Помните, какими мы были наивными в 90-е? Открывали ларьки с собачьим кормом, возили полотенца из Турции и договаривались, договаривались, договаривались. Полное отсутствие опыта и знаний о ведении бизнеса заменял предпринимательский энтузиазм, «живых» денег ни у кого не было, но все как-то держались в новой экономической реальности. Тогда и появилась эта фразочка: «Работаем по бартеру». Проще говоря, без денег.
Обменяться можно было чем угодно с кем угодно. На бытовом уровне — подстричься за торт, вызвать сантехника за бутылку. На профессиональном — я, например, ездила в командировки к Черному и Красному морям: так рекламодатели закрывали бартером рекламную статью.
Потом появились деньги. Не у всех, конечно, но у некоторых. Те нулевые вселили в нас немало надежд на процветание, которое ждет нас прямо за углом. И понесло нас, как в потоке. Мы даже дружить и мечтать толком перестали: зачем, если есть деньги? А если их не хватает на осуществление желаний, так банк с радостью готов тебе оформить кредитку. И покупай — хоть торт, хоть шубу, хоть авто.
Кстати, торты раньше пекли родственницы или соседки. Просто так. Говоришь: испеки мне торт, а то гости завтра нагрянут, а мне еще маникюр надо сделать. И готов тебе торт! Носки вязали даром. С детьми сидели бесплатно, по-соседски. А потом весь этот взаимообмен превратился: в услуги. Народ вдруг осознал, что бесплатный сыр бывает только сами знаете где. А многие прямой дорогой ушли в личностный рост, и так далеко, что поддерживать социальные связи разучились. За деньги модно стало нанимать себе учителя, проводника или гуру. Ну или платить психологу по 10 тысяч в час, чтобы он просто тебя послушал и посочувствовал.
А уж владельцев личного бренда развелось как мух в жару. И всяк норовит продать тебе услугу. Я, к примеру, очень обиделась, когда моя однокурсница стала предлагать мне свои услуги гида по Португалии, куда она вышла замуж. Мы же в одном сибирском городке родились, в валенках в университет ходили, а теперь она мне что-то за деньги хочет показывать! Нелепица какая-то...
Но ведь я и сама не без греха, тоже начала рекламировать свои услуги в соцсетях и через сарафанное радио. Правда, оказалась никудышным продажником: все потенциальные клиенты предлагали мне: дружить. В итоге я нарастила новый круг знакомых во всех сферах. Финансовые консультанты, владельцы кофеен, стоматологий и строительных фирм. Я им рассказывала про личный бренд, а они меня консультировали по тем вопросам, в которых понимают больше меня.
Какое-то время я считала, что открыла новую дверь в коммуникации с общественностью, но оказалось, самые разумные люди вокруг уже активно стали переходить на подзабытую бартерную схему: Услуга за услугу! В одной юридической консультации мне даже предложили заключить договор, высчитав стоимость юридической услуги и моей услуги как специалиста по внешним коммуникациям, а потом произвести взаиморасчет.
Дальше — больше: я отдохнула в загородном отеле в ответ на подготовленную тематическую презентацию. Поужинала в ресторане, познакомив одного нужного человека с другим...
Потом и вовсе один из бартерных деловых партнеров на встрече как-то робко спросил меня: «Мы же дружим?» Я чуть не расплакалась. Неужто мы снова вернулись во времена, когда мы делали друг для друга много чего «по дружбе»? Просто заплатить за услугу сначала казалось проще — ура, привет, капитализм! Но его оскал оказался совсем не дружелюбным, как и писали в советских газетах — в том же «Труде».
А вы заметили, что поговорка «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» вновь стала актуальной, когда ЦБ повысил ключевую ставку? Раз мы по-хорошему не понимаем, что человеческие отношения дороже денег, нам это понятно объяснили. Никаких кредитов, никаких льгот и подарков от государства не ждите. Сейчас отличное время для формирования новой межличностной коммуникации. Не нетворкинг, не полезные связи, не дружба без личных границ, а нечто простое и тонкое, едва уловимое, но прочное. Например, бартер. Ты — мне, я — тебе. И жизнь наладится.