Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину «Родители тут рядом» исключили из программ фестивалей «Маяк» и «Послание к человеку». Теперь режиссер не имеет права демонстрировать фильм даже в формате спецпоказов.
Фильм «Родители тут рядом» смонтирован из архивного материала, снятого Аркус много лет назад во время работы над лентой «Антон тут рядом». Она была посвящена Антону Харитонову — молодому и очень обаятельному юноше с аутизмом. Новая лента рассказывает о родителях детей-аутистов, которые не отреклись от своих больных чад, не сдали их в интернат, а приняли свою участь как ниспосланное свыше испытание. И отдали детям всю свою любовь. «Это фильм о вечных ценностях, о тех самых «скрепах», про которые все время говорят», — поясняет сверхзадачу картины режиссер.
Два фильма составляют своеобразную дилогию, но «Родителей» можно рассматривать как самостоятельное произведение. Ближний круг Любы считает эту работу сильнее первой, хотя, как по мне, куда уж сильнее. Помню, во время просмотра «Антона» я рыдал едва не весь фильм светлыми, благодарными слезами, а в своей рецензии в «Труде» предлагал сложить к ногам Аркус все кинонаграды мира. Она их, кстати, в большом количестве получила: к международным призам в Венеции, Висбадене, Тунисе, Абу-Даби добавились премии на «Нике», «Золотом орле», «Белом слоне». Не хватило разве только «Оскара».
Официальных причин отказа в прокатном удостоверении автор «Родителей» не узнала, ей их не удосужились сообщить. Аркус искренне не понимает, по какой причине ее работа угодила в опалу: «В моем фильме нет политики, нет наркотиков, нет ничего вообще, что могло бы дать повод для невыдачи прокатного удостоверения. Монтировать и доснимать его было тяжелым трудом, но меня подгоняла мысль о том, что, скажем, без моих фильмов об Алексее Балабанове, Алле Демидовой человечество могло бы и обойтись, а вот именно этот очень нужен сейчас людям».
У «Родителей» была еще и благотворительная задача. Сборы от показов должны были пойти на помощь одному из героев фильма. Михаил Самуйлов в свое время оставил карьеру ученого, чтобы в одиночку (жена не выдержала и ушла) растить больную четырехлетнюю дочь Настю. Девушка умерла от ковида в возрасте 30 лет. После ее ухода Михаил сам тяжело заболел и утратил возможность работать. С помощью фильма Аркус рассчитывала собрать средства для помощи своему герою, но картине с таким благородным посылом в итоге отказали в «прокатке».
Любой чиновник Минкультуры вам на голубом глазу скажет, что у нас нет цензуры. Да и соответствующая статья Конституции РФ недвусмысленно гласит: «Цензура запрещена». Но при этом за последние годы сформировалась внушительная полка запрещенных к прокату фильмов. Среди них «Капитан Волконогов бежал» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова, «Айта» Степана Бурнашева, «Один маленький ночной секрет» Натальи Мещаниновой, «Нуучча» Владимира Мункуева, «Сказка» Александра Сокурова, «Рыжий» Семена Серзина, и этот список, к сожалению, не полон. Теперь к нему добавился и фильм «Родители тут рядом». А еще есть целый ряд фильмов, у которых аннулировали прокатные удостоверения, ранее выданные тем же Минкультом.
Самое отвратительное в этой истории, что запреты фильмов носят абсолютно закрытый, анонимный и непредсказуемый характер. Кто и на каком основании принимает решение, остается загадкой не только для зрителей, но и для авторов картин. В советские времена фильмы тоже косяками укладывали на полку, но чиновники от культуры хотя бы имели мужество письменно обосновывать свои решения и ставить под ними свою подпись. Их, кстати, можно было переубедить или пойти «наверх» и отстоять фильм. Такое нечасто, но случалось.
Понятно, что нынешние цензоры-тихушники, прямо нарушающие Конституцию РФ, предпочитают не светиться со своими черными делами. Но почему с этой порочной практикой мирится многотысячный Союз кинематографистов РФ во главе с Никитой Михалковым, почему огромный коллектив профессионалов даже не пытается защищать фильмы своих коллег и товарищей — для меня еще одна загадка. Ведь завтра жертвой цензурного произвола может стать картина любого из них.
В том числе и фильм самого Михалкова. Вдруг какому-нибудь бдительному цензору не понравится, что в фильме «Утомленные солнцем 2» товарища Сталина смачно макают в торт рябой рожей. По нынешним временам, когда памятники вождю растут как грибы после теплого летнего дождичка, это тоже можно рассматривать как крамолу.