В Омск Достоевского доставили в январе 1850 года после того, как смертный приговор уже на месте едва не свершившейся казни ему заменили на тяжкую сибирскую каторгу. Осужденного по делу петрашевцев писателя поместили в Омский острог. Увиденное и пережитое он позже опишет в «Записках из Мертвого дома», полный текст которых появился в 1861 году в издававшемся братьями Достоевскими журнале «Время». А замысел книги созрел, когда Федор Михайлович еще находился в остроге. Рассказы каторжников, свои наблюдения и переживания писатель положил в основу «Записок». Чтобы лучше понять автора и его героев, мы отправились в путешествие по каторжным местам Федора Михайловича.
По сути, «Записки из Мертвого дома» стали первым литературным произведением, посвященым российской каторге. Между тем многие из описываемых в них персонажей реально существовали. А некоторые из тех, с кем общался писатель, со временем превратились в героев его произведений. Так, упоминаемый в книге дворянин — мнимый отцеубийца послужил прообразом Дмитрия Карамазова. Вот, читайте: «Убийца не сознался перед судом в своем преступлении: преступник поведения был совершенно беспутного, ввязался в долги и убил своего отца, жаждая после него наследства». А далее: «На днях издатель «Записок из Мертвого дома» получил уведомление из Сибири, что преступник был действительно прав и десять лет страдал в каторжной работе напрасно».
Идем дальше. Полный энергии и мечтаний о переустройстве мира каторжник Петров, по мнению литературоведа Леонида Гроссмана, очень напоминает неукротимого Ставрогина из «Бесов», а еще один выходец из дворян, художник-портретист, получивший на каторге кличку Брюллов, как две капли воды похож на Свидригайлова из «Преступления и наказания»:
На территории крепости-острога мы оказались в холодный, но солнечный день. С Иртыша дул пронизывающий ветер. Немногочисленные посетители превращенной в музейный комплекс крепости спешили спрятаться в устроенных в старинных постройках кафе или ресторанчике. Мы тоже зашли в кафе, которое, нетрудно догадаться, называется «Достоевский». А чтобы даже двоечники поняли, кому обязано это заведение именем, на стенах развешены картинки со сценами из произведений писателя, а на столиках лежат книги с его романами. Мы выбрали место у стены, украшенной изображением играющего в казино Достоевского. Да, Федор Михайлович был заядлым игроком, чего не скрыл от потомков.
Омскую крепость возвели в начале XVIII века для отражения набегов степных кочевников, но очень скоро она превратилась в острог — военную тюрьму. Ее окружали несколько каменных ворот с арками для проезда. Все они были снесены, а уже в наше время восстановлены — Тарские, Омские, Иртышские. Единственными неразрушенными оказались Тобольские ворота — именно сквозь них в 1850 году в Омск доставили осужденного Достоевского. В крепости он отбывал весь срок «от звонка до звонка» — до февраля 1854-го.
Достоевского, не владевшего никаким ремеслом, кроме писательского, зачислили в чернорабочие. Он выполнял самую тяжелую работу: к примеру, разбирал на Иртыше старые баржи, стоя по колено в ледяной воде. Все происходило в соответствии с предписанием начальства: «Содержать политического Достоевского безо всяких снисхождений, как обычного каторжника». Через Тобольские ворота он ходил на работу и, будто лекарства от серой, мрачной жизни, улавливал «свет в окошке». Там, за воротами, открывался вид на Иртыш, которым любовался писатель: «Все для меня было тут дорого и мило: и яркое горячее солнце на бездонном синем небе, и далекая песня киргиза, приносившаяся с киргизского берега».
Сейчас на территории крепости восстановлены старинные постройки, в том числе Воскресенский крепостной собор — первое каменное сооружение Омска, возведенное в 1771-1774 годах. Вместе с другими каторжниками Достоевского приводили сюда на церковную службу. Позднее здесь крестили художника Михаила Врубеля. Здесь же молился и будущий император Николай II во время своего пребывания в Омске в 1891 году.
Уже в наше время на территории бывшей крепости появилось несколько монументов, установленных в честь великого писателя. Один из них — массивный чугунный барельеф, изображающий фигуру Достоевского, вплотную примыкает к дому коменданта крепости. На барельефе надпись: «В этом доме бывал русский писатель Федор Михайлович Достоевский». Это первый памятник писателю в Омске, его установили в 1971 году.
В комендантском доме, построенном в 1799 году, одноэтажном, с фронтоном, желтого цвета здании, ныне расположен Литературный музей. Писатель не раз посещал жившего в этом доме коменданта Омской крепости полковника А.Ф. де Граве. В «Записках из Мертвого дома» Достоевский упоминает его как «человека благородного и рассудительного».
Сохранился и упоминаемый в «Записках из Мертвого дома» деревянный военный госпиталь, который «стоял особняком, в полуверсте от крепости». Его пациентом был и автор «Записок из Мертвого дома», о чем говорится в книге: «Вскоре после праздников я сделался болен и отправился в наш военный госпиталь». Больного содержали в арестантской палате: «Палат было много, но арестантских всего только две, всегда очень наполненных». Здешний фельдшер снабжал писателя бумагой, на которой тот записывал впечатления и наблюдения.
.jpg)
Памятники, напоминающие нам о сибирской ссылке Федора Достоевского. Фото авторов
А вот каземат, где содержался Достоевский, не сохранился. Он и во времена заточения писателя представлял из себя ветхое строение, намеченное к сносу из-за прогнивших крыши и пола. Зато в 2016 году удалось обнаружить фундамент арестантской казармы, где «нары тянулись около стен». Именно здесь состоялось организованное заключенными театральное представление, описанное в «Записках из Мертвого дома». «На третий день праздника, вечером, состоялось первое представление в нашем «театре». Заключенные волновались и надеялись: «До губернатора дойдет, пожалуй, и — чем черт не шутит? — может, и сам захочет прийти посмотреть. В городе-то нет театра!».
Да, театр в Омске появился много позднее. Великолепное здание, которое и сегодня радует глаз, возвели в 1905 году. Его замечательную труппу знает вся страна. У входа в театр — памятник уроженцу Омской области актеру Михаилу Ульянову. В годы Великой Отечественной на здешней сцене выступали артисты эвакуированного из столицы Театра имени Вахтангова. Кстати, недавно вахтанговцы в очередной раз приезжали на гастроли в Омск:
Но вернемся к Достоевскому. Наступил день освобождения. В инженерной мастерской, где ныне разместился Выставочный зал историко-культурного комплекса «Омская крепость», с писателя сняли кандалы, после чего он расстался с Омском и отправился в Семипалатинск, где ему предстояла солдатская служба. Лишь 1 октября 1856 года там же, в Семипалатинске, его произвели в офицеры. А в 1859-м, выйдя в отставку, он возвратился в Петербург.
В столице империи он вернулся другим человеком. Пережив каторгу, Достоевский приумножил свой талант, вырос в выдающегося писателя. И на всю жизнь он сохранил воспоминания об омском заточении. Когда в 1861 году он перечитал отрывок из «Записок из Мертвого дома», с ним сделалось дурно. Пройдя каторгу, он отказался от многих своих прежних взглядов и стал глубоко верующим. А еще он покидал Омский острог с верой в великие духовные возможности человека...