Главная Культура 00:01 22 Марта 2024 3604
«Петь, как Магомаев, не сможет никто»

И все же солист Большого театра Эльчин Азизов решился продлить жизнь песням великого земляка

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Песни Муслима Магомаева горячо увлекли Эльчина Азизова. Фото из личного альбома

Спеть песни, которым когда-то подарил жизнь великий Муслим Магомаев, решаются немногие, даже профессионалы. Однако у Эльчина Азизова, представляющего27 марта в санкт-петербургском ДК им. Ленсовета премьеру программы «Песне моей поверь», для того есть все основания: он тоже всемирно известный баритон, которого помимо его основной сцены — Большого театра — рады принимать в ведущих оперных театрах планеты. А еще он земляк Муслима Магометовича, бакинец.

— Эльчин, нужно обладать изрядной смелостью, чтобы вступить на поле, где у любимца миллионов Магомаева не было конкурентов. Даже вам, певцу с мировой славой.

— И речи не идет о сравнении меня, да и кого-либо еще с великим Муслимом. Для его уникального голоса писали песни лучшие композиторы и поэты, с его тембром, стилем подачи и мощной энергетикой эти мелодии вошли в жизнь нескольких поколений. Но всегда в том, кого ты любишь, находишь и нечто общее с собой. Помимо преданности музыке, идеям любви и красоты — того, в чем могут роднить себя с великим артистом все слушатели, я ведь и его коллега, оперный певец. И моя задача — не повторить Муслима, что невозможно, а найти себя в его песнях и ариях. Кроме того, у программы «Песне моей поверь» был и конкретный повод — канал НТВ позвал меня в передачу «Квартирник», где мы всем залом исполняли песни из репертуара Магомаева. И мне очень захотелось, чтобы живое звучание прекрасной музыки продолжилось. Да, сейчас эти песни воспринимаются иначе, чем 30–40 лет назад. Но это же и интересно! У нас появляется шанс глубже понять, в чем причина их непреходящего очарования. Вот для чего старались я и мои музыканты, которых называю своей классной сборной.

— «Сборной»... Похоже, не забыт вами дух КВН, где вы зажигали в 1990-е в команде «Парни из Баку»? Она слыла не только остроумной, но и очень музыкальной.

— Как забыть об участии в телевизионном КВН, где я действительно много пел? Вообще петь люблю, сколько себя помню. Занимался в детском хоре, однако после окончания школы пошел учиться на режиссера кино. Лишь к 30годам осознал, что если не попробую себя на большой сцене, то потом буду очень об этом жалеть. Снова пошел учиться — сначала в летнюю академию Mozarteum в Зальцбурге к Алессандро Мишаши, затем в Оперную студию при Бакинской музыкальной академии к профессору Азаду Алиеву, наконец, в Центр оперногопения Галины Вишневской в Москве к Бадри Майсурадзе. Занимался сутками напролет,иной раз до нервного срыва доходило. Но у меня не было запаса времени, как у молодых вокалистов, на неспешное прохождение всех стадий становления голоса.

— Судя по тому, что уже через три года после начала обучения вы стали штатным солистом Большого театра, справились с задачей успешно. Вот, кстати, одно из отличий от карьеры Магомаева, который, блеснув в опере, все же предпочел эстраду.

— И многие его почитатели до сих пор горюют, что он ушел из классики. Я же изначально ассоциировал себя именно с оперой.

Сегодня многие оперные театры мира мечтают о таком Скарпье в «Тоске» Пуччини...

— Но, наверное, не без основания творческие коллективы называют «террариумами единомышленников»? Вся эта борьба за ведущие партии, за внимание начальства...

— А разве нет этих проблем в любом коллективе? Театр — это большой организм. И, как во всяком живом организме, в нем наряду со здоровой средой встречаются вредоносные бактерии. Хотя лично я, придя в новый для себя коллектив, увидел прежде всего доброе отношение к артистам. И изначально решил, что коллеги мне не конкуренты, а товарищи, даже если у нас с кем-то пересекается репертуар. Исполняем его все равно каждый по-своему. А дальше уж зритель решит, кто ему ближе. Да, надо понимать, что абсолютная объективность в искусстве невозможна. Но вывод из этого простой: работай без устали, совершенствуйся, если хочешь регулярно выходить на сцену. А самый большой мой критик — я сам. Всегда найду, к чему придраться, а в чем можно двинуться вперед. Как только остановился — считай, ты кончился в профессии.

Первые пару лет в Большом театре я очень болезненно реагировал на критику в СМИ. Ровно до того момента, как прочитал резко отрицательную рецензию на мое выступление в спектакле, где я... не участвовал. Всё, сказал я себе, точка. Больше такого рода статьи не читаю. А вот профессиональную, доброжелательную критику от коллеги или просто зрителя из зала всегда выслушаю и приму к сведению.

