
В феврале, сразу после того, как президент подписал соответствующий указ, в «Труде» появился материал под названием «Неужели и тут Шаман, или Пять простых вопросов про «Интервидение». На днях ответ на один из пяти получен: да, и тут. Именно этот исполнитель, поющий на всех официальных концертах, будет представлять на возобновленном конкурсе нашу страну.
Bо вторник, 20 мая, Первый канал распространил анонс о скорой премьере музыкального шоу талантов, на которое пригласил никому не известных исполнителей, выступающих в разных направлениях, — от рока, рэпа и техно до шансона и поп-музыки. Музыкальный продюсер Юрий Бардаш, занимавшийся поиском и отбором будущих звезд, громко заявляет: «Мы ищем новые хиты, новые имена, новых артистов, которые должны сместить с олимпа заслуженных!» Читаем дальше: «В каждом выпуске пять участников и пять разножанровых номеров, а в зале пять музыкальных экспертов, профессионально оценивающих выступления, и 55 обычных зрителей, которые руководствуются лишь принципом «нравится — не нравится». Зал голосует, кто из пятерки продолжит борьбу. Победитель проекта удостоится:» Стоп! Удостоится чего?
И тут вспомним еще парочку простых вопросов, упомянутых в начале. Как будет определяться участник «Интервидения» от России? Кому следует отдать предпочтение — молодым или приевшимся завсегдатаям «огоньков»? Процитируем: «Кого выберем мы? Лучшего? Да. Но кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Вот и певица Юлия Чичерина уверена, что Россию должна представлять песня об участниках СВО, поскольку в стране объявлен Год защитника Отечества».
Но ведь в большинстве красивых речей, сказанных с возрождением «Интервидения», звучала уверенность: конкурс будет вне политики и вообще вне каких-либо трендов, не связанных напрямую с музыкой. Не уподобляться же нам тенденциозному «Евровидению» с его фриками и извращенцами.
И тут — бац! — это самое шоу на «Первом». Конечно, хотелось бы, чтобы последняя фраза в анонсе прозвучала так: «Победитель удостоится чести представлять нашу страну на «Интервидении»!» Но то были напрасные «хотелки». За день до получения анонса уже стало известно про Шамана... А триумфатору шоу дадут возможность выступить с сольником в эфире канала. Тоже, разумеется, неплохо.
Новость, объявленная в рамках программы «Пусть говорят», вызвала неоднозначную реакцию как в профессиональной среде, так и у пользователей Сети.
С одной стороны, придраться не к чему. Шамана же не назначили указом сверху! Его люди выбрали. В телеграм-канале конкурса проводилось голосование, и Ярослав Дронов набрал больше 40% голосов. В числе претендентов были также Татьяна Куртукова, Полина Гагарина, Сергей Лазарев, Дима Билан, Пелагея, The Hatters, Мари Краймбрери и фолк-группа Ay Yola из Башкирии, недавно попавшая в топы российских и мировых чартов с треком Homay. Что за люди отдавали за них голоса — а было их меньше 10 тысяч, — неизвестно. Хочется верить, что рядовые любители поп-музыки, а не исключительно члены идеологически выверенных организаций. Хотя продюсер Иосиф Пригожин назвал процесс выбора «непрозрачным».
С другой стороны, в глазах большинства зрителей сценический образ Шамана в первую очередь ассоциируется с его главными хитами «Я — русский», «Встанем» и другими номерами патриотической направленности. Многим памятно и то, что звание заслуженного артиста РФ он получил вскоре после того, как на президентских выборах выступил в качестве доверенного лица Владимира Путина. То есть само его участие в «Интервидении» придает независимому по замыслу конкурсу привкус большой политики.
Вот и Сергей Соседов, музыкальный критик и экс-ведущий программы «За гранью», того же мнения: «Кандидатура архиудачная именно для такого конкурса. Он имеет яркий политический подтекст, и именно российский певец патриотического направления должен быть первым его участником».
А вот тот же Пригожин усомнился в правильности выбора. Конечно же, не в связи с политической составляющей. И сам он, и его супруга — последовательные патриоты. Но, по его мнению, этот конкурс традиционно предназначен для молодых исполнителей, а не для уже состоявшихся звезд. Вместо Дронова можно было бы отправить, например, Татьяну Куртукову. Ее только-только начали раскручивать. Зато — с правильной композицией «Матушка»: Как с такой установкой кстати оказалось бы новое шоу!
Но есть в кандидатуре Шамана одна серьезная засада, на которую указал музыкальный критик и продюсер Павел Рудченко. По его мнению, певец с началом СВО стал «олицетворением русского духа». А потому ему не остается ничего иного, кроме как выиграть. Куда же деваться-то?! Ведь если он не сможет занять первое место, то не только причинит ущерб своей собственной репутации, но и подвергнет сомнению тщательно внушаемую властью уверенность в том, что мы — страна победителей.
Рудченко полагает, что раз уж этому исполнителю выпала участь стать «определенным патриотическим символом» России, то было бы правильнее, если б он не соревновался на равных условиях со всеми остальными конкурсантами, а своим номером открыл бы праздник музыки как представитель принимающей страны.
Впрочем, нет сомнения, что если придется что-то писать непосредственно перед «Интервидением», то заголовок там должен быть таким: «Почему Шаман одержит верх».