Главная Культура 00:01 24 Января 2014 5194
Полина Кутепова: Эта вещь будет посильнее «Саги о Форсайтах»

Актриса — о съемках в телесериале «Две зимы и три лета»

Таисия карпова

На этой неделе телеканал «Россия» начал показ многосерийной экранизации тетралогии Федора Абрамова «Пряслины», многим известной также как «Братья и сестры». Премьеры подобного масштаба не было со времен фильмов «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень». В 26 серий с общим заглавием «Две зимы и три лета» входит весь роман и несколько десятилетий архангельской деревни и ее жителей. Обозреватель нашей газеты встретился на днях с актрисой Полиной Кутеповой, сыгравшей в фильме одну из главных ролей — Лизу Пряслину во взрослом возрасте.

— Полина, до прочтения сценария вы уже были знакомы с прозой Федора Абрамова? Насколько знаю, вы окончили в свое время лучшую литературно-филологическую школу Москвы...

— Нет, в программу, даже филологической школы, Федор Абрамов не входил, и это правильно. В 15-17 лет оценить всю глубину такой литературы невозможно. Понять и принять поступки героев Абрамова можно, только обладая жизненным опытом, которого не может быть в таком юном возрасте. На мой взгляд, история семьи Пряслиных по драматизму превосходит и «Сагу о Форсайтах» Голсуорси, и «Будденброков» Томаса Манна, а учитывая, что это все про нас, наших дедов и прадедов, думаю, с такой литературной основой сериал станет событием. Что касается подробного знакомства с романом, то приглашение сниматься в фильме как раз и стало отправной точкой для его прочтения. До этого удалось прочитать только одну из четырех частей, ну и, конечно, в свое время в Питере я посмотрела спектакль Льва Додина («Братья и сестры». — «Труд»).

— Это ваша первая совместная работа с режиссером Теймуразом Эсадзе?

— Да. Теймураз очень интересный и разносторонний человек, из семьи грузинских кинематографистов. По первому образованию он драматург и, кстати, сценарий к этому киноэпосу писал сам. Занятно, что с самого начала Тэмо видел меня в роли Анны, матери Пряслиных, в молодые ее годы. Уже приехав на первые пробы, я сказала, что хотела бы сыграть Лизу. И по прошествии времени меня вызвали второй раз на пробы — уже на роль Лизы Пряслиной. Вообще на эту роль пробовалось много актрис, но в силу многих обстоятельств Эсадзе утвердил меня. И вот интересно: когда мы были в Тверской области (съемки проходили в деревне Тетьково недалеко от Кашина) и снимали одну из сцен в поле, в перерыве ко мне подошел человек из местных, шофер, мы разговорились о съемках, о жизни в деревне. К слову, он прочитал все четыре части этой эпопеи... И спрашивает меня: «А вот вы — Лиза, верно? Вот я вас такой и представлял. И сразу узнал», — имея в виду не актрису Полину Кутепову, а именно абрамовскую Лизу. Это было неожиданно и, честно говоря, очень приятно. Значит, возможно, правильно я так настаивала на том, чтобы меня попробовали на Лизавету. Надеюсь, что и режиссер не пожалел, остановив свой выбор на мне.

— Ведь это далеко не первая роль такого плана в вашей биографии. Вспомним хотя бы Катерину в так сильно прозвучавшем «Штрафбате». Не говоря уж о вашей самой первой роли в кино в фильме «Василий и Василиса» по Валентину Распутину, тоже мастеру деревенской прозы...

— Приятно, что вы знаете про «Василия и Василису». Правда, назвать эти эпизоды в несознательном девятилетнем возрасте ролью у меня язык не повернется, но во время съемок в абрамовском материале я тоже вспомнила про тот фильм. И в первую очередь вспоминала Ольгу Остроумову, Василису, одну из дочерей которой я играла. Ольге Михайловне пришлось тогда так же, как мне в роли Лизы, прожить на экране жизнь своей героини, растянувшуюся на десятилетия. Это непросто. Но до конца понимаешь всю сложность задачи, только в реальности столк-нувшись с необходимостью входить в кадр сегодня 17-летней, а завтра — 43-летней. А это совсем разная пластика, взгляд, логика поведения: И вот еще что для меня роднило эти два фильма: та подробность в воспроизведении правды жизни, дотошность режиссера-постановщика в отношении деталей, которая практически ушла сейчас из кино. Ведь нам даже костюмы шили по лекалам того времени. Найти целую сохранившуюся деревню для съемок невозможно по многим причинам, но в Тверской области, где проходили съемки, выстроили — вернее, достроили к селу практически целую деревню по архивным фотографиям из Архангельской области.

— Многие с первых серий заметили, что актеры с той или иной степенью попадания попытались воспроизвести еще и определенную аутентичность речи. С этим были сложности?

— С такими вещами всегда много проблем, в частности при подготовке к озвучанию роли. И это правильно, я считаю, иначе и быть не может. Вообще когда я сравнивала сценарий с романом, оценила, насколько Теймураз Эсадзе бережно подошел к русскому слову, насколько попытался сохранить самого Абрамова.

Кстати, чтобы передать сложнейший говор, нам, актерам, раздали специально созданный для работы ролик с записью архангельских бабушек. Я вообще считаю, что режиссер здесь пошел единственно возможным путем золотой середины: актеры как бы намечали этот говор, не пытаясь воспроизвести его с абсолютной достоверностью. Во-первых, от этого могли пострадать роли (оттачивание говора отъело бы львиную долю усилий и времени), а во-вторых, зритель мог бы просто не понять, что именно персонажи говорят — настолько эта северная архангельская речь непривычна для неместного уха. И еще внимательный зритель заметит, как от серии к серии речь актеров меняется: если в 40-х годах повествования говор более заметен, то к 70-м он почти сходит на нет, что и происходило на самом деле в реальной жизни. Впрочем, и помимо речи актерам приходилось много чего осваивать: кому доить, кому косить, кому топором и пилой работать. Знаете, один из персонажей Абрамова произносит такую фразу: «Внуки и правнуки удивляться потом будут, спрашивать себя: а я справился бы?» Не знаю, справилась бы я, будь я на месте Лизы Пряслиной...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3376
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3278
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3123
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?