Евтушенко прожил долгую, в 84 года, и невероятно насыщенную жизнь. Объехал всю Россию, побывал в сотне других стран. Выпустил порядка 150 книг, его стихи переведены на 72 языка мира. А еще он писал прозу и сценарии, снимался в кино и сам снимал фильмы, фотографировал. И собирал живопись. Поэт при жизни передал свою уникальную коллекцию народу России. Музей-галерея Евтушенко в писательском поселке Переделкино принимает посетителей уже 15 лет.
Музей разместился рядом с дачей поэта, в которой он прожил почти полвека, в специально построенном красивом здании из дерева и стекла, чем-то напомнившем мне знаменитую стеклянную пирамиду перед входом в Лувр. Внутри помещения много светлого дерева, создающего теплую домашнюю атмосферу, которую поддерживают своим непоказным гостеприимством радушные смотрители музея.
Открывает галерею экспозиция «Мое человечество». Здесь представлено около 300 фоторабот поэта, который в своих поездках по стране и миру не расставался с «Никоном», подаренным ему японскими журналистами. Евтушенко снимал пейзажи, натюрморты, бытовые сценки, но любимым его жанром был портрет. Он почти не фотографировал знаменитостей, следуя своему творческому кредо: «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет». На его снимках — лица итальянских партизан, китайских рабочих, вьетнамских крестьян, английских денди, сибирских рыбаков, ветеранов Великой Отечественной. Здесь же — овеянные нежностью портреты родных людей. Вот его мама Зинаида Ермолаевна, няня Нюра, тети Женя и Кланя, жена Мария Владимировна, для него просто Маша.
.jpg)
В галерее представлено порядка 300 фоторабот Евтушенко. Фото автора
Интереснейший раздел галереи — картины Пабло Пикассо, Марка Шагала, Нико Пиросмани, Ладо Гудиашвили, Давида Сикейроса, Ренато Гуттузо, Макса Эрнста, Хуана Миро, Жоржа Брака, Жана Кокто, Олега Целкова, Зураба Церетели — всего более 70 работ. Сам Евтушенко называл свою коллекцию эклектичной, но в этом и состоит ее прелесть. Поэту удалось «помирить» в стенах галереи столь разных художников.
На вопрос о том, как сложилась его коллекция, Евгений Александрович в свое время ответил исчерпывающе: «Так же непредсказуемо, как сама моя жизнь. Чаще всего картины дарили. Иногда, не очень будучи в фаворе, я покупал их у опальных, полунищих художников — хотя и сам был отнюдь не богат — на те деньги, которые мог заплатить. Порой на последние. Художники инстинктивно чувствуют, кто собирает картины для надежного капиталовложения, а кто бескорыстно, по любви. Они хорошо читают глаза людей, которыми те смотрят на их холсты».
В отличие от многих талантливо рисовавших поэтов, среди которых были Пушкин, Лермонтов, Маяковский, сам Евтушенко был обделен этим даром. Но живопись с детства была его любовью и оказала на него влияние не меньшее, чем литература. «Мне нравилась наша реалистическая классика, — признавался поэт, — но нравились и Кандинский, и Шагал, и Филонов, когда их произведения можно было увидеть только по знакомству в запасниках или в редко привозимых кем-то из-за границы монографиях».
.jpg)
Один из уголков галереи с картинами художников разных стилей и направлений. Фото автора
Собирать живопись Евтушенко начал на исходе 50-х годов. Покупал и принимал в дар только то, что волновало, трогало душу. На Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве он познакомился с Эрнстом Неизвестным, Олегом Целковым, Юрием Васильевым. Те подарили поэту свои работы, которые положили начало его коллекции. Позже Евтушенко поддерживал, в том числе и рублем, опального Целкова, приводил к художнику в Тушино именитых покупателей. Олег Николаевич отдаривал поэта картинами. В итоге у Евтушенко оказалось девять работ художника, которого в 1977 году власть вынудила уехать из страны. На сегодня это едва ли не лучшая коллекция картин Целкова в России.
Занятная история произошла у Евтушенко с Пикассо. Знаменитый художник принимал его в 1962 году в своей парижской мастерской. Показал ему 40 новых картин (каждая из них стоила больших денег) и предложил выбрать в подарок одну из них. Евтушенко не без дерзости ответил, что он любит работы «голубого периода» художника, а из предложенных картин ему ни одна не приглянулась. На уязвленное «почему?» ответил: «Потому что мне кажется, что вас обидела какая-то женщина, и вы обиделись на всех женщин мира, изображая их в карикатурном виде».
