Главная Наука и технологии 00:15 17 Января 2020 2179
Развилка на пути к Луне

Чем ответит наша космонавтика на сложнейшие вызовы времени?

Виталий Головачев, обозреватель «Труда»

Тут поневоле вспомнишь васнецовского «Витязя на распутье»! К похожей развилке подошла и наша космонавтика. В наступившем году Роскосмосу предстоит сделать принципиальный выбор на лунном направлении: либо проложить путь к Селене вместе с американцами, под эгидой NASA, либо найти других партнеров. Или лететь на Луну в гордом одиночестве?

Мир на пороге нового этапа в развитии космонавтики. Не за горами пилотируемые полеты в дальний космос. Первый шаг готовятся сделать американцы вместе с европейцами, японцами, канадцами, приглашают они в проект и другие страны. Речь о начале регулярных полетов на Луну лет через пять-шесть, а затем и о создании там долговременной базы. России очень нужна четкая, выверенная стратегия на звездном пути. Иначе можно запросто оказаться на обочине прогресса.

Но начнем с позитива. Одна из козырных карт отечественной космонавтики — самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель РД-171МВ. Он уже создан в Химках, в НПО «Энергомаш». На предприятии проведено 900 огневых испытаний суммарной продолжительностью свыше 100 тысяч секунд. В ближайшее время двигателю предстоит держать экзамен в Научно-испытательном центре, где испытания продолжатся уже в составе ракетной ступени.

Тяга такого двигателя — более 800 тонн. Для сравнения: у американских F-1, с помощью которых полвека назад ракета «Сатурн-5» доставляла астронавтов на Луну, этот показатель был меньше — 690 тонн. У нас знаменитый РД-170, детище выдающегося конструктора академика Валентина Петровича Глушко, появился начале 1980-х. Теперь «Энергомаш» сделал важный шаг в совершенствовании базовой версии. Модернизированный РД-171МВ мощностью 246 тысяч «лошадок» открывает новые горизонты для ракет сверхтяжелого класса.

Неоспоримый факт: Россия занимает лидирующие позиции в мире по жидкостным ракетным двигателям. Предмет гордости «Энергомаша»: наши РД-180 уже 20 лет покупают США и используют на ракетах Atlas. Все их 87 пусков были успешными. Да и на другом американском носителе, Antares тоже применяют российские РД-181. Как видим, после распада СССР на «Энергомаше» не только не утратили передовые технологии, но пошли вперед. Разрабатывают метановый ракетный двигатель. А перспективный водородный РД (компоненты топлива — водород-кислород) прошел полный цикл испытаний.

Этому предприятию, конечно же, повезло: у него оказалась востребованная Америкой продукция. В отличие от многих других заводов, оказавшихся после распада СССР в бедственном положении. Со временем ситуация начала улучшаться. Но в последние годы случились новые провалы в космической отрасли. Почему?

Не в деньгах несчастье

— Разрушительные тенденции начались в 1990-е, — отвечает на мой вопрос многоопытный экс-министр Борис БАЛЬМОНТ, один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, Герой Социалистического Труда, возглавлявший Межведомственный координационный совет по созданию уникального комплекса «Энергия — Буран». — Государство выделяло мизерные средства. Многие опытные специалисты покинули предприятия. Нехватка высокопрофессиональных кадров остро ощущается в космонавтике до сих пор. Однако с середины 2000-х бюджетное финансирование программ существенно увеличилось. Казалось бы, появилась возможность выйти на восходящую траекторию, но этого, увы, не происходит...

Слова Бальмонта подтверждают цифры. Если в 2000-м финансирование космической деятельности из бюджета составило лишь 4,7 млрд рублей, то в 2005-м сумма возросла до 23,2 млрд, еще через пять лет она составила 101 млрд, а в 2015-м — почти 170 млрд. На ближайшие три года запланировано 515 млрд. А ведь есть еще и международные контракты. К примеру, за доставку астронавтов на МКС Роскосмос получил в течение 10 лет свыше 3 млрд долларов. Более миллиарда уплатит NASA за поставляемые из России двигатели... Однако все познается в сравнении. У американцев бюджет NASA в 6 раз больше (22 млрд долларов на нынешний год). И у Европейского космического агентства бюджет вдвое выше, и у Китая. Впрочем, не в деньгах несчастье.

