Главная Культура 21:18 23 Августа 2023 2172
«Музыкальное сердце театра» забьется в Кузбассе

О главном ежегодном празднике мюзикла и других популярных сценических жанров рассказывает его генеральный продюсер Дмитрий Калантаров

Сергей Бирюков
Дмитрий Калантаров и актриса мюзиклов Светлана Светикова на итоговой церемонии фестиваля «Музыкальное сердце театра-2021». Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фестиваль «Музыкальное сердце театра» за последние два десятилетия вырос в одну из главных творчески-организаторских сил, продвигающих наиболее востребованные музыкально-театральные жанры – мюзикл, оперетту, рок-, лайт- и даже рэп-оперу. Расширение масштабов смотра, раздвижение его поля зрения выразилось и в том, что уже третий год финал праздника проходит не в столице, а в одном из крупных театральных центров страны. В ноябре внимание всех, кто предан популярному музыкальному театру, будет приковано к Кузбассу – городам Кемерову, Новокузнецку, Прокопьевску, где состоятся показы лучших российских постановок года, мастер-классы звезд, итоговые события творческой лаборатории молодых создателей спектаклей. О том, каким будет «Музыкальное сердце театра-2023», кто и как готовит этот смотр и какие импульсы для дальнейшего творчества получат его участники – наш разговор с генеральным продюсером фестиваля Дмитрием Калантаровым.

– Дмитрий, список номинантов этого года заметно шире по сравнению с прошлогодним – 21 название вместо 14. Можно ли сказать, что и жанровая картина смотра становится более разнообразной?

– Безусловно – помимо мюзикла, это и оперетта, музыкальная драма, детские постановки, этника… Среди заявок даже рэп-опера встретилась! Это отражает реальную ситуацию в театрах страны. Количество тех из них, где обращаются к музыкальным жанрам, постоянно увеличивается. И в репертуаре конкретных театров эти жанры занимают все большее место. Например, возьмите афишу наших главных драматических театров – таких как Малый или МХТ имени Чехова. Прежде считалось, что хорошему драматическому артисту обладать певческой культурой на высоком профессиональном уровне необязательно. Сегодня практика решительно расстается с этим устаревшим взглядом. Также важно, что наряду с репертуарными театрами в нашем смотре на равных участвуют, а порой и побеждают независимые продюсерские проекты, чей успех, обеспеченный не господдержкой, а исключительно талантом и энтузиазмом участников, имеет особую цену.

– Обращает на себя внимание присутствие в списке наряду с признанными музыкально-театральными столицами и не очень больших, и достаточно отдаленных от федерального центра городов – например, Оренбурга.

– Да, тут прогресс тоже очевиден. Если в середине 2000-х мы были вынуждены ограничиться одной лишь Москвой, к которой только через пару фестивалей добавился Санкт-Петербург (впрочем, он уже давно с Первопрестольной на равных, а кое в чем и впереди), то сейчас и далекие, в том числе совсем небольшие города в состоянии давать серьезное качество. Думаю, с этой точки зрения обоснованным выглядит шаг, который фестиваль предпринял в 2021 году, перенеся свой главный, очный этап из Москвы в регионы – сперва в Новосибирск, а потом в Екатеринбург. Это и жанр продвигает, и для региональных творческих сил служит стимулом. Понятно, предпочтение отдается городам, где уже существуют мощные музыкально-театральные традиции и есть профильные вузы. Но ведь таких центров гораздо больше, чем два мною названных. И они укрепляются, создаются новые. В этом году мы неслучайно объявляем наш сбор в Кузбассе – этот регион вошел в число четырех, где формируются федеральные культурные кластеры, состоящие из филиалов Большого или Мариинского театров, крупнейших столичных музеев и высших артистических школ.

– В опубликованном на днях списке номинантов – широко известные композиторские имена Максима Дунаевского, Александра Журбина, Владимира Баскина, Романа Львовича, Кима Брейтбурга… То же самое могу сказать относительно режиссеров Виктора Крамера, Нины Чусовой, Алексея Франдетти, Егора Дружинина… А кто из менее пока прославленных авторов и постановщиков кажется вам перспективным?

