Генеральный директор Большого театра Владимир Урин представил в понедельник нового музыкального руководителя коллектива: это наш 36-летний соотечественник, воспитанник санкт-петербургской дирижерской школы Туган Сохиев, чья карьера в основном развивалась в оркестрах и оперных театрах Европы, а также в Мариинском театре Санкт-Петербурга.
Напомним: в начале декабря, за две недели до премьеры «Дон-Карлоса», из Большого неожиданно уволился музыкальный руководитель и главный дирижер Василий Синайский. Все последующие недели Урина трудно было застать в Москве — он буквально метался по миру в поисках человека, способного возглавить творческую часть главного музыкального театра страны. Как мы теперь узнали, предложения делались и Владимиру Юровскому, нынешнему главе Госоркестра России, и Семену Бычкову, давно живущему в Америке, много играющему с различными оркестрами мира и тесно сотрудничающему с театром «Ла Скала». Все они, кстати, согласны на отдельные творческие проекты в ГАБТе. Но войти в состав его руководства не могут: их собственные планы плотно расписаны как минимум на полтора года вперед.
Уроженец Северной Осетии Туган Сохиев — один из последних учеников великого петербургского педагога-дирижера Ильи Мусина (среди его учеников также всемирно известные музыканты Юрий Темирканов и Валерий Гергиев). Туган Таймуразович востребован в мире: с 2005 года он главный приглашенный дирижер оркестра Капитолия Тулузы (Франция), с 2010-го — главный дирижер Немецкого симфонического оркестра Берлина. В нашей стране дирижер до последнего времени появлялся в основном за пультом Мариинского театра. Предложение из Большого было воспринято им горячо...
— Я советовался с Юрием Хатуевичем Темиркановым, с мамой — с теми людьми, кто мне близок. Валерий Абисалович Гергиев, узнав о приглашении, очень его приветствовал. Вчера успел посмотреть спектакль «Свадьба Фигаро» молодежной оперной программы и балетные «Драгоценности»: впечатление самое обнадеживающее.
Контракт с Туганом Сохиевым подписан на четыре года. На вопросы о музыкальной стратегии коллектива дирижер пока отвечает обобщенно: в репертуаре должны быть произведения всех мировых композиторских школ, приглашать надо ведущих дирижеров и солистов планеты, но приоритетом должен стать поиск талантов в родном отечестве. Первые полгода Сохиев предполагает наезжать в Большой на несколько дней в месяц, чтобы входить в дела коллектива. А с июля плотно встанет за пульт, поскольку сам взялся осуществить в следующем сезоне два проекта, первый из них — уже в сентябре. Но названия объявят лишь в мае, в планах сезона.
«Труд» поинтересовался: не означает ли приход молодого петербургского и, можно даже сказать, мариинского дирижера в Большой то, что здесь теперь стоит ожидать с крупными проектами и самого лидера Мариинки — Валерия Гергиева? Туган Таймуразович ответил, что был бы счастлив, если б таковое состоялось.
Но не все в театре разделяют этот энтузиазм. Так, один из представителей оркестра с грустью сказал «Труду»: «Сдали бастион». Ведь где гарантия, что отныне репертуарные, да и финансовые возможности Большого не станут ревизоваться в директорском кабинете на Театральной площади Санкт-Петербурга?
