С начала кризиса власти помогали финансовым институтам не жадничая: осенью государство выделило почти триллион рублей на поддержание ликвидности банков. Так же на капитализацию банковской системы было направлено 950 млрд. рублей. Через Внешэкономбанк (ВЭБ) российские кредитные организации получили 50 млрд. долларов на погашение долгов перед западными кредиторами.
Пропали без вести
Каким путем государство передаст деньги банкам в этот раз, министр Кудрин не уточнил, однако вариантов немного - либо через аукционы Минфина, либо через кредиты ЦБ, либо через ВЭБ, считает независимый банковский эксперт Дмитрий Курбатский. "Власти понимают, что половина этих средств осядет в банках, как это было ранее. Получая госсредства, финучреждения не отправляли их на кредитование реального сектора, а оставляли себе "на всякий случай" или выводили за рубеж. Сейчас модной является тема девальвации: в сложившейся ситуации банкам нужно как-то зарабатывать, и выгоднее за один день получить доход на спекуляциях с валютой, чем надолго отдать деньги предприятиям, пусть и под большой процент", - объясняет специалист. Сколько государственных денег в конечном итоге получил от банков реальный сектор - официальной информации нет.
Вместе с тем, по мнению эксперта, ограничить "пропажу" казенных средств можно: некоторое время назад ЦБ занимался разработкой документации и критериев, по которым при регуляторе могли аккредитоваться некредитные организации. "Если схема передачи средств банковскому сектору неэффективна, ЦБ может самостоятельно кредитовать предприятия, - говорит Дмитрий Курбатский. - Таким образом госсредства будут поступать компаниям в обход коммерческих банков, а чем меньше звеньев в цепочке, тем больше денег доходит адресату - это мы давно знаем".
Соглашение - не аргумент
Впрочем, деньги пропадают не только в России. Правительства европейских государств тоже не слишком доверяют своим финансовым учреждениям. Так, премьер-министр Великобритании Гордон Браун вчера сообщил, что банки Royal Bank of Scotland Plc. и Lloyds Banking Group Plc. получат от государства помощь в размере 100-200 млрд. фунтов стерлингов (около 150-295 млрд. долларов), но при условии, что подпишут соглашения о расходовании полученных средств на помощь заемщикам. "Такой вариант можно было бы попробовать в России, однако наши банки подпишут любые обязательства перед государством, а затем начнут договариваться с крупными компаниями, которым финансовая поддержка не нужна, чтобы те получили кредит и оставили его на расчетном счете банка-кредитора, - рассуждает Дмитрий Курбатский. - Такие схемы существуют во всем мире, но в нашей стране пользуются особой любовью со стороны бизнеса. Выход только один: все финансовые вливания в экономику должны жестко контролироваться на самом высоком уровне".
В октябре прошлого года в числе прочих антикризисных мер президент России Дмитрий Медведев распорядился выделить для поддержки банковской системы 950 млрд. рублей, большая часть из которых была распределена между крупными финучреждениями с госучастием. Банки получали кредиты от ВЭБа, брали беззалоговые ссуды у ЦБ, размещали на своих счетах средства Минфина, а затем выводили финансовую помощь за рубеж и покупали валюту. Это вызвало гнев главы правительства Владимира Путина, который в ноябре прошлого года наказал правоохранительным органам осуществлять контроль за движением госсредств. Уже в декабре нарушители были "наказаны": 34 банкам из 136 допущенных к беззалоговым аукционам ЦБ были снижены лимиты.
Прямая речь
Алексей Кудрин, министр финансов:
- Банки - самое уязвимое звено финансовой системы для российской экономики. Мы направим 40 млрд. долларов на капитализацию банков. Думаю, в ближайшее время этот объем придется увеличить еще на столько же. Ресурсы на сохранение устойчивости финансовых учреждений у государства имеются.