Главная Культура 00:59 17 Мая 2019 4862
Маша из рода Гагариных

Вдова знаменитого композитора Мишеля Леграна актриса Маша Мериль - о кино, о жизни, о мужчинах

Дмитрий Кузнецов
Фото из открытых источников

Маша Мериль, урожденная княжна Мария Гагарина — француженка из семьи русских эмигрантов. Одна из икон французской «новой волны», снималась у Годара, Бунюэля, Девиля, хорошо знакома с Андреем Кончаловским. Делила экранную славу с Катрин Денев и Мариной Влади. Была замужем (вторым браком) за композитором Мишелем Леграном, ушедшим из жизни в январе этого года. А на недавнем Московском кинофестивале она представляла фильм режиссера Мишеля Девиля «Очаровательная лгунья».

-Откуда мой псевдоним? Гагарина — это трудно для французского слуха, и меня попросили придумать что-то более ему привычное. Мне в то время нравилась джазовая певица Хелен Мерил. Правда, потом полетел в космос Юрий Гагарин, и французы узнали и привыкли к этой фамилии, что мне было очень приятно, но зрители уже знали меня как Машу Мериль...

— Вы — давний гость ММКФ?

— Да, я была здесь в 1967-м, когда познакомилась с Андреем Кончаловским. Мы тайно, на монтажном столе, смотрели его запрещенный фильм «Ася Клячина», я потом увезла его для показа во Францию.

— Расскажите о роли в фильме «Очаровательная лгунья», который сейчас, через много лет, был показан в ретропрограмме ММКФ.

— Режиссер Мишель Девиль искал актрису на роль младшей сес-тры персонажа Марины Влади, ему необходимо было сходство с Мариной. Это было начало 60-х, время ярких перемен, когда женщины пытались занять новое мес-то в жизни. Девиль, похоже, был немного влюблен в нас обеих — меня и Марину. Героиня Влади в фильме воплощала конец одной эпохи, а моя героиня — начало другой.

— А сейчас общаетесь с Мариной?

— Редко. Мы обе играем на сцене, притом в разных театрах.

— Какую из своих ролей считаете наиболее удачной?

— В фильме Годара «Замужняя женщина». Также в биографическом сериале о писательнице Колетт, где сыграла главную роль. Любопытно, что каждая из четырех серий называлась по имени одного из ее мужей. Эта история женщины, стремившейся быть независимой, отражает и мою борьбу за личную свободу — борьбу, в которой кино, считаю, является отличным оружием.

— Какие впечатления оставила работа с Годаром?

— Он большой художник, пусть ему и хотелось другого — быть агитатором, провокатором. Фильм «Замужняя женщина» выверен с визуальной точки зрения, поскольку у Годара художественное образование. Что говорить, он гений. В работе с таким режиссером нужно полностью следовать его указаниям, и я рада, что снялась: этот фильм — на века.

— Вы снимались и у Луиса Бунюэля...

— О, это специфический опыт. Бунюэль любил писать сценарии, но не любил снимать, обходился без указаний актерам. Да и актеров он выбирал интуитивно, по лицу. В одном из его лент нам с Катрин Денев пришлось играть сцену, смысл которой был совершенно непонятен. Я подошла и спросила: «Дон Луис, что означает этот диалог?» «Он зашифрован» — вот единственный ответ, которого мне удалось добиться. Лишь много позднее, послушав «Волшебную флейту» Моцарта, я поняла, что то была масонская символика. Бунюэль, как и Моцарт, был масоном.

— Кем вы себя видите прежде всего — актрисой, писателем, общественным деятелем?

— Я женщина, а уж потом все остальное. Мне повезло жить в эпоху, когда женское движение во Франции набирало силу и занятия, прежде доступные только мужчинам, открылись и нам.

— Вы феминистка?

— Да, но я люблю красоту и не хочу отказываться от женской привлекательности. В общем, я не революционер, но при этом всегда жила свободно. И всех истинно талантливых людей, которых я знала, отличала свобода. А обычные люди, наоборот, — пленники условий и условностей, которые им навязывают семья, общество, государство.

— Многие женщины считают, что главное — удачно выйти замуж.

— Да нет, я считаю, свобода главнее. Не все женщины обязаны иметь детей и выходить замуж. Есть масса других интересов. Но, разумеется, чтобы сохранять свободу, необходимо работать и быть финансово независимой.

— Допустим, вы приходите в кафе на свидание. Унизит ли вас, если мужчина заплатит за вас?

— Да пусть платит, если хочет. А нет, так могу заплатить я, это совсем не важно.

— А что вы думаете по поводу нашумевшей истории с Харви Вайнштейном и другими деятелями, обвиненными в харрасменте?

— Думаю, таких типов надо ставить на место. Мне тоже поступали подобные предложения, но я всегда посылала таких продюсеров и режиссеров подальше. Женщины на самом деле сильны, просто они не сознают свою силу.

— Но не кажется ли вам, что эта кампания против мужчин несколько преувеличена?

