Начинается один из самых ожидаемых фестивалей сезона — Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова. В этом году он пройдет в
Современный театр размывает границы. Смешивает разные жанры. Сталкивает далекие эпохи. Соединяет несхожие пространства. И даже уничтожает разницу между реальностью и потусторонними мирами. Режиссеров притягивают сюрреалистические фантазии. Что не исключает доверительного разговора со зрителем. Так, открывающий фестиваль Джеймс Тьере из французской «Компании майского жука» поведает о несбыточных мечтах и грезах — в его спектакле «Рауль» сцена Театра им. Моссовета превратится в корабль, подобный «Летучему голландцу». Его сестра Аурелия Тьере выступит в «Шепоте стен» (постановка Виктории Тьере-Чаплин, компания «Маленькие часы»), оживив привычные предметы интерьера и чучела диковинных зверей. Джеймс и Аурелия — внуки великого Чарли Чаплина, потому дух великого деда пронизывает их спектакли: в них есть и печальная ирония, и клоунский абсурд, и высочайший уровень пантомимы.
Абстрактные, пластические композиции преобладают в программе, а привычные сюжеты зачастую получают неожиданное преломление. В «Спящей красавице» знаменитого возмутителя балетного спокойствия англичанина Мэтью Боурна Аврора проспала до XXI века. Увиденное проснувшейся принцессой затмило все сказочные чудеса.
Еще одно важное балетное событие фестиваля — «За 6000 миль» с участием знаменитой парижской этуаль Сильви Гиллем. Феноменальная балерина станцует одноактные балеты Иржи Килиана, Матса Эка, Уильяма Форсайта.
Много заманчивого ждет поклонников современного танца: выступят известные труппы с Тайваня, из Израиля, Испании. Безусловный хедлайнер фестиваля — хореограф из Франции Жозеф Надж. Его «Sho-bo-gen-zo» повествует о самурае и молодой японке.
В афише фестиваля на этот раз нет ни одной пьесы драматурга, чье имя он носит. Но чеховские настроения возникают в других произведениях. Герои «Небесной гармонии», поставленной в венском «Бургтеатре» Давидом Мартоном по роману Петера Эстерхази, тоскуют о безвозвратном прошлом и неуверенно вглядываются в будущее. Взволнованной атмосфере способствует классическая музыка: звучат Моцарт, Гайдн, Барток. Музыканты и певцы играют вместе с драматическими актерами.
Сьюзан Андрейд, сочинившая эксцентричное действо «Животные и дети занимают улицы», действует еще смелее. В постановке лондонской компании «1927» живые актеры превращаются в анимационных персонажей, и наоборот. Занимательная форма не противоречит серьезным высказываниям о социальных всплесках и революциях.
Причудливое преломление глобальных политических проблем в основе представления канадского театра Ex Machina «Карты I: пики». Его автора, Робера Лепажа, называют Христофором Колумбом современного театра. Завсегдатай Чеховского фестиваля, давно полюбившийся московским зрителям, осваивает новое пространство — арену цирка на Цветном бульваре. Соответственно, будут и аттракционы. Избыточная зрелищность тревожна — действие происходит накануне американского вторжения в Ирак.
Среди российских участников «Чеховфеста» — лидер SounDrama Studio Владимир Панков, объединивший в «Синдроме Орфея» произведения Владимира Маяковского и Жана Кокто, и Дмитрий Крымов, сочинивший в своей театральной лаборатории «Как вам это понравится» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь».
