Главная Культура 00:04 18 Июля 2014 3220
Дирижёрский мастер-класс

Ни в одной из музыкальных профессий нет таких сложностей с получением начального сценического опыта, как у симфонических дирижёров

trud.ru

Каждая из музыкальных специализаций требует не только приобретения теоретических знаний, но и большого практического опыта. Но, пожалуй, ни в одной из музыкальных профессий нет таких сложностей с получением начального сценического опыта, как у симфонических дирижёров. Получить «свой» оркестр и иметь возможность выступать перед широкой аудиторией молодому дирижёру удаётся редко. Необходимый для освоения дирижёрского мастерства опыт музыканты могут приобрести лишь в качестве ассистентов, помощников маститых маэстро. Но это далеко не всегда означает участие в концертных программах, а, в основном, подразумевает только подготовительную, «закадровую» работу. Конечно, начинать надо с малого, однако необходимость публичных выступлений очевидна. И едва ли не единственной возможностью получить опыт выступления перед широкой публикой становятся мастер-классы, открытые для широкой аудитории.

Во всём мире таких «сценических курсов» для дирижёров очень мало, и на этом фоне особо выделяется мастер-класс Юрия Симонова, проводимый Московской филармонией в Концертном зале имени Чайковского. Мастер-класс Симонова позволяет молодым дирижёрам и поработать с оркестром, и творчески вырасти в диалоге с признанным маэстро и артистами его оркестра, и продемонстрировать уровень своего мастерства перед слушателями крупнейшей филармонической сцены Москвы.

Мастер-класс Юрия Симонова в Московской филармонии проводится второй год подряд. Но у самого Юрия Ивановича опыт проведения подобных проектов гораздо больше — десять лет мастер-класс маэстро проходил в Будапеште, и только последние два года перенесён в Москву. Этот отечественный форум привлёк внимание молодых дирижёров со всего мира: оргкомитет конкурса прослушал множество демонстрационных записей, присланных из разных стран Европы, Латинской Америки, азиатского региона и стран постсоветского пространства.

Из всех заявок были отобраны 36 участников, но и из их числа не все получили доступ на сцену. Участники мастер-класса делились на «активных» и «пассивных». Последним была дана возможность лишь наблюдать мастер-класс со стороны: посещать все занятия и финальный гала-концерт. Первым же было предоставлено право продемонстрировать свои навыки и приобрести новые.

Девятнадцати отобранным дирижёрам маэстро Симонов выбрал симфонические партитуры, которыми на первом этапе мастер-класса молодые музыканты продирижировали в Камерном зале Московской филармонии в сопровождении двух фортепиано. Каждому из участников Юрий Иванович дал советы и указал на недочёты, которые участникам мастер-класса была предоставлена возможность исправить, причём уже на сцене Концертного зала имени Чайковского, дирижируя симфоническим оркестром Московской филармонии.

Все отобранные для этих занятий с оркестром участники мастер-класса получили дипломы, а двенадцать, наиболее ярко себя показавших, получили возможность участвовать в финальном гала-концерте. И если рядовые занятия мастер-класса, хоть и были открытые, не собирали большого количества публики (что, вообще-то, ожидаемо — всё-таки мастер-класс — это довольно специфическое действо), то итоговый гала-концерт прошел при солидном стечении слушателей. Конечно, основная часть из них были профессионалы, которым небезразличен завтрашний день дирижёрского искусства. Ведь тем, кто сегодня дирижировал финалом мастер-класса в Московской филармонии, возможно, завтра будут рукоплескать в лучших концертных залах и оперных театрах мира. Задатки для этого есть у всех участников гала-концерта, а их творческие биографии уже сейчас впечатляют.

Все участники финального концерта — лауреаты целого ряда международных и национальных премий и обладатели призов авторитетных конкурсов, за плечами каждого — обучение не только в лучших учебных заведениях своей страны, но и прохождение ассистентуры и неоднократные стажировки в престижных учебных заведениях всего мира, и почти все уже проявили себя в качестве руководителей или даже основателей оркестров.

