Главная Культура 01:40 18 Июня 2021 8571
Музыка вместо стрелялок

Разговор с директором знаменитой школы имени Гнесиных Михаилом Хохловым

Сергей Бирюков
Директор - слово того же корня, что и дирижер. Но для самого Михаила Хохлова главное - что он музыкант и учитель. Фото из личного архива.

Кумовство — беда, содружество профессионалов — сила, убежден директор «Гнесинки» Михаил Хохлов

Детская музыкальная школа в России — больше, чем детская музыкальная школа. Это в полном смысле национальная традиция, начиная от «правила хорошего тона» учить ребенка музыке до высочайших достижений звездных выпускников этих школ, и сегодня обеспечивающих русскому исполнительству лидерство в мире. Но в какой же борьбе приходится эту традицию отстаивать! Прежде всего от наскоков своих же бюрократов от образования, периодически напоминающих о себе дикими инициативами — то запретить серьезное, так называемое предпрофессиональное обучение артистическим специальностям до 15 лет, то переложить львиную долю платы за государственное обучение на плечи родителей...

«Труд» постоянно держит «детскую» музыкальную тему в фокусе внимания — от феноменальных успехов юных талантов («Конкурс, где победили все» 11.05.2018) до директорского произвола в районных школах («Головой об рояль» 18.01.2019) и поползновений чиновников вытеснить творческое образование в онлайн («Куда, куда мы удалились» 02.04.2021). Голос нашей газеты против попыток понизить статус ДМШ до уровня платных кружков был слышен, и когда готовился федеральный закон о регулировании деятельности детских школ искусств («Сынок слишком талантливый? Плати по полной!» 10.09.2020). Недавнее подписание президентом Владимиром Путиным этого документа стало одной из побед здравого смысла. Тем самым укреплена уникальная российская система художественного образования, где основой непрерывного трехступенного цикла от начального этапа через средний к высшему является именно школа.

Но закончились ли на том баталии? Все ли тучи развеялись? Чтобы понять, каково работать коллективу, который даже в тяжелой пандемической ситуации продолжает выпускать в жизнь новые яркие таланты, обозреватель «Труда» отправился в одну из самых славных отечественных музыкальных школ — одиннадцатилетку имени Гнесиных.

— Сложно работается, — без обиняков отвечает на мой вопрос директор «Гнесинки» на протяжении более чем 30 лет, пианист и дирижер Михаил Хохлов. — Госстандарты детского музыкального обучения разрабатываются Министерством культуры, но окончательно их утверждает Министерство просвещения — и от этого двоеначалия возникают диссонансы. Например, когда я сам учился в школе, которой теперь руковожу, мы занимались по интенсивным программам с 5 лет — практика, давно проверенная русской педагогикой. Но потом на музыкальные школы стали давить сверху, под предлогом защиты прав ребенка пытаясь резко поднять возрастную планку начала предпрофессионального обучения. Понадобился визит в Госдуму народного артиста России Николая Цискаридзе, который снял перед депутатами обувь, показал стопу и объяснил, что если не гнуть ее с раннего детства, то она уже никогда не согнется так, как нужно в балете. Помогло! По крайней мере мы смогли учить детей с 1 по 4 класс не по общеразвивающим, а по предпрофессиональным программам, правда — стыдливо называя их «особыми», «специальными». То есть вопрос решился компромиссом, и вы понимаете, сколько это отняло времени и сил.

И до сих пор случаются курьезы. Например, пришла очередная комиссия и спросила: а почему у вас в расписании нет уроков музыки? Ответ, что в средней специальной музыкальной школе есть уроки фортепиано, скрипки, сольфеджио, музлитературы и пр., не устроил проверяющих: в общеобразовательном учреждении (а мы даем и общее образование) уроки музыки должны быть — и точка.

