Батут не работает

Правда космонавта против лакировочной политики большого начальства

Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
Если правда руководителям «Роскосмоса» не нужна, постараются ли они избавиться от Федора Юрчихина? Фото: Roscosmos/Twitter, globallookpress.com

Волею случая в один и тот же июньский день в двух изданиях читающей публике явились две принципиальные и во многом диаметрально противоположные публикации, посвященные космонавтике. И сразу же вокруг них вскипела новая волна дискуссий в социальных сетях, чему поспособствовал и необычайно высокий статус авторов. В неожиданно возникшей заочной полемике сошлись прославленный космонавт Федор Юрчихин (пять полетов, 672 суток на околоземной орбите, почти 60 часов работы в открытом космосе) и глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.

Так уж получилось, и авторы именитые, и тема больная, волнующая всех, кто сегодня остро переживает: как же так, наша страна, открывшая космическую эру, сегодня уступает в мире одну позицию за другой. Вот и Федор Юрчихин, посвятивший космонавтике жизнь, отлично знающий отрасль изнут-ри, обладающий уникальным опытом, аналитическими и организаторскими способностями, опубликовал свои предложения с единственной целью — помочь отечественной космонавтике выйти из тупика.

У космонавта, как рассказали мне общие знакомые (сам Юрчихин отказался комментировать ситуацию) и в мыслях не было идти на какой-либо конфликт, главное, считал он, донести горькую, неприятную правду, которую начальство старается не замечать, и подсказать верные решения. Но, похоже, сегодня в нашей ракетно-космической отрасли говорить правду не принято и даже опасно. Вместо того чтобы отнестись с максимальным вниманием к анализу и выводам Федора Николаевича, многих других оппонентов, организовать среди специалистов объективное и заинтересованное обсуждение проблем (единственно верное решение в данной ситуации), на Юрчихина началось жесткое давление. Об этом я узнал от двух старых знакомцев, которым вполне доверяю. Тотальный зажим критики в отрасли, стремление к лакировке, подмена правдивого анализа нынешней ситуации красноречивыми планами на будущее — вот что нынче в моде у людей, управляющих отраслью.

Приглядимся, из-за чего, собственно, разгорелся сыр-бор. На прошлой неделе практически в одно время в «Огоньке» вышла статья Героя России Федора Юрчихина «Прошлым можно гордиться, но им нельзя жить», а в русскоязычной версии «Форбса» — пространная публикация руководителя «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина «Это их война, а не наша». Немалую часть текста Дмитрий Олегович посвятил американцам, однако и о российской космонавтике сказано им немало. Сказано, замечу, с натужным оптимизмом.

Так, касаясь новых проектов, глава «Роскосмоса» подчеркивает, что «разработка нового пилотируемого многоразового корабля «Орел» наконец сдвинулась с мертвой точки. На конец 2023 года мы ставим начало его летных испытаний, в безэкипажном варианте, а в 2025 году он должен доставить космонавтов на МКС. Этот корабль создается для работы в дальнем космосе, его аналогом является американский «Орион». На его основе будет создан и возвращаемый на Землю грузовой корабль».

Казалось бы, вдохновляющий пример. Но российский новый пилотируемый многоразовый корабль на самом деле не предмет гордости, а, наоборот, свидетельство неэффективности, стратегических просчетов, серьезных пробуксовок в нашей ракетно-космической промышленности.

Над проектом нового корабля работа в России идет уже 20 лет. Вначале, с 2000-го, проектировался «Клипер». На выставке МАКС-2005 в макете «Клипера» побывали 10 тысяч человек, и: проект закрыли. С 2009-го со-здается «Орел» (прежние названия — «ПТК НП», «Федерация»). На МАКСе-2013 опять же был представлен полноразмерный макет — четыре ложемента в варианте для облета Луны, шесть кресел космонавтов — для полетов к МКС. Первый испытательный беспилотный запуск планировался на 2017-й — начало 2018-го, пилотируемый — на 2020-й. И где же эти запуски? Кстати, с конца 2011 года Дмитрий Рогозин был вице-премьером, курирующим космонавтику...

Сегодня летные испытания планируются на 2023-2024 годы. Но есть большие сомнения, что за предстоящие три года удастся изготовить корабли для летных испытаний. Да и испытательная база у нас оставляет желать лучшего. Вот недавно сообщалось, что инженеры «Энергии» протестировали канатно-спусковое устройство для корабля «Орел». Где проходило тестирование? В Центре подготовки кадров и развития новых технологий Завода экспериментального машиностроения имени Вачнадзе. В США наземные отработки новой техники проводятся в специальном испытательном центре в Хьюстоне.

Знающие люди утверждают: летные испытания «Орла», скорее всего, начнутся ближе к 2030-м. А сегодня есть только макет корабля и канатно-спусковое устройство, так называемая веревка. Такова реальная картина, отнюдь не оптимистичная.

