Главная Культура 21:18 23 Августа 2023 1697
«Музыкальное сердце театра» забьется в Кузбассе

О главном ежегодном празднике мюзикла и других популярных сценических жанров рассказывает его генеральный продюсер Дмитрий Калантаров

Сергей Бирюков
Дмитрий Калантаров и актриса мюзиклов Светлана Светикова на итоговой церемонии фестиваля «Музыкальное сердце театра-2021». Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фестиваль «Музыкальное сердце театра» за последние два десятилетия вырос в одну из главных творчески-организаторских сил, продвигающих наиболее востребованные музыкально-театральные жанры – мюзикл, оперетту, рок-, лайт- и даже рэп-оперу. Расширение масштабов смотра, раздвижение его поля зрения выразилось и в том, что уже третий год финал праздника проходит не в столице, а в одном из крупных театральных центров страны. В ноябре внимание всех, кто предан популярному музыкальному театру, будет приковано к Кузбассу – городам Кемерову, Новокузнецку, Прокопьевску, где состоятся показы лучших российских постановок года, мастер-классы звезд, итоговые события творческой лаборатории молодых создателей спектаклей. О том, каким будет «Музыкальное сердце театра-2023», кто и как готовит этот смотр и какие импульсы для дальнейшего творчества получат его участники – наш разговор с генеральным продюсером фестиваля Дмитрием Калантаровым.

– Дмитрий, список номинантов этого года заметно шире по сравнению с прошлогодним – 21 название вместо 14. Можно ли сказать, что и жанровая картина смотра становится более разнообразной?

– Безусловно – помимо мюзикла, это и оперетта, музыкальная драма, детские постановки, этника… Среди заявок даже рэп-опера встретилась! Это отражает реальную ситуацию в театрах страны. Количество тех из них, где обращаются к музыкальным жанрам, постоянно увеличивается. И в репертуаре конкретных театров эти жанры занимают все большее место. Например, возьмите афишу наших главных драматических театров – таких как Малый или МХТ имени Чехова. Прежде считалось, что хорошему драматическому артисту обладать певческой культурой на высоком профессиональном уровне необязательно. Сегодня практика решительно расстается с этим устаревшим взглядом. Также важно, что наряду с репертуарными театрами в нашем смотре на равных участвуют, а порой и побеждают независимые продюсерские проекты, чей успех, обеспеченный не господдержкой, а исключительно талантом и энтузиазмом участников, имеет особую цену.

– Обращает на себя внимание присутствие в списке наряду с признанными музыкально-театральными столицами и не очень больших, и достаточно отдаленных от федерального центра городов – например, Оренбурга.

– Да, тут прогресс тоже очевиден. Если в середине 2000-х мы были вынуждены ограничиться одной лишь Москвой, к которой только через пару фестивалей добавился Санкт-Петербург (впрочем, он уже давно с Первопрестольной на равных, а кое в чем и впереди), то сейчас и далекие, в том числе совсем небольшие города в состоянии давать серьезное качество. Думаю, с этой точки зрения обоснованным выглядит шаг, который фестиваль предпринял в 2021 году, перенеся свой главный, очный этап из Москвы в регионы – сперва в Новосибирск, а потом в Екатеринбург. Это и жанр продвигает, и для региональных творческих сил служит стимулом. Понятно, предпочтение отдается городам, где уже существуют мощные музыкально-театральные традиции и есть профильные вузы. Но ведь таких центров гораздо больше, чем два мною названных. И они укрепляются, создаются новые. В этом году мы неслучайно объявляем наш сбор в Кузбассе – этот регион вошел в число четырех, где формируются федеральные культурные кластеры, состоящие из филиалов Большого или Мариинского театров, крупнейших столичных музеев и высших артистических школ.

– В опубликованном на днях списке номинантов – широко известные композиторские имена Максима Дунаевского, Александра Журбина, Владимира Баскина, Романа Львовича, Кима Брейтбурга… То же самое могу сказать относительно режиссеров Виктора Крамера, Нины Чусовой, Алексея Франдетти, Егора Дружинина… А кто из менее пока прославленных авторов и постановщиков кажется вам перспективным?