– Тут должен честно признаться – сам я практически не смотрел спектакли-претенденты, и это вполне сознательно, исходя из опыта многих лет: чтобы не вырабатывать прежде времени собственные пристрастия и не влиять на оценки экспертов. Но по поводу молодых хочу сказать, что уже третий фестиваль подряд для них запускается Творческая лаборатория. 31 июля мы завершили сбор заявок – их свыше ста, и к сентябрю ее руководителям – композитору Александру Пантыкину и режиссеру-наставнику Светлане Горшковой – предстоит отобрать семь постановочных команд в составе композитора, либреттиста и режиссера каждая. Обеспечим их актерским коллективом из 30-35 человек, причем постараемся, чтобы это были представители разных регионов – так намного интереснее в плане обмена опытом и взаимообогащения традиций. И затем на протяжении двух месяцев они будут работать над своими замыслами дистанционно, а последние пять дней – встретившись очно, в Кузбассе, чтобы довести разработки до сцены и широкой публики.

По сути же молодежная часть фестиваля начнет работу уже 5 сентября, на следующий день после того, как в Кемерове официально откроется филиал Российского государственного института сценических искусств (бывший ЛГИТМиК, Санкт-Петербург). Туда приедут пять студенческих музыкальных спектаклей, поставленных Школой-студией МХАТ, ГИТИСом, РГИСИ, Саратовской консерваторией и Екатеринбургским театральным институтом. Артистическая молодежь сможет посетить десять мастер-классов по всем главным театральным специальностям.

– А что с ноябрьской фестивальной афишей? Помню, год назад при сохранявшихся еще во многих регионах пандемических ограничениях удалось привезти в Екатеринбург примерно половину из номинированных спектаклей.

– На этот раз благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры РФ и администрации Кемеровской области во главе с губернатором Сергеем Цивилевым их будет намного больше. И не только в Кемерове – часть показов пройдет в Новокузнецке и Прокопьевске, где как раз после трехлетней реконструкции откроется драматический театр.

– Облик фестиваля во многом определяют его жюри и экспертные советы. Как они работают и кто туда входит?

– Решающую оценку производят 140 членов Академии современного музыкального театра, возглавляемой композитором, народным артистом России Максимом Дунаевским. Они отсматривают спектакли-претенденты на видео. Естественно, существуют оговоренные в уставе ограничения: академики (а это ведущие композиторы, сценаристы, дирижеры, режиссеры, сценографы, художники по костюмам, хореографы, художники по свету, продюсеры и т.п.) голосуют только за те спектакли, к которым сами непричастны. Что касается экспертных советов, то их два. В так называемый Малый входят пять известных театроведов, критиков, профессоров артистических вузов, которые из общего потока заявок (их в этом году было почти сто) формируют лонг-лист – в 2023-м в него прошли 24 спектакля. Затем в дело вступают 10 представителей Академии – это Большой совет, корректирующий выбор Малого: именно его решение сократило список номинантов до обнародованного шорт-листа из 21 спектакля, которые и вынесут на суд уже всей Академии в финале. Структура может показаться чуть сложноватой, но она в высокой степени исключает пристрастность суждений. Ведь еще и состав экспертных советов каждый год меняется не менее чем наполовину. И с гордостью замечу, что за последние годы не довелось слышать ни одного упрека в субъективности или ангажированности наших решений.

– Несколько слов о послефестивальной жизни лауреатов. Помню, прошлогодний спектакль-победитель «Кабаре Терезин» на тему холокоста к моменту своего премирования был как бы уже не вполне жив: кто-то из спонсоров перестал поддерживать проект независимого продюсера Михаила Шейнина, кто-то из актеров переключился на другие спектакли или вовсе уехал из страны…

Спектакль «Кабаре Терезин» после победы на фестивале в 2022 году обрел вторую жизнь

– …Подхвачу ваш вопрос-рассказ: а лауреатское звание вернуло этой постановке общественный интерес, она идет в Доме актера и на других сценах. Думаю, в немалой степени именно факт обретения спектаклем новой жизни окрылил его создателей на следующую работу – постановку мюзикла Александра Журбина «Между двух миров», вошедшую в лист номинантов 2023 года. Ведь выбор профессионалов важен еще и тем, что на него обращают внимание уже названные мной Министерство культуры, Президентский фонд культурных инициатив, другие структуры. Известны случаи их активного включения в поддержку самых талантливых творческих замыслов. По-моему, великолепная иллюстрация того практического влияния, которое оказывает наш фестиваль на развитие жанра.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23122
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5498
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5377
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3870
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?