«В городском саду играет духовой оркестр. На скамейке, где сидишь ты, нет свободных мест...» Песня, написанная композитором Блантером на слова поэта Фатьянова в конце 1940-х, — живая иллюстрация к той жизни. Однако и к нашей сегодняшней она, кажется, уже имеет отношение. Нынешним летом в Юсуповском саду Петербурга на скамейках не засиживаются — танцуют все. Да и как усидеть, когда звучат любимые с давних лет мелодии вальса, танго, фокстрота? Под них когда-то зажигали наши бабушки и дедушки.
В СССР повсюду имелись танцплощадки. В теплое время их сооружали под открытым небом с непременной эстрадой для музыкантов и артистов (помните «Покровские ворота», Велюрова с его куплетами?). Играл оркестр, кружили пары...
И вот та традиция обретает второе дыхание. В городе на Неве это случилось с принятием программы «Серебряный возраст». Льготные проездные, экскурсии, посещение музеев — это, конечно, здорово, но сами пенсионеры попросили включить в программу и танцы — «как раньше». Эти люди, представьте, не забыли парковые качели-лодочки, оркестры под открытым небом в садах и парках.
«Там было общение, интересные знакомства, радость жизни в чистом виде! Танцы полезны в любом возрасте, а еще это лучшее лекарство от одиночества», — Маргарита Новикова, председатель городского клуба ветеранов культуры, перечисляет вашему корреспонденту плюсы, хотя даже последнего аргумента хватило бы с лихвой.
Юсуповский сад в самом сердце Северной столицы на Садовой улице — самый старый после Летнего сада, ведет свою историю с 1724 года. Для публики он был открыт полтора века спустя повелением императора Александра II. Тут проводились музыкальные вечера и танцы для всех желающих. И вот вам возвращение к устоям.
В последние лет двадцать в саду тусовались обычно подростки да студенты из близлежащих вузов. Музыка если и звучала, то все больше поп, рок, рэп из гаджетов. Духовой оркестр, чинные пары, дедовских времен па — все это не очень вписывалось в пейзаж цифрового века.
Но вот недавно я прошлась там непоздним летним вечером, на редкость теплым в нынешнем «мокром» году, постояла у знаменитого пруда (в зимнюю пору конца XIX века на нем заливали каток, способствовав зарождению отечественного конькобежного спорта). Пригляделась к публике в нарядах, к музыкантам духового оркестра — живой, не «фанерный»! И куда, спрашивается, делись рэперы?
«Кое-кто из них остался, почувствовав, что такое хорошая, живая музыка и танцы под нее, — объясняет Галина Лисовская, выпускница танцевальной школы, педагог с 30-летним стажем. — А вообще-то тут всем места хватит, ведь танцы — это целый мир».
Танцевать я не собиралась. Присела на скамейку близ площадки, где уже кружились в вальсе несколько пар. Ах, этот вальс, уносящий куда-то вдаль:
«Танцуете?» — я и не заметила подошедшего ко мне мужчину в элегантном костюме. На вид лет шестьдесят. Немного сутул и, кажется, смущен. Чуть наклонив голову, протянул мне руку: «Разрешите?» Мы присоединились к вальсирующим.
Когда Петербург был еще Ленинградом, в 1970-1980-е, его танцплощадки — в каждом районе и не по одной — собирали до 5 млн человек в год. Зимой танцевали в клубах и Домах культуры. Летом — на открытых площадках, еженедельно. Люди там не только танцевали, но знакомились, влюблялись. Королем был, конечно, вальс. Но и другие, в том числе новомодные танцы, не забывались. Рок-н-ролл, например, твист. А потом все куда-то делось, растворилось в атмосфере всеобщих перемен.
Нынешняя инициатива с возрождением танцплощадок пришлась ко времени. А «серебряный возраст», для представителей которого все затевалось, лишь термин, не более. В любом возрасте людям хочется ходить на концерты, в театры, музеи, на выставки, знакомиться, общаться, петь, танцевать, просто не все об этом помнят. Будем надеяться, что новоявленные общедоступные «Танцевальные веранды», как назвали в Смольном программу, — это всерьез и надолго.
А подобные танцевальные мероприятия прошли во всех 18 районах города, включая отдаленные от центра. Вот и меня тянет вернуться в Юсуповский сад. Тут, как обещано, можно вспомнить все танцевальные па — помогут профессионалы, причем бесплатно. А там вдруг снова подойдет человек в костюме и скажет: «Вы слышите? Вальс! Разрешите?»