В Госдуме подготовили законопроект об индексации заработных плат граждан не реже одного раза в год и в размерах не ниже уровня инфляции. Похоже, народные избранники живут в мире, которого в реальности не существует.
Росстат сообщает: в августе средняя зарплата по стране превышала 150 тысяч рублей в 24 отраслях экономики, а годом раньше таких отраслей было вдвое меньше. И средняя по стране ныне составляет 92,9 тысячи против прошлогодних 82,2 тысячи. Учтем, что инфляция в России по итогам 2024 года составляла 9,52%, то есть, согласно предлагаемому законопроекту, годовая прибавка должна была увеличить средний заработок до 90 тысяч. Другими словами, реальная жизнь опередила депутатские намерения.
Но 10 тысяч уже получаемой прибавки в последний год — это «средняя температура по больнице», а в реальности заполярные газодобытчики получают свыше 300 тысяч, золотодобытчики Камчатки — 250 тысяч, сортировщики товаров в московских маркетплейсах (без опыта работы и квалификации) — более 155 тысяч, а быстроногие столичные курьеры — и вдвое больше. Зато медсестры провинциальных поликлиник получают на руки лишь по 45 тысяч. А потому «зарплатная индексация» получилась очень разная.
Обеспеченных работников в стране немного: по статистике, только у 7,5% заработки превышают 200 тысяч в месяц, хотя на Чукотке таких 36,5% сотрудников крупных и средних предприятий. Но, по данным Центрального банка, параллельно в стране почти у такой же доли населения — 7% россиян — денег не хватает даже на еду, а у 20% проблемы с покупкой одежды и обуви. В итоге 27% жителей не могут удовлетворить базовые потребности.
В прошлом году, по тем же опросам Банка России, 93% предприятий осуществили индексацию зарплаты. При этом 43% компаний повысили заработок сотрудникам на 10-20%, 38% — в пределах 10%, а 19% — более чем на 20%. О таких же планах на 2026 год сообщили 75% компаний. До четверти организаций, наоборот, запланировали сокращение расходов, подсчитали в агентстве Regroup.
Все большую долю в вознаграждении занимают бонусы за выполнение плана, а пересмотр оплаты труда гарантирован только для самых ценных работников. Причина простая: острый кадровый дефицит практически во всех сферах экономики. Как сообщают сервисы «Работа.ру» и «СберПодбор», во втором квартале 2025 года 26% российских компаний увеличили зарплаты сотрудникам, чтобы уберечь их от перехода к конкурентам.
Однако такая статистика затрагивает крупные и средние предприятия, но не малый бизнес. Зато необязательностью трудовых законов в части компенсации зарплат чаще пользуются именно последние — не столько из-за жадности владельцев, сколько из страха разорения своих фирм.
Сервис «Рамблер» сообщает о крайне низких (официальных) медианных заработках следующих профессий: социальный работник — 20-28 тысяч, сельскохозяйственный работник — 22-30 тысяч, дворник — 26-33 тысячи, вахтер — 30-40 тысяч рублей. Однако все эти люди должны считать себя более-менее обеспеченными, ведь им платят не меньше МРОТ, который ныне составляет 22 400 рублей в месяц. А прожиточный минимум в России определен в 19 329 рублей для трудоспособного населения, 15 250 рублей — для пенсионеров и 17 201 рубль — для детей. И чем-то вроде насмешки выглядит установленный в 2023 году новый порядок соотношения между МРОТ и прожиточным минимумом, по которому рост первого должен будет опережать второй не менее чем на 3%.
Поможет ли получателям этих грошей предлагаемый ныне в Госдуме законопроект? Увы...
«Инфляционная индексация», если нынче ее узаконят, должна будет прибавить газовикам, горнякам и курьерам ежемесячно по 20-40 тысяч, а медсестре — 2-3 тысячи, дворнику — еще меньше. То есть уже обеспеченных не сильно обогатит, а перебивающимся с хлеба на квас совсем не поможет.
Понятно, что от любой прибавки не откажется ни бедный, ни богатый. Как показали исследования Высшей школы управления, желаемый диапазон увеличения уже получаемого заработка россиянина из любого слоя общества (от студента до замминистра) составляет от 1,5 до 3,5 раза, но если усреднять, то результатом будет в 2 раза. Чего не будет нигде и никогда, если страну не постигнет гиперинфляция. Впрочем, Россию она уже посещала: старшее поколение помнит времена зарплат по 80-120 рублей, но с водкой по 2,87 и пирожными по 22 копейки:
Зато в соседней Литве зарплаты индексируются ежегодно. Это касается как минимальной, так и средней платы. С 1 января 2025 года минимальная зарплата там увеличилась на 114 евро (на 12,34%) по сравнению с 2024 годом. Средняя в Литве составила 1920 евро брутто в месяц — это на 6,5% выше, чем в 2024 году. А чистая зарплата (после вычета налогов и обязательных платежей) — около 1400 евро в месяц для большинства работников. При этом с января прошлого года размер не облагаемого налогом дохода увеличился на 122 евро — с 625 до 747 евро.