Самое наглядное мерило успехов школы — конкурсы. По ним, продолжает Михаил Сергеевич, видно, насколько за последние 5-8 лет вырос уровень подготовки детей. Сегодня 12-13-летние играют технически уверенней, чем несколько лет назад 17-18-летние. Осваивают этюды Шопена, Листа, крупные концерты с оркестром. Это итог не только акселерации, но и информационного взрыва, когда весь мировой исполнительский опыт оказался в телефоне ребенка. Понятно, во всем нужна мера — излишнее увлечение некоторых педагогов и родителей конкурсами отвлекает от систематического освоения музыкального искусства, но при разумном подходе вряд ли есть лучший способ подготовить будущего музыканта к концертной деятельности, выработать у него стрессоустойчивость. Ежегодно школа поздравляет порядка 350 своих питомцев с лауреатскими наградами. Традиционно радуют пианисты — имена Дмитрия Шишкина (2-я премия конкурса имени Чайковского) или Александра Малофеева (победа на юношеском соревновании имени Петра Ильича) известны далеко за пределами России. Но в последнее время совершили резкий рывок и воспитанники других отделений, например духового...

Иногда кажется, что в привычном сравнении «консерваторская ЦМШ — гнесинская одиннадцатилетка» срабатывает стереотип в пользу первой. Например, на недавнем конкурсе Дениса Мацуева Grand Piano Competition талантливый ученик гнесинского педагога Елены Березкиной Федор Орлов даже не вошел в число лауреатов.

Михаил Сергеевич не настроен обсуждать то решение жюри. Хотя бы потому, что Федор, как и некоторые другие не-лауреаты, получил такое количество бонусов в виде приглашений на концерты и звукозаписи, что иным обладателям лауреатских дипломов не снилось. Кстати — это надо четко объяснять ребятам и их родителям — сегодня для импресарио далеко не количество медалей определяет перспективность молодого музыканта, а его способность привлекать публику. Медали присуждает профессиональное жюри — для публики же важнее профессиональных тонкостей харизма артиста. Тут мы с Хохловым дружно вспомнили феномен Люки Дебарга: «всего лишь» четвертая премия конкурса Чайковского — и сумасшедшая востребованность... Возможно, и Федора ждет подобная судьба? Ну и конечно его результат ни в коей мере не ставит под сомнение авторитет самого Grand Piano Competition, где, кстати, среди восьми лауреатов — две «гнесинки»: Екатерина Бонюшкина из класса Бориса Березовского и Варвара Кутузова — ученица самого Хохлова.

Но ведь нервное, поди, дело — руководить коллективом, где преподают концертные звезды ранга Березовского? Михаил Сергеевич развеивает мои опасения: дело не в звездности, а в человеческих качествах. Все гнесинские педагоги, уверяет он — очень хорошие люди. Уровень же их профессионализма нет смысла комментировать — то, что он высочайший, само собой разумеется.

Возражаю: у вас — само собой, но в обычных районных школах ситуация другая, там иному директору сподручнее набрать на работу середнячков, а то и вовсе непрофессионалов из числа своих родственников: таковые покладистей и послушно несут денежку, щедро выписываемую им директором, наверх, то есть ему же... Кажется, впору впрямую писать в законе, что преподавать в музыкальной школе имеет право только человек с высшим профильным очным образованием. Ведь правило госстандарта об обязательном для педагога ДМШ вузовском дипломе сплошь и рядом трактуется директорами весьма вольно.

Тогда это проблема учредителя, парирует Михаил Сергеевич. Если говорим о Москве, то — Департамента культуры города. Там принцип двоякий: с одной стороны, предоставлять директорам больше прав при приеме педагогов на работу, с другой — повышать и ответственность руководителей школ. И уж точно нельзя, чтобы, допустим, заместитель директора был его родственником.

Есть и такая идея, витающая в учительских кругах: создать Союз педагогов музыкальных школ. Руководитель «Гнесинки» обеими руками за: содружество профессионалов, делающее коллективное мнение влиятельным — знак роста гражданского общества. Вообще классно, если бы музыкальные школы предпрофессионального уровня появились в каждом административном округе Москвы, а за пределами столицы — в каждом сколько-нибудь крупном городе. Куда тогда девать общеразвивающее обучение? Хохлов убежден: лучшее для него место — общеобразовательная школа. Но не примитивные «уроки музыки», которые имела в виду вышеупомянутая комиссия, а серьезное погружение, начиная с нотной грамоты, знание которой так же обязательно для современного культурного человека, как умение читать и писать слова. Ведь это колоссально способствует развитию памяти, умению усваивать информацию, пальцевой моторике, а значит улучшает восприятие всех прочих школьных предметов. Ну и вырабатывает эстетическое чувство — то, с чем сегодняшняя общеобразовательная школа справляется плохо. Ее воспитанники могут сносно ориентироваться в цифрах, но ничего не понимать в мире искусств. А личность без чувства прекрасного ущербна.