Открывший гала-концерт Владимир Оводок из Беларуси (он дирижировал увертюрой к опере «Руслан и Людмила» Глинки) в свои 28 лет является главой Камерного оркестра Гомельской филармонии, ассистентом главного дирижёра симфонического оркестра Белтелерадиокомпании, дирижёром-стажёром Национальной оперы и преподавателем дирижирования колледжа при Белорусской академии музыки. 38-летний норвежец Ник Ост начинал как исполнитель на эфониуме (баритоне), дирижирование для него — вторая специальность, которой он овладевает сравнительно недавно, но лишь за последний год стал главным приглашённым дирижёром оркестров городов Мольде и Кристиансунна, а в гала-концерте продемонстрировал уверенную выучку в увертюре «Розамунда» Шуберта.

25-летний Расул Клычев, продирижировавший оркестровым переложением Вокализа Рахманинова, известен в родном Туркменистане как основатель и руководитель Молодежного камерного оркестра Туркменской национальной консерватории, с которым даёт концерты в разных городах своей страны, а в прошлом году дебютировал в Европе, выступив в Байройте.

Завершали первое отделение наши соотечественники: 23-летний Александр Андрианов из Нижнего Новгорода, где он обучается в консерватории и является дирижёром-стажёром оперного театра, исполнил увертюру к опере «Царская невеста» Римского-Корсакова, а студент Санкт-петербургской консерватории и дирижёр оркестра Дома ученых северной столицы Алексей Рубин вполне зрело и уверенно провёл оркестр Московской филармонии через хитросплетения увертюры к «Нюрнбергским мейстерзингерам» Вагнера.

Второе отделение открыл Су-Хан Янг — студент Университета Тайваня и дирижёр-ассистент оркестра этого учебного заведения, продирижировавший увертюрой к опере «Похищение из сераля» Моцарта. Все остальные участники второго отделения демонстрировали вполне зрелое мастерство, и, несмотря на молодость, их творческие биографии включают работы с высококлассными симфоническими и камерными оркестрами, оперные постановки и участие в крупных фестивалях. Юта Симидзу из Японии, исполнивший фантазию «Ночь на Лысой горе» Римского-Корсакова, знаком петербургской публике по своей работе в Мариинском театре. Аргентинец Иларио Флорес Кони известен в Латинской Америке не только как симфонический и хоровой дирижёр, но и как интерпретатор современной авангардной музыки, а в Москве ему довелось дирижировать второй частью («Бал») из «Фантастической симфонии» Берлиоза.

Последние три участника гала-концерта стали настоящим открытием. Возможно, максимально раскрыться позволил доставшийся им репертуар, совпавший со стилистическими пристрастиями молодых дирижёров. Наверняка, помог выступить с такой отдачей и уже немалый сценический опыт. Но, так или иначе, настоящих оваций удостоились чех Франтишек Мацек, дирижировавший соль-минорным Славянским танцем Дворжака, Маркку Лааксо из Финляндии со своей стильной интерпретацией Вальса из балета «Спящая красавица» Чайковского и Ка Чун Вонг из Сингапура, феерически завершивший программу знаменитым диптихом («Поганый пляс» и «Колыбельная») фрагментов музыки балета «Жар-птица» Стравинского.

Но даже если бы ни один из дирижёров гала-концерта не произвёл особого впечатления, филармонический мастер-класс Юрия Симонова всё равно остался бы экстраординарным событием музыкальной жизни Москвы. Ведь практически на глазах у слушателей отшлифовывали мастерство обладатели самой сложной музыкальной профессии, и, учитывая, что этот опыт молодые дирижёры приобретали, выходя на крупнейшую столичную сцену, его можно считать уникальным. Не менее ценно и то внимание, с которым терпеливо, по-отечески занимались с участниками мастер-класса и сам Юрий Иванович, и абсолютно все музыканты его оркестра. Для симфонического коллектива столь высокого статуса работать с молодыми, неизвестными дирижёрами в атмосфере такого дружеского, творческого и неформального общения — редкость. И этот творческий и эмоциональный заряд мастер-класса Юрия Симонова в Московской филармонии наверняка особенно вдохновит молодых дирижёров на покорение новых вершин в освоении дирижёрского искусства.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5619
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3301
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3184
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?