— На ваш взгляд, кто в оперном театре главный — дирижер, режиссер, актер?

— Команда!

— И все же?

— Ну если настаиваете, то особая ответственность лежит, считаю, на артисте. Именно он встречается лицом к лицу со зрителем. Но тут проблема, насколько органично постановочная задача ложится именно на данного исполнителя.

— Вы о произволе современных постановщиков классических партитур?

— Допустим — назовем это так. Еще лет десять назад я готов был бескомпромиссно отстаивать позицию классического академиста в этом вопросе. Считал, если в пьесе речь идет о событиях определенного времени, то постановка должна во всем ему соответствовать — от костюмов и декораций до манеры общения героев на сцене.О днако с годами человек становится пластичнее. Постепенно я пришел к выводу, что если задумка режиссера интересна, а пространство, в которое он ставит меня, осмысленно, если трактовка свободна от пошлости, глупости и чернухи, то почему нет? Например, в опере «Мазепа» Большого театра, которую ставил Евгений Писарев, герои, а стало быть, мы, артисты, и с нами зрители проходят через значительный пласт отечественной истории. Который по своему влиянию на людские судьбы выходит за рамки рубежа XVII–XVIII веков. Потому в третьем действии вполне логично, на мой взгляд, перекидывается мостик от событий Полтавской битвы ко Второй мировой войне. А завершение вообще происходит в наши дни. Получился насыщенный ассоциациями и смыслом спектакль, хорошо принимаемый публикой.

...Или о таком Мазепе в одноименной опере Чайковского

— Вы привели удачный пример, но боюсь, число неудач здесь явно перевесит. Ведь этот ак соблазнительно — переодеть артистов из камзолов в джинсы и заявить, что вы открыли современный смысл классического шедевра.

— То, что вы описали, — мировая тенденция, и касается она не только музыкальных театров. Нов опере, где есть еще и ответственность перед великим композитором, подобный режиссерский наскок особенно нетерпим. Требуются подготовка, вживание в словесный и нотный текст, нахождение взаимопонимания с дирижером. Конечно, и тут возможно индивидуальное прочтение темы. Но только если оно уважительно к авторскому замыслу и, конечно, талантливо.

— В Большом не так давно сменился гендиректор, на этой должности теперь маэстро с мировым именем Валерий Гергиев. Вам ведь уже приходилось работать вместе?

— В 2015 году я имел счастье дебютировать в Метрополитен-опере с «Иолантой», где за пультом был Валерий Абисалович. Незабываемый спектакль! И позже не раз работал с ним в Мариинке. Для меня это громадное удовольствие. Он без лишних слов, на уровне подсознания умеет настраивать тебя на взаимодействие с оркестром и другими участниками ансамбля. Его феномен — в невероятной, мощной энергетике. В кладезе знаний. В желании творить. И конечно — в безграничной любви к музыке. Кого-то Бог, даруя талант, целует единожды. А его обнял, прижал к себе и расцеловал в обе щеки.

Культура 00:05 / 20 Декабря 2024 18617
Как закопать сокровище

«Сосули» на Охте грозят вычеркнуть Санкт-Петербург из списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

На Охтинском мысе в Санкт-Петербурге вбивают сваи в археологические сокровища. Так подрядчики «Газпрома» уничтожают исторические памятники, где археологи нашли остатки шведских и новгородских крепостей, а также...

Что не так с фильмом о великой оперной певице Марии Каллас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме перед нами предстает не прелестное, живое лицо, а по большей части красивая тяжеловесная маска. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Байопик «Мария» снял режиссер Пабло Ларраин — не новичок в этом изрядно заезженном жанре. Это третья его картина о знаменитых женщинах ХХ века. Предыдущие ленты были посвящены Жаклин Кеннеди («Джеки»)...

Британская актриса Джуди Денч уже не знает, куда деваться от несдержанного на язык попугая

Труд
Фото: Stephen Lock/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Одной почтенной даме подарили попугая, тоже даму. Та оказалась говорящей и теперь обзывает хозяйку непристойными словами. А могла бы и уважение проявить. И не только к почтенному возрасту оной (89 лет),...

Культура 00:09 / 06 Декабря 2024 11785
Вася и Щелкунчик

Новогодний «Щелкунчик» в Большом театре опять в эпицентре скандала

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Добывание билетов на легендарный балет превратилось в аттракцион. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Чтобы избавиться от очередей и перекупщиков, театр решил продавать билеты на аукционе. Минимальная стоимость — 100 тысяч рублей за два места! Но ты еще попробуй их взять по стартовой цене. Тем,...

Брань в адрес писателя-фронтовика прощать нельзя

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Писатель Виктор Петрович Астафьев. Фото: © Konstantin Kokoshkin globallookpress.com

Историк Евгений Спицын, известный своей неутомимой защитой товарища Сталина, а также яростной критикой хрущевских, горбачевских преобразований и либеральных реформ, проведенных в России после распада СССР, оскорбил большого русского...