В Германии с будущего года около 6,6 млн работников при 40-часовой рабочей неделе получат прибавку в 187 евро в месяц — 17,5 тысячи рублей. Таков результат тамошнего повышения минимальной почасовой оплаты с 12,82 евро до 13,90 евро. Как рассказывают в соцсетях, в гостиничной и ресторанной сферах таких подсобников 56%, в сельском и лесном хозяйстве — около 43%. И это будет не последнее повышение — следующее ожидается с 1 января 2027 года, когда минимальную ставку обещают повысить до 14,60 евро в час.
Однако заметьте: инициатором обоих повышений выступили не власти или немецкие профсоюзы, а Социальная ассоциация Германии (SoVD), созданная еще в 1917 году под названием «Ассоциация участников войны и инвалидов войны» и с тех пор несколько раз переименованная. Эта неполитическая (не претендующая на власть) организация и сегодня имеет авторитет и влияние. И если предыдущее повышение «минималки» в стране было установлено еще в 2022 году до 12 евро в час правящей коалицией Германии, то нынешнюю прибавку потребовало руководство Социальной ассоциации. Что любопытно: причиной стало сообщение Федерального ведомства статистики, что «после начала боевых действий на территории Украины больше всего выросли цены на энергоносители и продукты питания. Это оказало существенное влияние на уровень инфляции в ФРГ». То есть СВО идет на востоке, а социальные проблемы решают на западе...
Отечественные профсоюзы тоже не забывают о нищенских зарплатах четверти российских работников. В минувшем июле председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Сергей Черногаев заявил в качестве лозунга, что профсоюзы выступают за повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня не менее 52 тысяч рублей (то есть более чем вдвое). Ибо даже после предложенного Минтрудом повышения МРОТ до 27 093 рублей минимальная зарплата останется ниже прожиточного минимума для трудящихся и их семей. Что правда. Однако никаких конкретных предложений глава ФНПР даже не назвал. Причина простая: если в 2005 году в стране с почти 80 млн работников численность профсоюзов составляла 30 млн человек, а в 2015 году — 20 млн, то сегодня упала до 18,8 млн. Авторитет падает еще стремительнее...
Тем временем в Венгрии в начале ноября заключено соглашение между правительством, работодателями и представителями трудящихся о повышении в следующем году гарантированной минимальной заработной платы на 7% и минимальной заработной платы на 9%. На 2026 год было согласовано повышение зарплаты на 13%, а в 2027 году — на 14%. Именно так: спорили по каждому проценту. При этом генсек Национальной ассоциации предпринимателей и работодателей Ласло Перлус заявил, что работодатели «должны быть более конкурентоспособными и продуктивными, внедрять новейшие технологии, применять искусственный интеллект и переходить к цифровизации и роботизации». То есть фактически он предупредил о неизбежных сокращениях штата. Но председатель Профсоюзной лиги Мелинда Месарош немедленно ответила: если макроэкономические условия, ВВП или средняя заработная плата изменятся, то «принятое сейчас соглашение будет пересмотрено».
Заметьте: в трехстороннем венгерском соглашении речь идет лишь о размере минимальных заработков — чтобы избавить население от нищеты, а дальше пусть каждый заботится о себе и своей семье. Аналогичные «поправки к индексации» принимались и в других государствах. В Болгарии, занимающей в зарплатном рейтинге одно из последних мест в Евросоюзе, во второй половине 1980-х годов было введено ежегодное автоматическое повышение минимальной зарплаты. Но размер компенсации дифференцировался в зависимости от величины дохода. В полном размере, то есть пропорционально росту потребительских цен, она выплачивалась к заработной плате, не превышающей 1,7 «минималки». На 60% роста потребительских цен компенсировалась зарплата, составляющая от 1,7 до 3 минимальных ее величин. Далее компенсация прогрессивно снижалась...
Вместо послесловия
Социальные сети предсказывают сложные времена для бизнеса. После относительно благополучного 2024 года, когда промышленный рост достиг 4,3%, реальные зарплаты поднялись на 9,7%, а доля малого бизнеса достигла исторических 21,7%, к осени 2025-го картина изменилась радикально. Почти 70 тысяч компаний обратились за реструктуризацией долгов только в первом квартале, общий долг достиг 16 трлн рублей, просрочки взлетели на 14%. «51% малых и средних предприятий отказались от инвестиций в развитие, сосредоточившись на выживании», — сообщили в информационном отделе Независимого профсоюза «Новый Труд».
А по данным опросов, предстоящее в наступающем году повышение налогов коснется более 700 тысяч предпринимателей — каждого десятого в стране. Около трети из них сообщили о планах закрыть бизнес.