Теперь посмотрим, что рассказал в своем интервью космонавт Юрчихин. «На данный момент у России есть только один пилотируемый корабль — «Союз». Я не согласен с тем, что он устаревший: за последние годы «Союз» прошел серию глубоких модернизаций. Дело не в том, что он уступает новейшим американским разработкам, а в том, что он — единственный. Никакого «Орла» не существует, хотя мы обещаем провести его первый полет в 2023 году. Любой эксперт вам подтвердит, что на создание космического корабля уходит не меньше пяти-шести лет, а в реальности — в два раза больше: Ждать чуда не приходится: сроки создания нового корабля будут стандартными — 10 лет. Опуская детали (кто и когда выдавал и утверждал техзадания), констатируем: на сегодня отсутствует утвержденная заказчиком конструкторская документация на производство нового транспортного корабля. И сколько времени уйдет на утверждение этих бумаг, никто не скажет. Ведь даже на сборку «Союза» уходит два года при наличии всей базы — от документов до персонала. И что Россия в этом случае намерена запускать в 2023 году? Габаритно-весовой макет? Производство не только не началось, но даже утвержденного чертежа нет».

Когда Дмитрий Рогозин на полном серьезе утверждает, что черное — это белое, рассчитывая на некомпетентность обычных читателей, он не принимает во внимание, что статью читают и специалисты. В их глазах его репутация, авторитет как руководителя резко падают.

Приведу еще пример из статьи главы «Роскосмоса». «Модуль «Наука», Узловой модуль и Научно-энергетический модуль, — пишет Рогозин, — это демонстрация того, что Россия наращивает свой сегмент на космической станции, расширяя свои возможности для проведения на ее борту научных экспериментов и укрепляя независимость от партнеров». Хотелось бы напомнить Дмитрию Олеговичу, что первоначально строительство российского сегмента планировалось завершить в 2010-м, то есть 10 лет назад. Сроки были сорваны. По очередному графику модуль «Наука» должен был войти в состав МКС еще в 2012-м, в следующем году — Узловой модуль, в 2014-м — Научно-энергетический. Но до сих пор все они остаются на Земле. Эти многолетние задержки — позор, о какой «демонстрации наращивания, расширения возможностей» пишет глава «Роскосмоса»?

Подобных странных интерпретаций в статье Рогозина немало. Правдивые публикации космонавтов Федора Юрчихина, Геннадия Падалки (читайте «Труд» от 5 июня с. г.) и других принципиальных, болеющих за дело специалистов вызывают нарастающее раздражение у функционеров «Роскосмоса». Критика здесь под запретом. Работники предприятий, инженеры, конструкторы нередко боятся говорить правду, высказывать свое мнение. А это тупиковый путь, ведущий к деградации. «Умение говорить нет руководству — ныне почти утраченное в среде российского чиновничества, но в космической отрасли крайне необходимое, даже когда во главе процесса стоит компетентный специалист», — сказал в нашумевшем интервью Юрчихин. И попробуйте опроверг-нуть эти слова человека, пять раз летавшего в космос!

P.S. Вопрос на засыпку: если правда сегодня не нужна руководителям «Роскосмоса», то будет ли востребован в отрасли многоопытный Федор Юрчихин или от него постараются избавиться? И с кем останутся начальники, если и сегодня опытных кадров экстра-класса остро не хватает? А выдавливают-то именно таких — талантливых, масштабно мыслящих, по-настоящему болеющих за свое дело.

Комментарии для сайта Cackle

В Подмосковье разбился опытный образец военно-транспортного самолета Ил-112В

Анатолий Журин
Труд
Фото: UAC, globallookpress.com

«Я эту катастрофу предчувствовал. Много раз повторял, что двигатели — дерьмо, что они подведут в конечном итоге. Седьмой начальник на нашей славной фирме за последние пять-шесть лет, и никто внимания...

Месяцем ранее российская историческая наука потеряла одного из крупнейших в мире специалистов по истории сарматов – Анатолия Скрипкина 

Владимиру Кияшко было 86 лет. Фото: http:/veimmuseum.ru

В Ростове-на-Дону ушел из жизни профессор археологии, один из крупнейших специалистов России по первобытной истории и культуре Дона – Владимир Кияшко. Ученый скончался на 87-м году жизни. Об этом сообщил во вторник, 7 сентября Ростовский...

Российские производители средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) давно бьют тревогу

Алексей Комин
Труд
Выпуск противогазов и респираторов больше не подлежит обязательной сертификации. Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В письмах в правительство они пытаются обратить внимание чиновников на ситуацию, которая сложилась вокруг правового статуса самых известных средств защиты — противогазов и респираторов. И те и другие...

Открытие сделано в древнем некрополе, располагавшемся на торговом пути, по которому в Вечный город доставлялся янтарь 

Фото: https://sevzap.rosavtodor.ru

Уникальную находку сделали российские археологи при проведении археологической разведки по маршруту будущей дороги «Приморское полукольцо» на территории Калининградской области. В августе нынешнего года при проведении раскопок специалистами...

