Эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) совместно с Центром агропродовольственной политики предприняли масштабное исследование продовольственной безопасности страны. Темы актуальнее в свете возможных антироссийских санкций, пожалуй, нет. Ведь, на первый взгляд, продукты питания на наших прилавках в основном привозные. А если заграница прекратит нам все это поставлять — зубы на полку?
Но с научной точки зрения дела оказались не столь печальны, успокоили нас ученые.
— По принятым в нашей стране с 1996 года стандартам продовольственная независимость достигнута, если удельный вес отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов по зерну и картофелю не опускается ниже 95%, по молоку — не ниже 90%, по мясу и соли — не ниже 85%, по растительному маслу, сахару и рыбе — не ниже 80%, — говорит главный научный сотрудник РАНХиГС Василий Узун. — Так вот, картофелем мы с 1990 года неизменно обеспечиваем полностью себя сами. По зерну вышли на необходимый пороговый уровень в середине 1990-х годов, а в начале 2000-х и вовсе стали производить его в избытке, в достаточных для существенного экспорта объемах.
Еще лучше картина по растительному маслу. Валовое перепроизводство — почти треть от внутренних потребностей! И уж вовсе удивительно: не грозит нам, если что, и расставание со сладкой жизнью. В позапрошлом году российское производство сахара из свеклы впервые превысило 80-процентный рубеж и останавливаться не намерено.
Не столь радужны дела с молоком и мясом. Последний год, когда российское молочное производство вписывалось в критерии продовольственной безопасности, — 1996-й. С тех пор обеспеченность молочными продуктами не только не растет — напротив, падает. Причем если со сливочным маслом ситуацию хоть как-то удается удерживать, то по сырам упомянутый количественный показатель снизился до 53%, а по молоку и сухим сливкам — до 59%.
В мясной отрасли с середины 1990-х по конец 2000-х, судя по цифрам, также был провал. Но сейчас до порогового значения осталось нарастить всего 9 процентных пунктов. Причем катастрофична ситуация только с говядиной: ее мы завозим почти вдвое больше, чем производим. Свинины уже почти хватает (63%), а по мясу птицы дела практически в ажуре (87%).
— Чтобы представить картину комплексно, мы впервые в России ввели индекс общего уровня продовольственной независимости, — говорит Узун. — Сейчас он, по нашим расчетам, составляет 89%. При анализе этого показателя за последнее десятилетие видно: он ведет себя очень стабильно. Последнее же заметное падение (до 79%) наблюдалось в 1999 году.
Компетентно
Мушег Мамиконян, президент мясного совета Единого экономического пространства
— По продовольствию Россия защищена хорошо. Главный показатель здесь — соотношение экспорта и импорта белка, а его мы продаем гораздо больше, чем покупаем. Достаточно напомнить: СССР приобретал 25 млн тонн зерна ежегодно — столько же, сколько Россия сегодня экспортирует! Да, мы ввозим 2 млн тонн мяса. Но так ли уж нужна нам свинина, если мясом птицы — гораздо более доступным и полезным — мы полностью снабжаем себя сами?