Комедия «Ирония судьбы» вступает в 50-й год своей легендарной истории

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975г.). Фото из открытых источников

Наша жизнь немыслима без «Иронии судьбы». Не теряющая с годами волшебного очарования комедия Эльдара Рязанова — такой же неизменный атрибут новогодних праздников, как елка в квартире, или мандарины...

В хрестоматийном рассказе Антона Павловича Чехова «Ионыч», поставленном в Театре имени Вахтангова Олегом Долиным, речь идет о любви, настигшей однажды доктора Старцева, озарившей душу, будто вспышка молнии. Но постепенно чувства притупляются, исчезает магия, и вот уже в потухшем взоре нет ничего от прежней радости и счастья… 

Любовь Лебедина
Фото: © Roman Denisov, globallookpress.com

Сюжет, увы, знакомый очень многим не только из литературы, а из текущей вокруг жизни. Да и в театре, и в кино игранный-переигранный. Но почему-то всякий раз от этой истории щемит сердце, и возникает искреннее чувство потери и недоумения: как...

Культура 00:04 / 13 Декабря 2024 10244
Говорят, секса нет

Министерство культуры в очередной раз удивило россиян, одобрив показ в кинотеатрах «фильмов для взрослых»

Ирина Хмара
Труд
Звезда жанра Лиза Энн обратила свое экспертное внимание на нововведение Минкульта. Фото: Karl Polverino/Zumapress.com, globallookpress.com

На днях Министерству культуры РФ удалось шокировать россиян. В Сети бурно обсуждается информация о том, что ведомство одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах: 48 картин для взрослых получили прокатные удостоверения....

Культура 00:06 / 20 Декабря 2024 9963
Пейзаж в тумане

Подводим коммерческие и творческие итоги киногода

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Холоп 2». Фото: kinopoisk.ru

19 декабря в прокат вышли очередные, 11-е по счету «Елки» — продолжение кинофраншизы, стартовавшей еще в 2010 году. Шесть лет назад продюсеры клялись, что поставят на обветшалом проекте крест,...

Ведущая программы «Энигма» на телеканале «Россия-Культура» поговорила с «Трудом» о конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик»

Дарья Ефремова
Труд
Из личного архива

В Концертном зале имени Чайковского прошел юбилейный, XXV Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик». Событие транслировалось в прямом эфире телеканала «Россия-Культура». Из 48 участников...

Почему не получился фильм с участием популярных персон

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Про «выключить мозг и посмотреть на Бузову» с обезоруживающим простодушием заявила сама Ольга Игоревна. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

На экраны вышел фильм «Звезды в Сибири», призванный, как я понимаю, создать у зрителей праздничное настроение. Такие ленты нынче пекутся, как блины, к каждому Новому году. Но до легендарной «Иронии судьбы» им как до Сатурна....

В Москву привезли постановку «Палата № 6» Льва Додина – о равнодушии, которое убивает 

Анна Чепурнова
Фото: https://urokirezhissury.ru

В рамках внеконкурсной программы фестиваля «Уроки режиссуры» из питерского Малого драматического театра – Театра Европы в Москву привезли «Палату № 6». Спектакль, который Лев Додин поставил в этом году к своему...

Россияне рассказали, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным

Труд
На первом месте оказалась трилогия Николая Носова про Незнайку

В начале года серьезная исследовательская компания опросила жителей городов, посещающих кинотеатры, выясняя, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным. На первом месте оказалась...

Прокатные удостоверения от ведомства в 2024 году получили 48 «фильмов для взрослых» 

Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

Министерство культуры России одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает Telegram-канал «Радиоточка НСН». Как стало известно журналистам, в текущем году прокатные удостоверения от...

Накануне Нового года мы решили вспомнить, какие темы в 2024-м неожиданно становились на нашем ТВ резонансными

Сергей Беднов
Труд
Почему-то ни у одной серьезной передачи не вызвало вопросов шоу «Звезды в джунглях». В котором участвовала недавняя арестантка Валерия Чекалина, она же Лерчек

В эфире каналов, а вслед за ними в дискуссиях депутатов и постах в Сети они оказывались в центре внимания. И казалось, нет ничего важнее. Но проходила неделя, месяц — ажиотаж улетучивался,...

8 декабря великая актриса Алиса Фрейндлих отмечает серьезный юбилей

Людмила Безрукова, Леонид Павлючик
Труд
С любимой дочерью Варей. Она тоже стала актрисой. Фото Юлии Кудряшовой

Вся ее жизнь связана с родным городом Ленинградом-Петербургом. Блокадное дитя, она стала гордостью культурной столицы. Народная артистка СССР, лауреат четырех Государственных премий РФ, Алиса Фрейндлих в свои 90 лет по-прежнему...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?