В этот день в 1857 году родился изобретатель, основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский

Труд
Фото: Serguei Bulavsky/Russian Look, globallookpress.com

1598 Дело по обвинению Джордано Бруно в ереси передано в римский инквизиционный суд. После семилетнего тюремного заключения он был сожжен на костре как еретик и нарушитель монашеского обета. Одно из множества...

Самое неожиданное открытие знаменитого путешественника Николая Пржевальского

Василий Щуров, Москва - Смоленская область
Труд
Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Великий географ и натуралист Николай Пржевальский прошел тысячи верст по тайге Приамурья, пустыне Гоби, горам Тянь-Шаня и дал свое имя последней на планете дикой лошади. Но земляки неутомимого путешественника считают,...

Ранее стало известно о намерении РФ забрать ракетоплан, который хранится без соответствующего обслуживания и подвергается атакам вандалов 

Даурен Муса. Фото из соцсетей

Даурен Муса, генеральный директор акционерного общества «Ракетно-космическая компания «Байконур», заявил, что вторым летным образцом советского ракетоплана «Буран» владеет его фирма, а потому власти республики Казахстан...

В прошлом году телефонные мошенники украли со счетов граждан более 65 миллиардов рублей

Максим Башкеев, спецкор «Труда»
Труд
С началом цифровизации количество покушений на мошенничества с банковскими счетами ежегодно растет. Фото: Moscow-Live.ru

Генеральная прокуратура РФ обнародовала впечатляющие данные о масштабах преступной деятельности в IT-сфере. В прошлом году телефонные мошенники украли со счетов граждан более 65 млрд рублей. Интернет-мошенники сработали...

В России – бум продаж элементов «умных» домов. Вот только чем сложнее техника, тем проще орудовать мошенникам

Ольга Лернер
Труд
«Умные» устройства получают слишком много информации о своих хозяевах. Фото: Klaus Ohlenschläger/Picture Alliance, globallookpress.com

Россияне все чаще предпочитают оснащать жилища продвинутой бытовой техникой. За прошлый год ретейлеры отчитались о семикратном (!) росте продаж разного рода смарт-устройств. А с января по июнь покупатели потратили на элементы...

Владелец одной IT-компании уволил полторы сотни сотрудников на основании «показаний» искусственного интеллекта

Максим Башкеев
Труд
Не исключено, что руководство компании просто решило сократить штаты из-за финансовых проблем. Фото: CHROMORANGE / Bilderbox, globallookpress.com

Александр Агапитов, основатель и владелец крупной IT-компании, работающей на рынке онлайн-игр и имеющей офисы не только в Перми, но и в Лос-Анджелесе и Сеуле, привлек к оценке эффективности работы...

Завершились государственные испытания новейшей зенитной ракетной системы

Фото пресс-службы Министерства обороны РФ

В Вооруженные силы России начала поступать новейшая перспективная зенитная ракетная система (ЗРС) С-500 «Прометей». Об этом сообщил вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов. «Только-только завершены государственные испытания...

Там мог находиться двор князя Владимира Андреевича Храброго - двоюродного брата Дмитрия Донского

Фото: Moscow-Live.ru

В ходе археологических раскопок на территории Большого сквера в Кремле в этом году там было обнаружено около 400 предметов, которые датируются XIV – XVI веками. Как сообщает ТАСС, об этом рассказал директор Института археологии Российской...

В Анапе робот спас утопающего

Труд
Фото: © Anton Belitsky, globallookpress.com

Это произошло на днях в Анапе. Молодой человек решился на большой заплыв, но, видимо, не рассчитал силы. Пловец устал, начал тонуть. Крики о помощи не были слышны на берегу, но, к счастью, бедолагу разглядели...

29 июля после стыковки со станцией у нового модуля включились двигатели, что привело к повороту МКС на 45 градусов 

Фото: www.nasa.gov

Ошибка персонала стала причиной инцидента с нештатным включением двигателей нового российского модуля «Наука» на Международной космической станции (МКС). Об этом сообщает журнал «Роскосмоса» - «Русский космос». «После...

Он являлся главным конструктором советских атомных субмарин I и II поколений 

Радий Шмаков. Фото из открытых источников

Один из создателей первой советской атомной подлодки К-3 «Ленинский комсомол», бывший главный конструктор конструкторского бюро «Малахит» Радий Шмаков скончался на 91-м году жизни. Сообщение об этом появилось на сайте Клуба...

В проекте предполагается использовать рой беспилотников, куда войдут ударные и разведывательные машины, а также дроны РЭБ 

Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76. Фото: © MOD Russia, globallookpress.com

Специалисты российского военно-промышленного комплекса проектируют воздушный авианосец на базе тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76. Об этом журналистам сообщил генеральный директор компании «Кронштадт» Сергей Богатиков. По...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?