Главная Культура 09:57 20 Апреля 2012 2351
Кшиштоф Занусси: «Меня пугают женщины с ножом»

В своем новом фильме знаменитый режиссер собирается бороться с агрессивным феминизмом

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Сегодня в Москве стартует фестиваль польского кино «Висла», в рамках которого пройдет ретроспектива лучших фильмов Кшиштофа Занусси — режиссера, который хорошо известен и в нашей стране. В советское время его фильмы «Структура кристалла», «Квартальный отчет», «Защитные цвета» с успехом шли в нашем прокате. Лет десять назад он победил на ММКФ с лентой «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем». В последние годы Занусси часто ставит спектакли на российской сцене. Недавно в Театре на Таганке прогремела премьера «Король умирает» в его постановке. Тогда наш обозреватель поговорил с прославленным режиссером.

— Пан Кшиштоф, вы человек европейски образованный и, как мне кажется, во многом ориентированный на западноевропейские ценности. Что для вас в этом контексте значит русская культура?

— Про Россию и Польшу часто говорят, что мы близкие страны, что наши народы похожи. Но это не совсем так. Европа, в том числе и Польша, выросла из латинской цивилизации, а у России — мощные византийские, православные корни. Это нас и разводит, и сближает, ибо культура — те легкие, которыми дышат народы, а одного легкого для полноценного дыхания мало. Поэтому наш диалог длится уже много веков. К сожалению, на протяжении 70 лет он был заморожен. Но сегодня Европа как никогда нужна России, а Россия — Европе. Нам надо много важных вещей друг другу напомнить, освежить наши отношения. Это если отвечать на ваш вопрос с общефилософских позиций. А на уровне моих личных предпочтений великая русская литература всегда была важной частью того, что я читал, над чем размышлял. С юности люблю Тургенева, Чехова. Мне близок Толстой — непревзойденный эпик. А вот к Достоевскому отношусь с огромным уважением, считаю его одним из гениев мировой литературы наравне с Шекспиром и Данте, но он для меня немножко чужой.

— Почему?

— Потому что я западник и воспитан на Аристотеле. А Достоевский — на Платоне. Это другое отношение к реальности и идеалу, к жизни и смерти, к собственности и еще к тысяче вещей. Но в этом для меня и есть настоящее богатство литературы. Богатство жизни.

— Кроме Польши вы снимали в Германии, Франции, Италии, но, по-моему, не сделали ни одного фильма в России.

— Я сделал такой фильм, вы просто не обратили на это внимания. Имею в виду картину «Персона нон грата» с Никитой Михалковым в одной из главных ролей, эту ленту я частично снимал в России. Сейчас у меня вызрел новый замысел. Надеюсь, что найду финансовую поддержку в вашем Министерстве культуры, чтобы сделать совместный фильм. Это будет картина — не смейтесь — в защиту женщин от феминисток. Я делаю различие между «хорошим» феминизмом и «плохим» — подобно тому, как есть различие между «хорошим» и «вредным» холестерином. Я против плохого холестерина и, соответственно, против плохого феминизма, который хочет женщину сделать хуже мужчины — еще более жесткой, эгоистичной, сориентированной на карьеру. Вот на эту тему я и хочу слегка поиронизировать.

— Вы считаете, что тема феминизма актуальна для нынешней России?

— Сейчас это поветрие и к вам приходит. В современных офисах я вижу поколение женщин, скажем так, с ножом в зубах. Мне жаль, что они тем самым зачастую разрушают и уж точно обедняют свою жизнь.

— В числе своих любимых режиссеров вы неизменно называете Бергмана, Брессона, Феллини, Бунюэля, Пазолини: Для русских имен в этом почетном списке есть место?

— Есть. Более того, я уже много лет борюсь за то, чтобы считать классиком первого ряда Григория Чухрая, автора фильмов «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»: В советском кино он для меня — фигура номер один, разумеется, после Тарковского, который принадлежит всему миру. Чухрай для меня — гораздо более интересная фигура, чем Эйзенштейн и Пудовкин, к которым я тоже отношусь с уважением. Но они из другой эпохи. А в хрущевские времена я никого рядом с Чухраем поставить не могу. Хотя в «оттепель» появилось много талантливых режиссеров. И сейчас они в русском кино тоже есть. Недавно я посмотрел фильм «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, который меня потряс. Я показываю этот фильм своим студентам как образец высокого мастерства и законченного авторского высказывания.