— Американцы, которые ее затеяли, вообще любят перегибать палку — возьмите, например, их повальное увлечение психоанализом. Катрин Денев и я выступили против, и нас за это раскритиковали. Тем не менее убеждена, что женщины должны защищать себя.

— В чем, по-вашему, разница между француженками и русскими женщинами?

— Я не эксперт, но судя по фильмам Звягинцева и Серебренникова, которые видела, женщины вашего среднего класса вполне похожи на француженок. Ведь Россия — такая же Европа.

— Вы не только актриса, но и писатель...

— Кино мне не хватало, и поэтому я начала писать книги — автобиографические, художественные, а также по кулинарии.

— Возможно, ваша отличная форма связана именно с особой системой питания?

— Еда, конечно, дело важное, но это лишь часть истины. А главное заключается вот в чем: нужно жить в удовольствие. Лишения, огорчения, плохое настроение ускоряют старость. Я очень люблю жить.

— Одна из ваших книг называется «Биография обычного секса». О чем она?

— Именно о том, о чем говорит название, — о моей сексуальной жизни, о том, как я сделала себя благодаря мужчинам, которые были в моей жизни. И я этим мужчинам очень признательна. Секс вообще очень многому может научить человека.

— Вот в этой откровенности вы отличаетесь от русских.

— Видимо, сказалось то, что я выросла во Франции.

— Но ваши французские друзья замечают, что вы не совсем француженка?

— Да, но в этом есть плюсы. Например, я довольно высокая, француженки в среднем ниже ростом. Из-за этого иногда было трудно получить роли, но трудности закалили меня.

— Вы часто приезжаете в Россию?

— Нет, хотя мне здесь нравится. Бываю, как правило, в Петербурге, где живет моя сестра. Там еще сохранились дома, принадлежавшие моей семье. В одном из них сейчас находится Дом архитекторов.

— Мечтаете получить их назад?

— Зачем? Мне, как и многим эмиг-рантам, предлагали российское гражданство, но я уважаю выбор моих родителей, которые решили жить во Франции и хотели, чтобы мы стали французами. Ведь они потеряли в России все и стремились начать новую жизнь.

— Вы знаете, что Андрей Кончаловский описал ваш с ним любовный роман в своей книге?

— Знаю, но я ее не читала.

— Он настолько был в вас влюблен, что хотел развестись с женой, бросить семью...

— Да, но будущего у нас не было. Он хотел переехать во Францию, и я сразу почувствовала, что это яркая личность, которой надо помочь. Но я была слишком молода, бедна и незнаменита, чтобы принять его.

— Может, и не надо было помогать, он просто любил вас как женщину?

— Я так не думаю. Художники всегда заботятся прежде всего о своем творчестве, и я это прощаю — они ведь не похожи на обычных людей.

— Поддерживаете отношения с Андреем Сергеевичем?

— Да, мы хорошие друзья. Он приезжает на ежегодный фестиваль русского кино, которым я занимаюсь. Думаю, мог бы снять фильм по моей книге о русских эмигрантах в Париже — мне кажется, он для этого идеально подходит, надо бы нам об этом поговорить.

— А как вы познакомились с Мишелем Леграном?

— Это романтическая история. Писатель и режиссер Фредерик Бегбедер даже хочет снять о нас фильм. Мы встретились больше полувека назад, на фестивале в Рио-де-Жанейро. Мишель уже был знаменит своей музыкой к «Шербурским зонтикам». Мы были созданы друг для друга, но у него была жена, двое детей. Мы решили не разбивать семью. Провели четыре дня вместе, это был чисто платонический роман, отношения для нас были важнее секса. В аэропорту он мне сказал: «Встретимся в другой жизни».

— И вы потом не виделись?

— За 50 лет — ни разу. А потом он встретил меня в театре и сказал: «Давай поженимся». Я ответила: «Ты сошел с ума!» Но мужчины видят дальше, у них стратегическое мышление... В общем, он оказался прав. Мы провели неделю вместе и поняли, что это любовь. Поженились и прожили вместе шесть лет. Немного, конечно, но лучше, чем ничего.

— Легран ушел из жизни внезапно?

— Он болел пневмонией, был в сознании до последней минуты — и все время говорил со мной. Хотел, чтобы я занялась его фондом и фестивалем. Мы жили в небольшом замке недалеко от Парижа, вокруг 250 гектаров леса, и Мишель мечтал организовать там фестиваль киномузыки. Меня уже поддержали госпожа Макрон и министр культуры, поскольку таких фестивалей во Франции, как ни странно, пока нет. Первый собираемся провести в 2020 году.

— Маша, что вы думаете о жизни с высоты прожитых лет?

— Я в таком периоде этой жизни, когда становишься очень терпимой. Потеряла мужчину, которого любила, хочу быть его достойной и сделать то, о чем он просил. Это большая задача, которая заставляет меня вглядываться в будущее и настраивает на оптимизм.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12636
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7914
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7652
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6927
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6683
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?