— Беды нашей космонавтики проистекают во многом из-за неэффективного управления, некомпетентности, — продолжает Борис Бальмонт. — Нет единой программы развития отрасли с четким указанием этапов, сроков, объемов финансирования. Даже лунная программа, которую обещали представить в прошлом году, — где она? Стопорят работу перестраховки, зашкаливающий бюрократизм, отторжение свежих идей. Перманентное реформирование и организационные перетряски выматывают предприятия...

В таких условиях трудно рассчитывать на динамичное движение к новым целям. Важнейший для российского сегмента МКС многоцелевой лабораторный модуль, который должны были запустить еще в 2007-м, до сих пор на Земле. 12 лет опоздания — невероятно! Многие годы переносится и запуск станции «Луна-25». А ведь задача этой миссии — лишь повторить то, что было уже достигнуто в СССР полвека назад.

Бальмонт сетует на нервозную обстановку на предприятиях. Начальники боятся сделать неверный шаг, работники опасаются разносов и увольнений. Чувство единой команды утеряно, даже среди управленцев высокого уровня случаются конфликты.

Почему не случился «Рывок»

В конце 2019-го стало известно о жестком противостоянии гендиректора «Энергии» Николая Севастьянова и генерального конструктора пилотируемых программ Евгения Микрина. Конфликт дошел до Роскосмоса. Руководитель предприятия направил письмо Дмитрию Рогозину с тяжелыми обвинениями конструктора в срыве важных заданий: российский сегмент МКС не был достроен до 2015 года, до сих пор не запущены модули «Наука», «Причал» и научно-энергетический. А еще серьезные просчеты допущены по новому российскому пилотируемому кораблю «Орел» (прежнее название — «Федерация»), который оказался на 2,3 тонны тяжелее, чем планировалось. Отсутствует комплект полной документации на это изделие...

Ситуация свидетельствует не только о разногласиях наверху, но и о нарастающих сложностях в работах по важнейшим направлениям. Кто-то должен ответить за провалы, переносы сроков. Первый полет нового корабля «Орел» в автоматическом режиме вначале планировался в 2021-м, потом перенесли на 2022-й, сейчас в графике 2023-й, но опытные конструкторы называют реальными только 2024-2025 годы. Пилотируемый рейс вокруг Луны планируется на 2028-й, но, скорее всего, облетная миссия передвинется на три года. А американцы уже готовятся к высадке на Луну (не облету!)...

Да, Евгений Микрин на посту генерального конструктора проявляет себя слабо. При нем не получают поддержки свежие идеи. Возьмите судьбу межорбитального многоразового корабля «Рывок», о котором «Труд» уже рассказывал («Расчеты и мечтанья — 2», 7 мая 2019 года). Он мог бы доставлять космонавтов с околоземной орбитальной станции на окололунную станцию или непосредственно на Луну и обратно во много раз дешевле, чем на будущем корабле «Орел». И не через 12-14 лет, а через пять. Удивительно, но концепция «Рывка» даже не обсуждалась на техническом совете — ее просто отправили по-тихому в дальний ящик. А ведь сегодня, чтобы наверстать упущенное, нужны нестандартные решения, прорывные проекты.

На каком языке говорить с американцами?

Через месяц-два Роскосмос и NASA возобновят переговоры по проекту американской окололунной станции Deep Space Gateway. Это решающий рубеж, на котором надо определиться, участвовать ли России в этой масштабной программе или нет. Мнения российских специалистов разделились.

Некоторые считают, что надо включаться в проект любой ценой, иначе наша пилотируемая космонавтика заглохнет. Другие не приемлют «американского диктата». А третьи вообще предлагают идти на Луну своим путем, пусть даже вдогонку за другими странами. Доводы последних черпаются из опыта 20-летнего сотрудничества на МКС. Наше участие в проекте во многом сводится к обслуживанию станции и к функции извозчиков. Зарабатывая на доставке американцев, мы перестали развиваться. Основные усилия в деятельности РКК «Энергия», как мне рассказывали несколько собеседников, были направлены на то, чтобы обеспечить комплектацию и пуск в течение года четырех кораблей «Союз» и пяти «Прогрессов». Какая там перспектива: Теперь же, после испытаний кораблей «Дрэгон» и «Старлайнер», российская пилотируемая космонавтика придет в упадок...