— А как вам «Фауст» Сокурова, которого, я знаю, вы видели на фестивале российского кино в Варшаве?

— Это очень интересная и высокопрофессиональная картина, но такого душевного отзвука, как «Жила-была одна баба», она у меня не вызывает. Дело в том (улыбается), что я немножко дружу с господином Гете, а философии Гете в этом фильме не так уж много. Это чисто сокуровское прочтение книги. Он имеет на него право, но мне это не очень близко.

— Как обстоят сегодня дела в польском кино, которое мы любим за фильмы Вайды, Занусси, Кеслевского?

— Ищите ответ на фестивале «Висла». Что касается моих оценок, то я могу сказать: польское кино находится сегодня на подъеме. Появилось много молодых режиссеров, которые снимают талантливое, живое кино. Многие наши картины пользуются огромным успехом у польской публики. Например, последняя лента Агнешки Холланд «В темноте», которая номинировалась на «Оскар». Она посвящена теме холокоста. По всей логике, эта картина должна была сгинуть в пучине кинопроката. Но ее в Польше пришло посмотреть более миллиона зрителей. Такие показатели привычны для боевиков, а не для трудной военной картины. Но наши зрители рассмотрели и оценили в ней тонкий психологизм, человечность.

— Я знаю, что, будучи по образованию философом, вы иногда читаете научные доклады на темы типа «Боль и счастье», «Забыть-простить». Могли бы сейчас прочитать небольшой доклад «Успех-неуспех» на примере вашего творчества?

— Я часто размышляю об этих материях, и не только на примере моих фильмов, а на примере других людей, которых я не без оснований подозревал в гениальности. А их по иронии судьбы не заметили. Или заметили слишком поздно. Жизнь — опасная игра. Это рулетка, в которой не так уж много номеров выигрывает. И в поединке с ней очень легко проиграть. Или выиграть после смерти, но это уже запоздалая радость. Успех — огромный импульс для того, чтобы идти дальше. Мне в этом смысле повезло: моя первая картина «Структура кристалла» была успешной, получила призы на фестивалях. И это дало мне крылья.

— И все же: Вы научились отличать свои победы от поражений?

— Вы знаете, я не пережил того, что именуют страшным провалом. У меня были работы получше и похуже, но не было ни одной картины, за которую мне было бы стыдно. Это уже счастье. А в остальном у меня все как у людей: где-то повезло, где-то не повезло, где-то подставился под огонь, и по мне стреляли: Например, два года назад в Польше мне присудили одно из почетных званий, и в это самое время на улице против меня была организована феминистская демонстрация. На нее вышло всего пять женщин, но для телевидения это уже событие, есть о чем снимать сюжет. Кому, в самом деле, интересно то, что режиссер удостоился очередной регалии? А вот то, что несколько феминисток выступили против Занусси, — это в глазах общественности стало моим поражением.

— В одном вашем интервью я встретил такую фразу: «Мои лучшие сценарии не были поставлены». Это действительно так?

— Боюсь, что так. В 80-е годы, работая на Западе, я вложил огромные силы в подготовку четырех высокобюджетных исторических картин. Сценарии были приняты к работе, какое-то время полежали на студиях, и тут возник бум фэнтези. Время серьезных исторических картин в стиле, условно говоря, Лукино Висконти, на которые я внутренне ориентировался, безвозвратно ушло.

— Тем не менее вы поставили 50 фильмов, 30 спектаклей, а ведь есть еще книги, лекции, мастер-классы, которые вы даете по всему миру. Когда вы все успеваете? Может, спите по три часа в сутки?

— Огорчу вас: я обожаю поспать. Но когда просыпаюсь, то обнаруживаю, что мне нечем заняться. И начинаю писать сценарии и книги, ставить фильмы и спектакли. А если без шуток, то я, наверное, просто организованный человек. Так меня еще в детстве воспитал отец. Я родился перед Второй мировой вой-ной в Варшаве, оно ведь могло по-всякому случиться. Но вот спустя 72 года я сижу перед вами. И радуюсь, что живу, размышляю, улыбаюсь новому дню. И эта радость претворяется у меня в желание работать. ?

Резюме «Труда»

Кшиштоф Занусси, кинорежиссер

Родился в Варшаве в 1939 году.

Учился в Лодзинской киношколе, окончил в 1966-м.

Снял фильмы «Структура кристалла» (1969), «Семейная жизнь» (1971), «Константа» (1980), «Год спокойного солнца» (1984), «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» (2000) и другие.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3353
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3254
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3105
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?