
Официальная статистика рапортует: средняя зарплата в России побила очередной рекорд и превысила отметку в 91 тысячу рублей. По итогам года этот показатель может достичь и 100 тысяч, грозятся специалисты. А как оно в реальности? Совпадают ли эти цифры с тем, что у вас в кошельке?
Игорь Николаев, экономист
— Цифра меня не сильно удивила. Мы и должны были по зарплатам подойти к рубежу 90 тысяч. За год они выросли на 15%, это выше инфляции. Увеличилась не только номинальная зарплата, но и реальная. Но тут, понятно, речь идет о средних зарплатах. Различия же по отраслям огромны. Приоритет финансирования сегодня — оборонно-промышленный комплекс. В моем окружении есть те, кто получает меньше 90 тысяч, но, как правило, они не из Москвы. Что будет дальше? С начала года экономика стала тормозить. По Росстату, она прибавила 1,4% ВВП. Это совсем не 5,4% ВВП в первом квартале прошлого года. По итогам 2025-го я не жду роста реальных зарплат с учетом инфляции. А по номинальным значениям она прибавит 8-10%.
Дмитрий Казаков, председатель профсоюза «Учитель»
— У учителя многое зависит от региона. В Москве можно говорить о 90-тысячном заработке. И то если вы работаете на полторы ставки. Есть указания департамента образования, по которым директора школ нагружают учителя так, чтобы его зарплата достигала 80 тысяч. В столичной школе средняя загруженность — 33-35 часов в неделю, в среднем 1,3 ставки на педагога. Системе выгодно нагрузить сотрудников, чтобы соответствовать нормам о зарплатах в регионах, а заодно решать проблему нехватки кадров. До Москвы я больше 15 лет работал в Нижегородской области: там и близко нет 90 тысяч. Чтобы приблизиться к такому жалованью, нужны стаж, высшая или первая категория и вдобавок 2,5 ставки. Нагрузка — около 50 часов в неделю. А в Хабаровске за две ставки учителю могут платить около 40 тысяч. Вот такая арифметика со многими неизвестными.
Андрей Коновал, сопредседатель профсоюза медработников «Действие»
— По Росстату на лето 2024 года, в среднем врач получает больше 100 тысяч. Врачей на всю страну более полумиллиона. Это менее трети от числа медработников. В медицине очень много совместительства. Часто работают на 1,5-2 ставки. Отчеты наверх по майским указам — это не зарплата за одну ставку, в этом главное лукавство. С точки зрения подобной отчетности в Москве врач получает 200 тысяч, в регионах — в два-три раза меньше. Конечно же, сюда входит совместительство, сверхурочная работа. Например, медсестра палаты работает за себя и процедурную медсестру. В регионе на одну ставку врача может быть около 30-40 тысяч. Но мало кто трудится на одной ставке. А у среднего и младшего медперсонала из-за ориентации на средний трудовой доход (СТД) их заработки упали. Основная проблема — недофинансирование здравоохранения. По подсчетам специалистов, требуется порядка 450 млрд рублей на дофинансирование отрасли. Пока этого нет, дефицит кадров решают за счет избыточного труда. С 2025 года у нас планируют переходить на единую систему оплаты труда. Задумывается она как более справедливая, но что окажется на практике — увидим. Так, региональный коэффициент могут привязать к медианным зарплатам, когда разумнее его соотносить с уровнем цен в магазинах.
Николай Некрасов, работник музея, Ленобласть
— Зарплата моя — около 60 тысяч, но раз в год дают премию. Маловато, конечно, при нынешних ценах. Еще недавно обед в столовой стоил 250 рублей, сегодня меньше, чем за полтысячи, не пообедаешь. А взять отпуск. Турция с отелем «все включено» стоит столько же, сколько в Краснодарском крае самому искать жилье и питаться где попало. Конечно, не все считают копейки, кто-то успевает за ростом цен. Знаю людей, кто работает на заводе машиностроительном, так у них и по 200 тысяч зарплаты.
Василий Колташов, директор Института нового общества
— Средняя зарплата в 90 тысяч с гаком говорит о том, что на предприятиях белой сферы, где люди работают по постоянным трудовым договорам, ситуация улучшается. В обрабатывающей сфере, оборонке, химической области действительно растет зарплата. Но часть областей экономики стагнирует. В регионах мало получают бюджетники, в том числе медики. За официальной статистикой скрываются 70% россиян, которые получают чуть больше или чуть меньше 40 тысяч. В моем окружении, конечно, есть люди с жалованьем выше 90 тысяч. Я не о тех, кто трудится в офисе, а о технических сотрудниках узкой специализации. И это, кстати, не Москва. Но этот слой людей не может быть мерилом всеобщей ситуации на рынке труда.