1. Разберитесь в себе
Люди редко идут на конфликты: они отнимают силы. Конфликт - это всегда отъем энергии, он вреден для всех участвующих в нем сторон. Не бывает, что один добивается всего, чего захочет, а все другие только теряют, - проигрывают все участники. Большинство людей это понимают и затевают ссоры только в самом крайнем случае - если их довели до ручки.
Поэтому искать причину конфликта, как ни трудно в этом признаться, нужно в себе. Ваши коллеги не пойдут на конфронтацию ради забавы или со скуки. Это вы сами или какие-то проявления вашей личности вызывают у них протест. Так что прежде чем обвинять остальных, проанализируйте свое поведение. Возьмите за аксиому: с любым человеком можно установить контакт и наладить нормальные отношения. Даже если коллега настроен заведомо негативно, его можно расположить к себе, приложив должные усилия. И если вам это не удалось, проблема в вас, а не в коллегах. Это вы не умеете выстраивать отношения с людьми.
2. Найдите причину
Пока не будет найдена причина конфликта, глупо что-либо предпринимать. Если вы выслуживаетесь перед начальством, подставляете коллег, не выполняете установленного для вас объема работ, хотя и получаете за это равную с коллегами зарплату, - все это не пройдет незамеченным. Не умеете себя вести, не терпите критики от коллег или сами не стесняетесь в выражениях - будьте готовы к тому, что скоро это всем надоест. Если вы ставите себя выше сослуживцев, чему удивляться, что они не смотрят на вас с обожанием или хотя бы без вражды? Неуверенные в себе люди тоже могут вызвать гнев коллег: они могут маскировать неуверенность грубостью, хамством, наглыми выходками - неподходящий набор для дружбы. Уверенный в себе человек спокоен и доброжелателен, ему незачем вызывать людей на конфликт. Проанализируйте свое поведение и честно отметьте, что из перечисленного свойственно вам в отношениях с коллегами. Это и является причиной противостояния.
3. Искренне раскайтесь
Когда вы поймете, что проблема не в коллективе, а в вас, самый простой и самый идеальный способ наладить отношения - честный разговор с сослуживцами. Как бы ни было тяжело и стыдно, придется честно сказать: коллеги, я был не прав, понял, в чем заключается моя проблема, и я готов исправиться. Это переломный момент ситуации: так вы покажете, что изменились и готовы к еще большим изменениям. Главное, чтобы вы были искренни в своих словах и намерениях. А чтобы не ошибиться и раскаяться именно в том, за что на вас точит зуб весь коллектив, лучше начните разговор так: вы понимаете, что вами недовольны, хотите измениться, видите свои недостатки, но просите совета у коллег - в чем, по их мнению, кроется причина разногласий. Для такой беседы лучше всего выбрать двух-трех наиболее авторитетных и разумных сослуживцев, а не разговаривать со всем коллективом. Так вы обезопасите себя от суда Линча и громогласных оскорблений, основанных в большей степени на эмоциях, а не на реальных фактах.
4. Действуйте через руководителя
Вероятнее всего, раньше вы приходили к шефу, чтобы рассказать о непрофессионализме и неадекватности коллег. Он уже привык к вашим жалобам на то, что вы хороший, а они дураки, что вас "зажимают", компьютерщик вас игнорирует, и все без исключения только и думают, чтобы подставить. Сломайте шаблон. Обратитесь к руководителю либо к самому опытному и уважаемому человеку в коллективе, попросите помочь вам разобраться в причинах конфликта и наладить отношения с коллегами. Объясните, что вы поняли, в чем была ваша ошибка, и теперь осталось обрадовать коллектив известием, что вы исправляетесь.
5. Станьте героем
Добейтесь того, чтобы коллеги стали вас уважать. Совершите поступки, которых от вас не ждут и которые принесут вам признание в коллективе. Выручайте коллег, придумывайте нетривиальные решения, справляйтесь с самыми сложными поручениями - станьте настоящим героем!
6. Будьте готовы к увольнению
Если вы будете стоять на своем, сохраняя уверенность в том, что именно вы последний честный и совестливый человек в мире, результатом, скорее всего, будет увольнение. Коллектив не станет слишком долго терпеть "отщепенца". Либо вас уволят, либо вы сами уйдете, не выдержав эмоциональной нагрузки. И не стоит успокаивать себя мыслью, что вы самый ценный сотрудник. Были случаи, когда из-за конфликта с подчиненными увольняли линейных начальников, если они вызывали трения в коллективе. Потому что в любой работе важна слаженность и взаимопонимание.
При подготовке материала "Труд" консультировали:
Вера Елисеева, независимый HR-специалист, Анна Лукашева, руководитель департамента по работе с персоналом "Вымпелком-Россия".
