– В названии вашего романа – имя великой британской группы, но большая часть действия связана с советскими битломанами и ВИА, так сказать, первого призыва.
– Тут нет противоречий. Просто издательство «Алгоритм» поставило передо мной задачу написать в увлекательной форме о зарождении советской рок-музыки, которое проходило, естественно, под влиянием музыки западной, в первую очередь группы «Битлз». А я заболел битлами больше 40 лет назад, так что все это происходило на моих глазах
Я, например, прекрасно помню, какую роль в те годы играло музыкальное вещание Би-би-си. Там работали высочайшие профессионалы – одна из них выведена в книге под именем Барбары Стоун. А потом британцы решили, что им не нужно такое высокое качество передач – им необходима пропаганда против СССР, и англичанку сменили на советского эмигранта, который впоследствии за свою работу получил орден Британской империи. В романе он выведен под именем Шаргородцева.
– Похоже на Новгородцева. Кстати, в книге встречаются персонажи с вполне историческими фамилиями – Градский, Малежик. А есть имена как бы подретушированные – Свободкин, Захаревич. Отчего не Слободкин (основатель «Веселых ребят»), не Макаревич (Машина времени»)?
– Я же пишу роман, а не научное исследование. И образы собирательные. Мне было важно передать, в какой острой борьбе зарождался тогда советский рок. Причем тормозили его не только чиновники, но и многие музыканты-эстрадники старшего поколения, которые прекрасно понимали, что так, как молодежь, они никогда не сыграют: эти ритмы, эти интонации им чужды.
– А о самих «Битлз» еще напишете?
– Я располагаю огромным материалом о этой группе. Много лет проработав на Ближнем Востоке, познакомился в Каире с ее бывшим пресс-атташе, и он наговорил мне девять 90-минутных кассет. В 1993 году я встречался с Миком Джаггером, который с огромным уважением говорил о «Битлз», жалел, что они распались.
Но сейчас я пишу другую книгу, о ранних малоизвестных годах творчества группы «Роллинг Стоунз». Они тогда еще работали с Брайаном Джонсом. Расскажу там и про деятельность пиратских радиостанций в Британии. Ведь Би-би-си до какого-то момента поп-музыку не передавало, предпочитая легкий джаз и танцевальные оркестры. Этим воспользовались пираты и оборудовали передатчики на баржах и списанных судах. За ними охотились власти, разыгрывались такие драмы...