Участие в совместном с американцами лунном проекте и выруливание в дальнейшем на паритетное начало? Но уже в феврале в США состоится защита эскизного проекта электродвигательного модуля PPE, первого и весьма важного элемента окололунной станции. Едва ли после длительных разработок и немалых затрат американцы станут переделывать проект под новые массы с учетом равноправного сотрудничества России. А масса существенно увеличится, если мы хотим иметь на окололунной станции свои модули...

Получается, у нас ни одного хорошего варианта? Но прикинем, как будут развиваться события. Американская окололунная станция будет обращаться вокруг ночного светила по вытянутой гало-орбите NRHO с минимальным удалением 3 тысячи километров и максимальным — 70 тысяч. Но закавыка в том, что эта орбита неустойчивая. И даже временная неработоспособность электродвигательного модуля приведет к выталкиванию дорогущей станции с орбиты без возможности возврата. Риски налицо.

Орбита станции вокруг Луны должна быть устойчивая, обеспечивающая безопасную доставку и грузов, и экипажей. По мнению специалистов ЦУПа, окололунную станцию надо выводить на высокую круговую орбиту. И это может быть российская конструкция. Главные ее элементы не потребуют больших затрат. У нас почти готов научно-энергетический модуль (НЭМ), который разрабатывается в РКК «Энергия» для МКС, есть готовый узловой модуль «Причал», опять-таки предназначенный для МКС. Есть наработки и по транспортной системе, где «Рывок» мог бы стать нашей палочкой-выручалочкой.

Россия могла бы заявить эту программу (она вполне реальна) и пригласить желающих участвовать в ней на наших условиях. Финансирование? Как показывают расчеты, мы вполне потянем лунную программу. Ведь совсем недавно рассматривалась исключительно российская схема высадки на Луну с использованием корабля «Орел», лунного модуля и двух сверхтяжелых ракет.

— От освоения Луны мы не должны отказываться, это очевидно, — завершает беседу Борис Бальмонт. — Но и плестись в хвосте, отправляя на Селену технику и экипажи через много лет после США, — не лучший вариант. А вот предложения использовать имеющийся потенциал и идеи весьма интересны. Сегодня в нашей космонавтике нет конкуренции, и это плохо. В СССР именно конкуренция конструкторских бюро и производств позволяла находить наилучшие решения. Да и в США в космической сфере идет жесткое соревнование между компаниями. Надо бы и нам использовать этот опыт. А для начала проанализировать альтернативные предложения по лунной программе.

Москвичам – не всем, но некоторым - в очередной раз обрубило интернет. А без него, понятное дело, как без рук

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Отсутствие интернета - это не только отсутствие интернета. Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

В минувшие выходные жители Москвы и Московской области опять остались без интернета из-за проблем в работе популярного провайдера АСВТ. Речь идет о десятках тысяч обитателей жилых комплексов «Датский квартал»,...

В России анонсировали появление своего, родного мессенджера. Есть мнение, что это способ заблокировать конкурентов - WhatsApp и Telegram

Евгений Акатов
Труд
Фото: Rafael Henrique/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Итак, объявлено о создании российской цифровой платформы Мax VK. В перспективе это должно стать суперприложением: там можно будет получать госуслуги, хранить документы, заключать сделки. По замыслу, получится своего рода китайский...

Китайские ученые изобрели переводчик с языка животных

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд

Между прочим, вчера был день рождения у тюбика зубной пасты. Его придумал американский стоматолог Вашингтон Шеффилд, запатентовав свое изобретение 22 мая 1892 года. А вдохновился он примером художников, хранивших краски...

Акционерное общество, созданное по поручению Путина, экс-чиновник возглавлял с 2018 по 2022 годы 

Игорь Милашевский (в центре) с гостями стенда ГЛОНАСС на 15-м международном транспортном форуме, Москва, 2021 г. Фото: © Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Бывший генеральный директор компании ГЛОНАСС Игорь Милашевский приговорен к четырем годам лишения свободы за должностные преступления. Соответствующее решение в понедельник, 9 июня вынес Замоскворецкий суд Москвы. Как сообщает ТАСС, экс-топ-менеджера...

Наконец-то от слов с высоких трибун об укреплении суверенитета страны, в том числе и цифрового, перешли к делу

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
... И одна из этих особенностей - отсутствие сотовой связи на трех четвертях территории России. Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

Президент России подписал закон о так называемом национальном мессенджере. Разговоры о создании альтернативы «Телеграму» и прочим иностранным средствам общения, которыми пользуются россияне, идут давно —...