Не возразят ли тут скептики, что стране не нужно столько школ с предпрофессиональным преподаванием музыки, поскольку далеко не все их выпускники пойдут по музыкальной стезе?

А кто сказал, что подготовка профессионалов — единственная задача предпрофессионального образования? Разве не столь же важно создать среду для их, профессионалов, формирования? Если же кто-то из выпускников выберет другой жизненный путь, это вовсе не значит, что государство напрасно тратило на него средства. Музыка поможет ему в любой специальности — тем, что сызмальства приучила к дисциплине, систематичности, результативности, социальности.

Продолжая свою линию, рассказываю Михаилу Сергеевичу о моем друге, с дипломом Московской консерватории и сорокалетним преподавательским стажем работающем в районной музыкальной школе, где как раз, по его словам, процветает кумовство. Базовая ставка — 20 тысяч рублей в месяц; надбавки, целиком зависящие от директора, смехотворны. Не решила бы подобные коллизии инициатива премьер-министра Михаила Мишустина, недавно призвавшего к возвращению тарификации педагогов по их стажу?

Это, возможно, повысило бы прозрачность системы оплаты, сейчас явно недостаточную, отвечает Хохлов. Но акцент, уверен он, надо делать на другом: недопустимо низок сам уровень этой оплаты. Скажем, имеет тот специалист базовые 20 тысяч и доплату 20-25 тысяч (это распространенный случай). Ну, поднимет государство базовую ставку, скажем, до 35 тысяч, а доплату при этом директор тихонько срежет до 5-10 тысяч: чиновники довольны — «приняли меры», но педагог-то остался при своих. Вот если то, что предлагает премьер, реально повысит учительский заработок — флаг ему в руки.

А как относится мой собеседник к участившимся разговорам о том, что образование в век интернета надо максимально перемещать в Сеть — так-де практичнее и дешевле?

— Отношусь отрицательно, — категоричен Хохлов. — По крайней мере в том, что касается преподавания искусства, где тонкие энергии реально передаются только через прямое общение. А вот в чем новые цифровые средства могли бы принести пользу — это в домашней работе. Начиная от простой записи урока на видеокамеру, что потом позволит тщательно отработать дома замечания педагога, до программ искусственного интеллекта, которые стали бы электронными тренажерами для ребенка по сольфеджио или теории музыки. Чтобы вместо обычных стрелялок и кричалок он, допустим, изучал, чем кварта отличается от квинты и почему веселая музыка чаще пишется в мажоре, а грустная в миноре. Тут, мне кажется, увлекательное поле для совместного творчества педагогов и программистов.

Но, напоминаю я директору, сейчас уже и некоторые педагоги выступают за онлайн, поскольку он бережет их от такой напасти, как обвинения в сексуальных домогательствах, в последнее время из разряда экзотики переходящие в массовую проблему. Да, известны реальные случаи изуверства, но они громадная редкость — куда чаще родители, недовольные тем, что их чаду поставили недостаточно высокую оценку или не включили в программу престижного концерта, пишут кляузы — и ломаются учительские судьбы, люди не только лишаются работы, но и попадают за решетку. В итоге педагоги теперь боятся даже легонько прикоснуться к руке или плечу ученика, чтобы показать, в какой мышце у него зажим.

Суть решения, считает Хохлов — в искренности отношений между педагогом, учеником и родителями. Если в ней возникают малейшие сомнения — надо тут же идти на открытый разговор к директору школы и не ждать, пока конфликт достигнет криминального градуса. У директора достаточно инструментов для его решения, начиная с самого очевидного — перевода ученика к другому педагогу.

Выступление в ученическом оркестре - лучшая школа для будущего виртуоза, считает Михаил Сергеевич Фото из личного архива

Ну а что все-таки насчет новых возможностей, предоставляемых музыке цифровым веком?

