Про Алексея Баталова существует легенда: якобы на уровне секретариата ЦК КПСС принималось решение, чтобы актер играл только положительные роли. Народу нужен воплощенный идеал — а кто для этого подходит лучше, чем обаятельный, мужественный, открытый Баталов?
Он одинаково естествен во всех своих ролях: от честного шофера Румянцева («Дело Румянцева») до благородного воина Бориса («Летят журавли»), от самоотверженного ученого-ядерщика Гусева («Девять дней одного года») до несгибаемо-интеллигентного Голубкова («Бег»), от сказочного канатоходца Тибула («Три толстяка») до мечты всех женщин Советского Союза слесаря Гоши («Москва слезам не верит»).
Баталов внешне удивительно прост — но какая же непростая, богатая событиями и отношениями на самом высоком человеческом уровне жизнь за этим стоит!
Мальчик из мхатовского двора
Отец Алексея Владимировича — актер и режиссер Владимир Баталов (1902-1964) — всю жизнь проработал во МХАТе. Дядя — народный артист СССР Виктор Станицын, а тетя — народная артистка СССР Ольга Андровская.
В кинематографическом смысле самым известным его родственником был брат отца — Николай Баталов, муж Андровской, снявшийся в роли Павла Власова в классическом фильме «Мать» (1926) и в первом советском звуковом фильме «Путевка в жизнь» (1931). Он был ярчайшей звездой нашего довоенного кино, но, к сожалению, очень рано умер.
Первые три года жизни Алексея Владимировича прошли во дворе Художественного театра, где жила семья будущего актера. После развода матери и нового замужества отчимом Баталова стал известный писатель-сатирик, автор сценария фильма «Светлый путь» Виктор Ардов.
С 1934 года семья жила в писательском кооперативе на улице Фурманова (сегодня — Нащокинский переулок), где соседями маленького Алеши были Осип Мандельштам и Михаил Булгаков. Сказку «Три толстяка» Алексей Владимирович малышом слышал от самого автора — Юрия Олеши. В доме Ардовых бывал Борис Пастернак, который несколько вечеров читал главы из еще незаконченного романа «Доктор Живаго».
Ахматовские котлеты
С 1938 года Ардовы поселились на Ордынке — там у них многократно останавливалась Анна Ахматова, когда приезжала по делам репрессированного сына и своим литературным хлопотам в Москву. Во дворе сегодня стоит памятник поэтессе, выполненный по эскизу Модильяни.
С Ахматовой Леша Баталов познакомился, когда ему было всего семь лет. Поэтесса приехала в гости к Мандельштаму, а на ночь из-за тесноты ее разместили в комнате Алеши. Когда Мандельштама пришли арестовывать, Ахматова находилась у Ардовых.
Известна такая история из детства Баталова. Алеша капризничал, не ел котлету, и тогда Анна Андреевна его спросила на «вы»: «Алексей, вы не любите котлеты?» Алеша хныкать перестал и с тех пор в присутствии Ахматовой никогда не капризничал.
Первую машину «Москвич» Алексея Владимировича приобрел после армии на деньги, полученные Ахматовой за опубликованные переводы (это был первый большой гонорар за многие годы — наступала «оттепель»). Поэтесса дала их молодому человеку на пополнение гардероба, но Баталов распорядился деньгами по-своему. Звали машину в семье «Аннушкой» (в честь Ахматовой).
В память об Ахматовой Алексей Владимирович написал ее живописный портрет. Учился рисовать он у Владимира Дмитриева (главного художника МХАТа) и Роберта Фалька. Портрет Ахматовой сейчас висит в комнате дочери Баталова Марии.
Звездой его сделала роль Журбина-младшего в «Большой семье» (1954).
Впоследствии он стыдился, что снялся в экранизации романа, написанного одиозным советским писателем-соцреалистом Всеволодом Кочетовым. Боялся укора со стороны Ахматовой. Но никто его не упрекнул. Все понимали: это первая большая роль.
Дядя Степа — это тоже он
Одно из первых изданий стихотворения Сергея Михалкова «Дядя Степа» вышло с иллюстрациями художника Константина Ротова, который нарисовал героя Сергея Михалкова с долговязого Алексея Баталова. Дочь художника Ирина — его первая жена, от которой у актера есть дочь Надежда.
Со своей второй женой, цирковой наездницей Гитаной, Баталов познакомился в 1954 году в ленинградской гостинице «Европейская». Однако свадьба состоялась лишь в 1963-м: долго не давали согласия цыганские родственники Гитаны Аркадьевны.
В своем режиссерском фильме «Три толстяка» Алексей Владимирович сыграл роль циркового артиста Тибула, который, удирая от полиции, идет над площадью по канату. Этот трюк Баталов проделал без дублера, а научила его этому Гитана Аркадьевна.
«Москва...» не сразу строилась
Сначала Баталов отказался играть Гошу в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», и режиссер решил пригласить на эту роль Вячеслава Тихонова. Но Алексей Владимирович неожиданно перезвонил и сообщил о своем согласии. Собственно, мысль пригласить именно Баталова на роль самого любимого мужчины советского кино Меньшову пришла после того, как он случайно пересмотрел фильм Иосифа Хейфица «Дорогой мой человек».
Актерская ставка Алексея Баталова в эти годы была самая высокая (в соответствии со званием народного артиста СССР) — 50 рублей за съемочный день. Таким образом, за роль Гоши Алексей Владимирович получил тысячу рублей (сравните: автомобиль «Волга» стоил тогда 10 тысяч).
Сегодня эти цифры вызывают улыбку: даже российские звезды получают 2,7 тысячи долларов за съемочный день, а гонорары голливудских актеров за проект измеряются миллионами. Хотя далеко не у каждого из них есть «Золотая пальмовая ветвь» и «Оскар». Алексей Баталов — единственный отечественный актер и один из немногих мировых, в коллекции которого обе эти награды — за фильмы «Летят журавли» и «Москва слезам не верит».
