Главная Культура 00:03 21 Июля 2023 21015
А король-то голый!

В прокат выходит исторический костюмный блокбастер «Жанна Дюбарри», открывавший в этом году Каннский кинофестиваль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Джонни Деппу досталось в «Жанне Дюбарри» минимальное количество текста. Майвенн, будучи сценаристкой, режиссером и исполнительницей заглавной роли, активно перетягивает в фильме одеяло на себя, любимую

Думается, такая честь выпала ленте отнюдь не из-за ее художественных достоинств, а по другим причинам. Режиссер ленты и исполнительница заглавной роли Майвенн (так она значится в титрах) ранее прославилась тем, что плюнула в лицо журналисту, который «припечатал» Люка Бессона — отца ее ребенка и фигуранта нескольких дел о сексуальном насилии. А Джонни Депп, исполнитель роли Людовика XV, на протяжении ряда лет был в опале из-за громкого развода с женой, обвинившей его в побоях. Так что явление Майвенн и Деппа в Каннах обеспечило бесплатную рекламу и фильму, и фестивалю.

Сюжет картины (во всяком случае, внешне) тоже отдает скандальным привкусом. Лента рассказывает историю реально существовавшей француженки Жанны Бекю — незаконнорожденной дочери кухарки и монаха. Наделенная от природы привлекательностью и избыточной резвостью натуры, она с молодых лет пошла по рукам. Минуя статус дешевой портовой шлюхи, Жанна, умевшая читать и писать, быстро стала вполне респектабельной куртизанкой.

Обедневший граф Дюбарри (Мельвиль Пуппо) не только пользовал безотказную красотку сам, но и за хорошую мзду делился ею с друзьями, в частности, с сексуально пылким маршалом Ришелье в исполнении 88-летнего «блондина» Пьера Ришара, что само по себе выглядит на экране смешно. Когда Жанна расцвела, граф Дюбарри и судьба подарили ей встречу с королем Франции Людовиком XV, которому, как свидетельствуют исторические источники, на тот момент было уже под 60. После первого интимного свидания в королевских покоях, которому предшествовал тщательный гинекологический осмотр, монарх сделал Жанну своей официальной фавориткой, что было нарушением всех мыслимых и немыслимых версальских канонов.

Считалось, что король имеет право регулярно ублажать свою плоть вне брачного ложа только с титулованной и обязательно замужней дамой. А с девицей из простонародья — это для короля не комильфо. По такому случаю Дюбарри заключил с Жанной фиктивный брак, наделив простолюдинку дворянской фамилией. При этом за изрядное вознаграждение отрекся от притязаний на ее тело в пользу короля. Что, впрочем, не спасло новоявленную фаворитку и монарха от недовольства королевской семьи и разнообразных козней двора, изображению которых фильм отдает весьма щедрую дань.

Право, мне трудно понять, за какие заслуги перед мировой историей Жанна Дюбарри, эта искусная жрица любви, которую современники называли «величайшей развратницей Франции», заслужила право стать героиней, причем сугубо положительной, большого международного проекта с огромным для европейского кино бюджетом, который оценивается в 22 миллиона евро. По ходу действия экранная Жанна никак не проявляет хоть какую-то неординарность своей натуры, если таковая была у исторического прототипа, что тоже весьма сомнительно.

Искусство эротического соблазна, которым Жанна, надо полагать, владела в совершенстве и которым пленила стареющего короля, с ханжеским целомудрием вынесено в фильме за скобки. А в остальном перед нами явлена вполне заурядная, отнюдь не молодая (ее почему-то играет сама 47-летняя Майвенн), как на мой вкус, откровенно некрасивая и со всех сторон неинтересная и неумная особа. Все переживания экранной Жанны связаны с тем, чтобы угодить королю и заслужить хотя бы мимолетное расположение будущей королевы Франции Марии-Антуанетты — той самой, что советовала беднякам есть пирожные, когда у них нет хлеба.

Но участь обездоленного класса, из которого вышла сама героиня фильма, Жанну Дюбарри совсем не занимает. Она всего лишь хочет вписаться в версальскую иерархию, отвоевать в ней свое теплое местечко. О том, что реальная Дюбарри прославилась алчностью и неумеренным мотовством, фильм скромно умалчивает, зачем-то возводя героиню на котурны. Но это у авторов неважнецки получается. Самыми запоминающимися поступками Жанны станут ее реверансы королю на новый лад — глядя не в пол, а в глаза, да переодевание в мужской костюм для поездки верхом на лошади, что вызовет дружное осуждение королевской дворни и откровенное восхищение режиссерки. И об этих «революционных потрясениях основ» снимать кино?

Мне могут возразить, что в реальности фильм получился не только и не столько о дворцовых интригах, а о «встрече двух одиночеств». Сиречь, о любви простолюдинки Жанны, которая чувствует себя чужой, неприкаянной в роскошных версальских покоях, и короля Людовика XV, смертельно утомленного ежедневным дворцовым церемониалом. Но любовной магии между персонажами по ходу фильма лично мне заметить не удалось. Уж больно циничным на трезвый взгляд выглядит союз профессиональной проститутки и престарелого короля-развратника, своими кутежами и оргиями, как мы знаем из истории, буквально разорившими Францию. Ведь именно Людовику XV принадлежит пресловутая фраза «После нас хоть потоп», которую король активно претворял в жизнь и которую авторы фильма намеренно «забыли».

Джонни Деппу, напудренному и нарумяненному по канонам XVIII века, досталось в «Жанне Дюбарри» минимальное количество текста и поводов для актерского самовыражения. У его героя, по сути, нет биографии, судьбы, характера. Майвенн, будучи сценаристкой, режиссером и исполнительницей заглавной роли, активно перетягивает в фильме одеяло на себя, любимую. Как голливудский первач согласился на такое понижение своего статуса?

Подозреваю, когда его имя во время судебных тяжб оказалось в Голливуде под негласным запретом, он был согласен на любое сносное предложение — лишь бы сниматься и вновь появиться на экранах. И тут матушка-Европа, которая для Деппа не чужая (он даже был женат на французской актрисе Ванессе Паради), протянула актеру дружественную руку. Но вряд ли эта роль войдет в число его значимых творческих свершений. Как и вряд ли фильм, с нескрываемым умилением любующийся отвратительными гримасами абсолютистской монархии, останется в истории десятой музы.

Жаль только, что Каннский фестиваль, обычно заточенный под серьезный авторский кинематограф, в этот раз оставил на своих белых знаменах мутноватое пятно.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 22854
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5657
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5463
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5342
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?