Оказывается, уже три года в «Гнесинке» действует отделение звукооператорского мастерства. Профессия востребованнейшая: объем звучащей кругом нас музыки стремительно растет. Уже и в вузы страны на эту специальность ежегодно принимают порядка 250 студентов— но до последнего времени ей почти не учили на среднем образовательном уровне. В Москве такие курсы были только в Колледже предпринимательства — заведении в отношении музыки непрофильном. Ведь музыкальная звукорежиссура — это и аранжировка, композиция, саунд-дизайн... Гнесинцы решили заполнить нишу, через год — их первый выпуск.

Ну и напоследок — как удается директору и педагогу Хохлову еще и концертировать более 30 лет в качестве дирижера оркестра «Гнесинские виртуозы»?

— Концертирование — самый лучший способ закрепить успехи юных музыкантов в учебе, — отвечает Михаил Сергеевич. — И хотя меня иногда зовут за пульты других коллективов, именно в «Гнесинских виртуозах» исполнительство стало прямым продолжением моего учительства. Добиться слаженного звука в любом оркестре непросто, а в коллективе, где состав меняется каждый год — сложно вдвойне. Зато какой опыт! Мне очень приятно, что наши выступления вдохновляют и публику, и выдающихся солистов. Например, недавно мы играли с Борисом Березовским совсем непростой Фортепианный концерт Альфреда Шнитке. В подобной работе — один из залогов будущего успеха наших выпускников, игравших в оркестре: виолончелиста Бориса Андрианова, которого знают как великолепного солиста и ансамблиста во многих странах. Гобоиста Алексея Огринчука — солиста прославленного нидерландского оркестра «Концертгебау». Контрабасиста Павла Степина, играющего в оркестре Большого театра. Сотен других замечательных артистов: гнесинская школа всемирна!

Комментарии для сайта Cackle

Тиктокер Даня Милохин стал в последнее время завсегдатаем эфиров федеральных каналов

Сергей Беднов
Труд
Даня Милохин. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В авторской программе «Бесогон» на «России 24» Никита Михалков рассказал, за кого в публичном пространстве нашей страны ему сейчас стыдно. Мэтром была названа Елена Ваенга, исполнившая шансон...

Чтобы в связи с ними в голову не лезла какая-нибудь «банда ГТА» или отрезанная голова ребенка, лучше вспоминать в эфире эту категорию населения пореже

Сергей Беднов
Труд
У нас на ТВ очень любят говорить о сложностях, связанных с мигрантами на Западе, и всячески избегают обсуждать наши. Фото: Moscow-Live.ru

В минувший вторник, 13 июля, в информационных выпусках всех федеральных каналов прошел сюжет о драке выходцев из Средней Азии возле метро «Кузьминки». Аналогичное происшествие в Химках, случившееся накануне,...

Народ на вакцинацию от коронавируса калачом не заманишь. В телевизоре по этому поводу - сплошное недоумение

Сергей Беднов
Труд
Почему придали созданию «Спутника V» статус геополитической победы? Народ знает, как часто ура-патриотические речовки сопровождают абсолютные пустышки. Фото: Moscow-Live.ru

Народ вакцинироваться не желает. Несмотря на обещанные автомобили и квартиры. Говорящие в телевизоре умные головы ситуации удивляются. Ищут причины. Они, может, и брякнули бы в сердцах про тупость масс, но нельзя-с:...

Самый мистический дворцовый комплекс - Михайловский (Инженерный) замок - открыл для посетителей парадные залы

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Serguei Fomine, globallookpress.com

Об архитектуре и убранстве этих залов посетители прежде могли лишь гадать. Долгие годы в них располагалась закрытая для посторонних Военно-морская библиотека Минобороны РФ. Да и после реставрации Инженерный замок хранит...

Разговор с писателем Григорием Чхартишвили, более известным читающей публике под именем Бориса Акунина

Александр Славуцкий
Труд
Фото: © Dmitrii Angel, globallookpress.com

Он не перестает поражать творческой активностью. Помимо регулярно выпускаемых увлекательных детективных романов много лет работает над циклом книг «История Российского государства». Не так давно в издательстве...

Почему ученикам Христа одной Пасхи оказалось мало

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Фреска М.А. Врубеля «Сошествие Святого Духа на апостолов». Фото из открытых источников.