Тогда Пикассо, вспоминал Евтушенко, поднял тост за великую Россию и сказал, что жив еще бессмертный дух Настасьи Филипповны, которая могла бросить в камин пачку денег. На следующий день, узнав о произошедшем из утренних газет, Надя Леже, вдова Фернана Леже, передарила Евтушенко, который был у нее в гостях, понравившуюся ему литографию Пикассо — друга и соперника ее мужа. Эту работу с подписью Пикассо тоже можно увидеть в галерее.
На втором этаже музея воссозданы творческая мастерская и библиотека поэта. Скромный стол с книгами, рукописью и печатной машинкой, кресло с накинутой на него цветастой рубахой и столь же пестрым галстуком, окно, через которое поэт смотрел на уголок своего сада и сочинял стихи. В том числе и эти строки, датированные 1968 годом:
Так вышло, что живу я в Переделкино.
Когда пишу, в окне перед собой
я вижу в черно-белых прядях дерева
сосулек гребень темно-голубой.
Вороны чистят свои перья важные,
писателям очиститься велят,
и мои раны снегом перевязаны
и только потихонечку болят.
.jpg)
Рабочий стол поэта. Фото автора
Особый интерес у посетителей вызывают совместные фотографии Евтушенко с Нерудой, Маркесом, Феллини, Апдайком, Артуром Миллером, Генрихом Беллем, Фиделем Кастро, Робертом Кеннеди и другими знаменитостями. Здесь же книга Бориса Пастернака «Сестра моя — жизнь» с напутствием молодому поэту, датированным 1959 годом. Трость Марка Твена, которую поэту подарили друзья американского классика в благодарность за поэму «Бабий Яр». Сценарий поэта к фильму «Мушкетеры» по мотивам романа Александра Дюма, так и не снятого при жизни Евгения Александровича. Литературные и государственные награды.
Почетное место в музее занимает выполненная из бронзы лавровая ветвь с выгравированной надписью «Герой «Труда». Ее вручили поэту в редакции нашей газеты в 2003-м, подводя итоги многолетнего сотрудничества Евтушенко с «Трудом». Еще в 1950 году он прислал в газету свои во многом наивные, но искренние юношеские стихи. Они были опубликованы, с тех пор поэт был желанным гостем и на страницах «Труда», и в самой редакции.
.jpg)
Евгений Евтушенко стал одним из первых лауреатов редакционной премии «Герой «Труда». Фото автора
В начале нынешнего века он пришел в отдел культуры с неординарной идеей: начать в газете публикацию фрагментов из своей знаменитой ныне антологии «Десять веков русской поэзии», которая в то время только готовилась им для издательства «Искусство». «Труд» — не литературное издание, но в газете пошли на смелый эксперимент и не ошиблись. Как старожил редакции, я хорошо помню: номера газеты с поэтическими выпусками читатели зачитывали до дыр, делали из публикаций подшивки, переплетали их в увесистые фолианты...
Всего в «Труде» вышло порядка 70 выпусков этой уникальной поэтической антологии. На страницах газеты были опубликованы лирические шедевры Пушкина, Блока, Маяковского, Пастернака, Ахматовой, Есенина, Цветаевой, Гумилева, которые сопровождались блистательными эссе Евтушенко и его собственными стихами, посвященными поэту — «герою дня». Евгений Александрович в течение двух лет жил в одном ритме с газетой. Звонил в редакцию не только из Переделкино, но из Америки, где он вел курс русской литературы в университете, из Грузии, Владивостока, Читы, со станции Зима — отовсюду, где пролегали его поэтические тропы.
Завершая рубрику, написал стихотворное посвящение «Труду»:
С трудом прощаюсь я с «Трудом».
Он был как добрый, отчий дом
Живому, дышащему слову.
Мы от лица родной земли
Ахматовой и Гумилеву
вновь повстречаться помогли!
И Пушкин там на пьедестале
бокал с шампанским поднимал,
и антологию читали
Рязань, Владивосток, Ямал...
.jpg)
Евгений Евтушенко и автор этих строк в стенах редакции «Труда». Фото из личного архива автора
Не буду цитировать все стихотворение, желающие могут найти его в 9-томном собрании сочинений Евгения Евтушенко, приведу только финальные строчки, сформулированные поэтом с присущей ему афористической мощью: «В России без стихов любити — народу русскому не быти». Евтушенко был верен этому святому убеждению до последнего вздоха...
P. S. 18 июля, в день рождения поэта, в музее-галерее Евтушенко состоится традиционная встреча друзей Евгения Александровича и любителей его поэзии. Для посетителей музей открыт со вторника по воскресенье с 11-00 до 19-00. В субботу с 11-00 до 20-00. До или после посещения музея-галереи можно поклониться памяти поэта на переделкинском кладбище. Евтушенко похоронен рядом с Борисом Пастернаком.
