»

Оскар Уайльд писал: «Путешествия удивительно облагораживают душу и помогают избавиться от предрассудков». Целительный эффект дальних поездок давно доказан научно. И хотя с закрытием границ из-за короновируса перемещаться...

Культура 20:01 / 30 Октября 2021 10191
Прощай, оружие!

После трагического инцидента на съемках фильма «Ржавчина» голливудские деятели отменяют использование настоящего оружия на съемках

Труд
Это шуточное селфи Алека Болдуина оказалось трагически пророческим. Фото: face to face/Instagram, globallookpress.com

После трагического инцидента на съемках фильма «Ржавчина», когда Алек Болдуин случайно застрелил оператора-постановщика Галину Хатчинс, голливудские деятели один за другим отменяют использование настоящего оружия на съемках....

Оперному певцу Виктору Коротичу пришлось полежать на питерской мостовой. Да еще в наручниках

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: w85/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Широкая известность пришла к солисту оперной труппы Мариинского театра Виктору Коротичу на этой неделе. Но не на сцене, а на мостовой. На нее, родимую, скрутив артисту руки за спиной и надев...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Simon Katzer, globallookpress.com

Только-только небо над планетой прояснилось и люди снова подняли головы, стали доставать чемоданы из кладовок, рукопожатничать и даже целоваться, как очередная волна коронавируса норовит загнать всех назад - в границы, в тесные рамки дозволенного....

Известный актер считает главным делом своей жизни театр и музыку

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото Вячеслава Новикова

На Первом канале в разгаре показ сериала «Мосгаз. Дело № 8:Западня». Это продолжение серии теледетективов о майоре Черкасове, который вместе со своими коллегами по МУРу раскрывает леденящие душу преступления....

Даже с помощью скандальных ток-шоу удержать зрителя все сложнее

Ирина Хмара
Труд
Доколе? Валентина Матвиенко предложила бороться с безнравственностью на российском телевидении. Фото: пресс-служба Совета Федерации, globallookpress.com

На днях Валентина Матвиенко предложила бороться с безнравственными передачами на российском телевидении. В пример председатель Совфеда привела программы, в которых в прямом эфире делаются тесты ДНК и устраиваются...

Культура 00:06 / 22 Октября 2021 8630
Игра в классики

В российский прокат вышли два амбициозных европейских проекта

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Французы выпустили фильм «Эйфель» - немцы ответили фильмом «Королевская игра». Кадры с сайта kinopoisk.ru

Как говорится, не Голливудом единым... На наших экранах появились сразу две громкие европейские картины, которые в идеале могли привлечь внимание вдумчивых зрителей, изрядно подуставших от однообразных похождений Джеймса...

Культура 00:11 / 19 Ноября 2021 7970
«Тату»: их не догонят?

20 ноября в Москве будут петь песни скандального дуэта

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
«Я сошла с ума», «Нас не догонят», белые рубашки и короткие клетчатые юбки заняли своё место в истории русской поп-музыки

Присказка «это было давно и неправда» неплохо подошла бы к воспоминаниям о международном успехе группы «Тату» (t.A.T.u.). Мы этим успехом, конечно, гордимся, но подробности предпочитаем не вспоминать —...

Вечнозеленая песенка из мультфильма «Бременские музыканты» набирает очки в YouTube

Сергей Бирюков
Труд
У Геннадия Гладкова столько замечательной музыки – еще не на один проект YouTube хватит. Изображение предоставлено проектом «Вместе на своем»

«Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету...». Когда теперешним детям, распевающим эту песенку, говоришь, что придумали ее не те бойкие шоумены, что мелькают сегодня в телевизоре,...








Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?