"Молоком теперь будет именоваться только то, что производит корова", - публично пообещал накануне спикер Госдумы Борис Грызлов. Вот так по-простому он откликнулся на задачу, которую еще в понедельник поставил на совещании по вопросам повышения эффективности аграрной политики в Ессентуках премьер-министр Владимир Путин. Грызлов также пояснил, что "жидкость бело-мутного цвета, упакованная в пластиковые бутылки или картонные коробки, или так называемое восстановленное молоко из порошка", отныне должна называться не молоком, а молочным напитком. Всего техническим регламентом вводится более сотни наименований молочной продукции.
Стоит оговориться, что "мутная жидкость" составляет значительную часть производимого в России молока. И хотя относительно точного количества "ненастоящего молока" специалисты во мнениях расходятся, простые обыватели (в их числе и журналисты "Труда"), которым довелось пить молоко, продаваемое в пакетах, ощущают большую вкусовую разницу между ним и натуральным коровьим молоком.
Однако мера, к которой прибегли депутаты Государственной думы, вынужденная.
Как, например, обеспечить свежим молоком жителей Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока, где этот вид продукции не производится? Или как зимой накормить огромный мегаполис стопроцентно натуральным продуктом? Выход из ситуации был найден в конце XIX века, когда была разработана промышленная технология изготовления порошкового молока. По своим полезным свойствам сухое молоко не так уж сильно уступает парному, но его можно хранить куда дольше.
Как пояснила "Труду" руководитель технического комитета "Молочного союза" Лариса Абдулаева, по новому регламенту жители востока нашей страны лишатся возможности покупать молоко, поскольку потребляемый там продукт практически полностью состоит из разбавленного порошка, но фактически это все то же молоко. "Мы его как пили, так и будем пить. В среднем по России процент восстановленного молока не превышает 13%. Летом этот показатель падает всего до 5%", - пояснила эксперт. По ее словам, новый молочный регламент, направленный на "предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, и обеспечение достоверности информации о наименовании, составе и свойствах молока и молочной продукции", действительно поможет справиться с различными негативными явлениями в отрасли, например фальсификацией, а также усилит контроль за качеством продукции.
Однако на конечном потребителе такие инициативы скажутся скорее негативно. Дело в том, что покупатели вряд ли станут проявлять серьезный интерес к "молочному напитку", который придет на смену знакомому с дет-ства молоку. Все, как и прежде, будут покупать "молоко", которое из-за новых требований к качеству неизбежно подорожает. Прибавим сюда еще и общий рост цен на продукты, и вскоре мы можем увидеть совершенно новое молоко по совершенно новым ценам.
КОММЕНТАРИЙ
Петр Шелищ, депутат госдумы
"Как один из авторов данного закона, я выступал против запрета писать "молоко" на продуктах, фактически состоящих из порошкового молока. Его на наших прилавках не менее половины, и я опасаюсь, что это может создать неудобства как производителям молочной продукции, так и ее потребителям. Однако регламент оставляет производителям свободу маневра: например, в законе есть понятие "национальный молочный продукт" - для продукта, чье название исторически сложилось. Посмотрим на правоприменительную практику: если начнутся злоупотребления, в закон внесем поправку".
технология
МОЛОКО, КОТОРОЕ МЫ ПЬЕМ
Молоко нормализуют и сгущают. Потом сушат с помощью особого метода. Полученный порошок охлаждают и расфасовывают в вакуумные пакеты. Из 1 тонны молока жирностью 3,8% получают 90 кг сухого молока, 122 кг сливок 30% жирности и 40 кг сливочного масла 86% жирности. Чтобы вернуть порошку первозданный вид, его засыпают в теплую воду и перемешивают. Смесь охлаждают и выдерживают несколько часов для набухания белков, устранения водяного вкуса. Потом молоко пастеризуют и фильтруют. Продукт готов.
специалист
"СУХОЕ МОЛОКО ТОЖЕ ОТ КОРОВЫ"
Давид Якобашвили, Председатель совета директоров компании "Вимм-Билль-Данн"
Я приветствую сам факт появления технического регламента, поскольку мы сами за него боролись. До этого нам приходилось работать по старым ГОСТам. Но получилось как всегда. Молоко, в котором используется сухое, теперь требуют назвать молочным напитком. Это неправильно. Оно тоже от коровы, просто из него сначала удаляют влагу, а потом вновь добавляют. В нем сохраняются все полезные свойства.
Использование сухого молока - мера во многом вынужденная. Летом у нас переизбыток молочного сырья, а зимой - нехватка. Поэтому летом из излишков сырья делают сухое молоко, а зимой используют его в производстве.
Крупные производители от нововведений не пострадают. У нас, например, доля восстановленного молока не превышает 5%. Этикетки на на название "молочный напиток" мы менять не будем, просто уйдем в сегмент дорогих продуктов. А вот у небольших местных производителей, у которых доля восстановленного молока из сухого порошка доходит до 40-50%, проблемы появятся.
Наконец, пострадает потребитель. Продукты, на этикетках которых останется слово "молоко", вырастут в цене.
ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА МОЛОКА
В Евросоюзе существует единый стандарт: если содержание порошка превышает 34%, то продукт надо именовать на упаковке как "порошковое молоко". Однако в странах ЕС эти нормы не всегда соблюдаются. Так, например, в Испании содержание порошка не должно превышать 37% (законодательно закреплен стандарт 31-37% как максимально допустимый). В последнее время испанские депутаты тоже озаботились молочной темой и собираются принять соответствующие поправки в закон, чтобы окончательно привести его к европейским нормам.