– Тут должен честно признаться – сам я практически не смотрел спектакли-претенденты, и это вполне сознательно, исходя из опыта многих лет: чтобы не вырабатывать прежде времени собственные пристрастия и не влиять на оценки экспертов. Но по поводу молодых хочу сказать, что уже третий фестиваль подряд для них запускается Творческая лаборатория. 31 июля мы завершили сбор заявок – их свыше ста, и к сентябрю ее руководителям – композитору Александру Пантыкину и режиссеру-наставнику Светлане Горшковой – предстоит отобрать семь постановочных команд в составе композитора, либреттиста и режиссера каждая. Обеспечим их актерским коллективом из 30-35 человек, причем постараемся, чтобы это были представители разных регионов – так намного интереснее в плане обмена опытом и взаимообогащения традиций. И затем на протяжении двух месяцев они будут работать над своими замыслами дистанционно, а последние пять дней – встретившись очно, в Кузбассе, чтобы довести разработки до сцены и широкой публики.

По сути же молодежная часть фестиваля начнет работу уже 5 сентября, на следующий день после того, как в Кемерове официально откроется филиал Российского государственного института сценических искусств (бывший ЛГИТМиК, Санкт-Петербург). Туда приедут пять студенческих музыкальных спектаклей, поставленных Школой-студией МХАТ, ГИТИСом, РГИСИ, Саратовской консерваторией и Екатеринбургским театральным институтом. Артистическая молодежь сможет посетить десять мастер-классов по всем главным театральным специальностям.

– А что с ноябрьской фестивальной афишей? Помню, год назад при сохранявшихся еще во многих регионах пандемических ограничениях удалось привезти в Екатеринбург примерно половину из номинированных спектаклей.

– На этот раз благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры РФ и администрации Кемеровской области во главе с губернатором Сергеем Цивилевым их будет намного больше. И не только в Кемерове – часть показов пройдет в Новокузнецке и Прокопьевске, где как раз после трехлетней реконструкции откроется драматический театр.

– Облик фестиваля во многом определяют его жюри и экспертные советы. Как они работают и кто туда входит?

– Решающую оценку производят 140 членов Академии современного музыкального театра, возглавляемой композитором, народным артистом России Максимом Дунаевским. Они отсматривают спектакли-претенденты на видео. Естественно, существуют оговоренные в уставе ограничения: академики (а это ведущие композиторы, сценаристы, дирижеры, режиссеры, сценографы, художники по костюмам, хореографы, художники по свету, продюсеры и т.п.) голосуют только за те спектакли, к которым сами непричастны. Что касается экспертных советов, то их два. В так называемый Малый входят пять известных театроведов, критиков, профессоров артистических вузов, которые из общего потока заявок (их в этом году было почти сто) формируют лонг-лист – в 2023-м в него прошли 24 спектакля. Затем в дело вступают 10 представителей Академии – это Большой совет, корректирующий выбор Малого: именно его решение сократило список номинантов до обнародованного шорт-листа из 21 спектакля, которые и вынесут на суд уже всей Академии в финале. Структура может показаться чуть сложноватой, но она в высокой степени исключает пристрастность суждений. Ведь еще и состав экспертных советов каждый год меняется не менее чем наполовину. И с гордостью замечу, что за последние годы не довелось слышать ни одного упрека в субъективности или ангажированности наших решений.

– Несколько слов о послефестивальной жизни лауреатов. Помню, прошлогодний спектакль-победитель «Кабаре Терезин» на тему холокоста к моменту своего премирования был как бы уже не вполне жив: кто-то из спонсоров перестал поддерживать проект независимого продюсера Михаила Шейнина, кто-то из актеров переключился на другие спектакли или вовсе уехал из страны…

Спектакль «Кабаре Терезин» после победы на фестивале в 2022 году обрел вторую жизнь

– …Подхвачу ваш вопрос-рассказ: а лауреатское звание вернуло этой постановке общественный интерес, она идет в Доме актера и на других сценах. Думаю, в немалой степени именно факт обретения спектаклем новой жизни окрылил его создателей на следующую работу – постановку мюзикла Александра Журбина «Между двух миров», вошедшую в лист номинантов 2023 года. Ведь выбор профессионалов важен еще и тем, что на него обращают внимание уже названные мной Министерство культуры, Президентский фонд культурных инициатив, другие структуры. Известны случаи их активного включения в поддержку самых талантливых творческих замыслов. По-моему, великолепная иллюстрация того практического влияния, которое оказывает наш фестиваль на развитие жанра.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11645
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7318
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6999
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6236
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6194
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?