Но прекрасный пол вдруг взялся за ум. Женщины все настойчивей стали стучаться в двери колледжей и университетов. И стоило мужчинам из галантности пропустить их в эту дверь, как они массово устремились в аудитории. Когда число студенток составило 20 процентов, мужчины гордились этим больше самих женщин. Потом эта доля достигла трети... Сейчас же женщины составляют практически половину (а в нашей стране и больше) получающих высшее образование, и никому почему-то уже неинтересно, гордимся мы этим или нет.
Но главное - в другом. Как только интеллектуальное присутствие женщин достаточно обозначилось в мире, тут же стали заметны вещи, которые до этого принято было не замечать.
Например, что уже трехлетние мальчики и девочки, как свидетельствует английский ученый, демонстрируют значительные различия в своих умственных способностях. Впоследствии в школе разрыв этот увеличивается еще больше. В Великобритании, например, девочки 7 лет уже, как правило, обгоняют мальчиков в чтении. К 11 годам они уверенно обходят их ("в среднем") и по математике.
В России школьные учителя тоже всегда замечали, что у девочек и успеваемость выше, а часто и соображают они быстрее. Правда, это не вязалось с патриархальными установками всей русской жизни. Поэтому дальше несмелой констатации этого факта педагогическая мысль пойти не смела. Но зато она находила тут же объяснение, почему это так. "Девочки, - говорили учителя, - усидчивые. А мальчики непоседы". Так все оказывалось просто. К взаимному удовольствию - никому не обидно.
Правда, эта идиллическая картина от действительности достаточно далека. То, что девочки с раннего детства обгоняют мальчиков умственно, связано, считают ученые, с "воздействием половых гормонов на формирование определенных участков мозга". Это объясняет, почему мальчики предпочитают играть в компьютерные игры или смотреть футбол в то время, когда девочки читают книжки. В результате к окончанию школы английские девочки, например, успевают прочесть больше мальчиков в три раза!
Вот с таким разным багажом выпускники школ приходят к дверям колледжей и университетов.
Британский парламент провел специальное слушание по этому поводу, а министр образования заявил, что интеллектуальный разрыв между девочками и мальчиками настолько велик, что систему образования для мальчиков придется, очевидно, пересмотреть. В какую сторону пересмотреть, министр благоразумно уточнять не стал. Но очевидно, что школьный интеллектуальный уровень, который для девочек был в самый раз, для мальчиков оказался несколько завышенным.
Это начальное превосходство, предопределяемое самой природой, сохраняется и потом. У мужчин способность запоминать достигает пика к двадцати годам, после чего начинает плавно идти вниз. А иногда и не очень плавно. У женщин же этот пик приходится намного позднее, только к сорока годам. Женщина значительно легче усваивает новые знания и в позднем возрасте. Поскольку специалисту это приходится делать всю жизнь, ведь технология в современном мире меняется постоянно, то женщина оказывается в преимущественном положении. Это увеличивает ее шансы на рынке труда. Так что мужчины проигрывают и тут.
Правда, до последнего времени мужчинам удавалось удерживать последний бастион - математику. Известно: на двух математически высокоодаренных мужчин приходится только одна женщина той же "весовой категории". Но и эта интеллектуальная крепость, судя по всему, в скором времени может пасть. Женщины шаг за шагом вытесняют мужчин и из их последней цитадели. В Великобритании ежегодно публикуется список диссертаций по математике. Уже несколько лет подряд половину списка занимают женские имена.
Среди женщин, как и среди мужчин, встречаются особи как очень умные, так и не очень. Но у разброса есть свои особенности.
Исследователи пришли к выводу, что большинство мужчин тяготеет либо к верхнему полюсу, где собираются самые умные, открыватели, изобрететели, либо к противоположному... Несколько упрощая, можно сказать, что мужчина обычно либо явно умен, либо - заметно глуповат. "Усредненные" по уму встречаются редко. Плохо это или хорошо, но так оно есть.
У женщин такие крайности не наблюдаются. Как правило, большинство их в интеллектуальной башне занимает средние этажи. Не часто женщина оказывается столь же умна, как самый умный,талантливый из мужчин. Но зато куда реже случается, чтобы она была беспробудно глупой...
Такой пример: в Великобритании выпускники колледжей и университетов получают дипломы трех видов: первой, второй и третьей степени. По убывающей. Так вот, большая часть первых дипломов достается мужчинам, но большую часть последних получают тоже они. Женщины же тяготеют к золотой середине. В итоге выходит, что примерно в половине случаев женщина оказывается умнее своего мужа.
Правда, картина усредненности женского интеллекта подвергается последнее время некоторому пересмотру. Женщины все настойчивей претендуют на высшие показатели. В Главном центре интеллектуального тестирования (США) уже не один год первое и второе места устойчиво занимают женщины, набирающие по 201 и 200 баллов. (Показатель среднего интеллекта - 90-110 баллов.)
Могут сказать - это всего лишь вундеркинды женского пола. Может быть. Но таких вундеркиндов с каждым годом становится больше. В Великобритании, например, протестированная девочка четырех с половиной лет набрала 161 балл. Это уровень, которого до 19 лет до сих пор не достигал никто. Но даже из тысяч 19-летних столько баллов удается набрать одному-двум.
Словом, за последние десятилетия женщины совершили заметный интеллектуальный рывок. Это отмечается во всех развитых странах. Один из признаков - образование. В России из работающих мужчин имеют высшее образование 17 процентов, а среди женщин - 20,5 процента. На 28 процентов мужчин со средним образованием приходится 39 процентов женщин. Но...
По мере того, как в мире появлялось все больше образованных и умных женщин, сам собою вставал вопрос: а кому нужны женщины, которые умнее мужчин? Ну действительно, поставьте себя на место менеджера или директора компании - захотели ли бы вы принять на работу женщину, понимая, что она более компетентна, четче мыслит и говорит, в общем, умнее вас? А самое главное: это будет заметно не только вам одному.
Подкладывать себе такую бомбу желающих обычно нет. Вот почему после интервью, которое умная женщина пройдет блестяще, ей вежливо откажут. Так повторится не раз и не два. Пока она не начнет догадываться, почему никто не хочет принимать ее на работу. Умные в подобных ситуациях почему-то хуже соображают.
Процесс "поумнения" женщин в США был замечен значительно раньше, чем в других странах, соответственно проблема выросла там до масштабов национальной. Социологи сформулировали ее как "синдром исключительно умной женщины, которой не находится места в жизни". И дело не только в работе, у слишком умных и образованных часто не ладится и личная жизнь. Мужчины отвергают их.
Так стоит ли женщине становиться умной, если это не делает ее счастливой? Однако женщины на то и женщины, чтобы иногда из чистой строптивости действовать наперекор здравому смыслу. Они со странным упорством продолжали заполнять аудитории колледжей и университетов. Самое странное, что в конце концов они были вознаграждены. Когда количество непривычно умных женщин достигло в обществе некой критической величины, ситуация стала меняться на глазах. Сегодня не только в Америке - во всем мире - женщины все увереннее занимают ключевые посты в бизнесе, в банковском деле, на радио, телевидении и в газетах... Эта тенденция движется по нарастающей. Когда подрастут нынешние школьницы-вундеркинды, синдром "исключительно умной женщины, которой не находится места в жизни", будет, очевидно,"пройденным прошлым".
Не появился бы, правда, к тому времени другой синдром: "не очень умного мужчины, которому не находится места в жизни".