Уже завтра, в субботу, православные храмы начнут украшать ветвями берез, травами и цветами: в воскресенье, 20 июня, Троица, один из самых любимых праздников на Руси. В церковном календаре она знаменует завершение...

Столица может утратить не только уникальный плавательный бассейн, но и шедевр скульптуры

Елена Широян, искусствовед
Труд
Реконструкция надвинулась на один из образцов Большого стиля – спорткомплекс ЦСКА. Фото из открытых источников

Однажды в нулевых мне довелось побывать в Берлине, который тогда считался крупнейшей стройплощадкой Европы. И впрямь — повсюду возводили новые здания, небо пронзали десятки башенных кранов... Сегодня столица Германии...

Культура 00:10 / 09 Июля 2021 12902
Не QR-кодом единым...

Какой документ считается самым защищенным от подделок

Марина Крючкова, архивариус, Владислав Ржевский
Труд
Константин ведет под уздцы коня, на котором восседает папа Сильвестр — фреска в капелле Сан-Сильвестро (монастырь Санти-Куаттро-Коронати). Фото из открытых источников.

Пока полиция рапортует об уголовных делах за подделку сертификатов о вакцинации и мошенничество с QR-кодами, социологи говорят о российском феномене: дескать, наше население, привыкнув к давлению государства,...

Известный кинорежиссер едет на фестиваль в Канны с одним фильмом и продолжает работу над другим

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Как признался Алексей, смокинг он пока не утюжил. Фото: Komsomolskaya Pravda/Russian Look, globallookpress.com

Такого не было уже несколько десятилетий: сразу пять российских картин приглашены в программу Каннского фестиваля, который стартует 6 июля. В основном конкурсе будут представлены «Петровы в гриппе» Кирилла...

На экраны выходит спорный фильм о великом художнике

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Влюбленный Ван Гог» с сайта kinopoisk.ru

Российская премьера «Влюбленного Ван Гога» прошла 14 июля — в День взятия Бастилии, который считается во Франции и во всем мире символом свержения абсолютизма. Фильм в нашем прокате решили...

Директором Бахрушинского музея назначили даму, постившую собственное фото на фоне свастики

Анна Чепурнова
Труд
Всего месяц назад Дмитрий Родионов вместе с председателем совета депутатов Зарайска Еленой Белкиной и ее заместительницей Раисой Гулькиной открывал Бахрушинский фестиваль, не подозревая о сгущающихся тучах. Фото Сергея Бирюкова

Шокирующая новость: в канун 22 июня — дня, когда мы отмечали 80-летие начала Великой Отечественной, — директором Бахрушинского театрального музея назначили даму, постившую собственное фото на фоне свастики....

Российские политические ток-шоу порадовали новой струей: они пошли войной на гей-пропаганду

Сергей Беднов
Труд
Роскомнадзор решил проверить на предмет гей-пропаганды церемонию вручения премии «Муз-ТВ». Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Редкий мальчишка советских времен не знал, что эта некрасовская строка имеет хулиганское продолжение: «Он им отгонял от себя...» Кого? Ну, типа, мужчину с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Наподобие...

Новая работа известного кинорежиссера - самое, пожалуй, его личное высказывание

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Главный герой нового фильма Владимира Константиновича - режиссер-неудачник, который снимает сериальное мыло про ментов, а сам грезит о Каннах и Венеции

После проката в кинотеатрах сразу на трех интернет-площадках появился фильм со странным, на первый взгляд, названием «Конец фильма». Это новая работа известного кинорежиссера Владимира Котта, хорошо знакомого...

Гидов-экскурсоводов в городе на Неве взялись пересчитывать, будто цыплят по осени

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Гидов в Петербурге пересчитают, проэкзаменуют, введут для них обязательное лицензирование, занесут в реестр. Депутаты городского парламента внесли на рассмотрение законопроект об обязательной аттестации всех, кто водит туристов...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Eunika Sopotnicka, globallookpress.com

Авторы исторических работ, представленных в обзоре, опирались на документы, многие из которых ранее были неизвестны или запрещены советской цензурой. Насколько полной встает картина, судить читателю. С уверенностью можно...








Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?