Отечественный оборонно-промышленный комплекс набрал хороший темп развития, отметил президент

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Боевые возможности Вооруженных сил России необходимо повышать на новой технологической базе. Об этом, как передает ТАСС, заявил президент РФ Владимир Путин в ходе выступления на Петербургском международном экономическом форуме. По словам главы...

Его захватили в приграничье Сумской области военнослужащие группировки войск «Север»

Кадр видеозаписи с хостинга YouTube

В ходе специальной военной операции бойцы группировки войск «Север» Вооруженных сил России взяли качестве трофея украинский детектор беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) «Сахарок», который многие западные СМИ называли...

Речь, в частности, идет об авиастроительных и судостроительных компаниях, а также об их субподрядчиках 

Фото: http://kremlin.ru

Неисполнение контрактов по исполнению государственного оборонного заказа во время военного положения даст государству право вводить в компаниях внешнее управление и приостанавливать права акционеров. Соответствующий указ в пятницу, 30 мая подписал...

70 лет назад, в июне 1955-го, совершил первый испытательный полет Ту-104, открывший новую эру в отечественной гражданской авиации

Анатолий Журин
Труд
В 2020 г. в Центре подготовки космонавтов состоялось открытие мемориального комплекса Ту-104 АК. На нем проходила подготовку первая группа космонавтов. Фото: © Roscosmos, globallookpress.com

Самолет Ту-104 впервые оторвался от земли 17 июня 1955 года. Мощная красивая 76-тонная машина, берущая на борт до сотни пассажиров, стала визитной карточкой советского авиапрома и всей страны. Это был поистине прорывной...

 На полях Глобального цифрового форума 2025, который проходит в Нижнем Новогороде, состоялся блицтурнир по программированию

Игорь Кириллов
Фото: © Aleksey Smyshlyaev globallookpress.com

 В нем приняли участие студенты вузов и колледжей из России и Кубы. Главный трофей турнира забрал студент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Максим Первухин. Он решил задачи быстрее своих соперников. Блицтурнир...

Оборудованный ею беспилотник сам ищет цель, сканирует боевую обстановку и вычисляет максимально эффективный путь поражения

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Специалисты российской компании «Интел дрон» (резидент АНО «Центр беспилотных систем и технологий») разработали универсальную систему автоматического наведения с искусственным интеллектом (ИИ). Ее можно подключить к любому...

В России ходят слухи о возможной блокировке популярного мессенджера

Ирина Хмара
Труд
Фото: Avishek Das/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Одной из самых обсуждаемых в Сети новостей прошедшей недели стали слухи о возможной блокировке популярного мессенджера Telegram. Одновременно пользователей морально готовят к переходу в новый отечественный цифровой сервис...

То, что там летает сейчас, давно устарело. Но замены нет и, увы, в ближайшем будущем не предвидится

Анатолий Журин
Труд
Фото: Роман Денисов, globallookpress.com

Российской Арктике позарез нужны самолеты. Это понимали еще в середине прошлого века, когда в полярной авиации работали 22 тысячи специалистов и летали 56 самолетов Ан-12 и Ил-18. Эти самолеты давно устарели, но замены...

Китайский маркетплейс планирует доставлять посылки ракетной почтой

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
«Ракетная логистика». Фото из открытых источников

У российских таксистов есть повод... Нет, выпить за рулем мы не предлагаем, но повод для гордости налицо... юбилей. Сто лет назад, 21 июня 1925 года, в Москве открылось регулярное таксомоторное движение....

Предполагается, что он объединит возможности мессенджера и функции государственных электронных ресурсов

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Депутаты Государственной думы приняли во втором и третьем чтениях законопроект о новой многофункциональной цифровой платформе обмена данными. Об этом сообщает РИА Новости. Предполагается, что сервис объединит возможности мессенджера и функции...

Частое использование чат-ботов негативно влияет на способность человека мыслить самостоятельно

Павел Анин
Труд
Фото: May James/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Речь идет о так называемом эффекте Google, когда пользователь привыкает искать ответы в интернете, не пытаясь разобраться сам. Исследователи Массачусетского технологического института провели эксперимент, разделив участвующих...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?