Главная Культура 00:01 24 Января 2014 5189
Полина Кутепова: Эта вещь будет посильнее «Саги о Форсайтах»

Актриса — о съемках в телесериале «Две зимы и три лета»

Таисия карпова

На этой неделе телеканал «Россия» начал показ многосерийной экранизации тетралогии Федора Абрамова «Пряслины», многим известной также как «Братья и сестры». Премьеры подобного масштаба не было со времен фильмов «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень». В 26 серий с общим заглавием «Две зимы и три лета» входит весь роман и несколько десятилетий архангельской деревни и ее жителей. Обозреватель нашей газеты встретился на днях с актрисой Полиной Кутеповой, сыгравшей в фильме одну из главных ролей — Лизу Пряслину во взрослом возрасте.

— Полина, до прочтения сценария вы уже были знакомы с прозой Федора Абрамова? Насколько знаю, вы окончили в свое время лучшую литературно-филологическую школу Москвы...

— Нет, в программу, даже филологической школы, Федор Абрамов не входил, и это правильно. В 15-17 лет оценить всю глубину такой литературы невозможно. Понять и принять поступки героев Абрамова можно, только обладая жизненным опытом, которого не может быть в таком юном возрасте. На мой взгляд, история семьи Пряслиных по драматизму превосходит и «Сагу о Форсайтах» Голсуорси, и «Будденброков» Томаса Манна, а учитывая, что это все про нас, наших дедов и прадедов, думаю, с такой литературной основой сериал станет событием. Что касается подробного знакомства с романом, то приглашение сниматься в фильме как раз и стало отправной точкой для его прочтения. До этого удалось прочитать только одну из четырех частей, ну и, конечно, в свое время в Питере я посмотрела спектакль Льва Додина («Братья и сестры». — «Труд»).

— Это ваша первая совместная работа с режиссером Теймуразом Эсадзе?

— Да. Теймураз очень интересный и разносторонний человек, из семьи грузинских кинематографистов. По первому образованию он драматург и, кстати, сценарий к этому киноэпосу писал сам. Занятно, что с самого начала Тэмо видел меня в роли Анны, матери Пряслиных, в молодые ее годы. Уже приехав на первые пробы, я сказала, что хотела бы сыграть Лизу. И по прошествии времени меня вызвали второй раз на пробы — уже на роль Лизы Пряслиной. Вообще на эту роль пробовалось много актрис, но в силу многих обстоятельств Эсадзе утвердил меня. И вот интересно: когда мы были в Тверской области (съемки проходили в деревне Тетьково недалеко от Кашина) и снимали одну из сцен в поле, в перерыве ко мне подошел человек из местных, шофер, мы разговорились о съемках, о жизни в деревне. К слову, он прочитал все четыре части этой эпопеи... И спрашивает меня: «А вот вы — Лиза, верно? Вот я вас такой и представлял. И сразу узнал», — имея в виду не актрису Полину Кутепову, а именно абрамовскую Лизу. Это было неожиданно и, честно говоря, очень приятно. Значит, возможно, правильно я так настаивала на том, чтобы меня попробовали на Лизавету. Надеюсь, что и режиссер не пожалел, остановив свой выбор на мне.

— Ведь это далеко не первая роль такого плана в вашей биографии. Вспомним хотя бы Катерину в так сильно прозвучавшем «Штрафбате». Не говоря уж о вашей самой первой роли в кино в фильме «Василий и Василиса» по Валентину Распутину, тоже мастеру деревенской прозы...

— Приятно, что вы знаете про «Василия и Василису». Правда, назвать эти эпизоды в несознательном девятилетнем возрасте ролью у меня язык не повернется, но во время съемок в абрамовском материале я тоже вспомнила про тот фильм. И в первую очередь вспоминала Ольгу Остроумову, Василису, одну из дочерей которой я играла. Ольге Михайловне пришлось тогда так же, как мне в роли Лизы, прожить на экране жизнь своей героини, растянувшуюся на десятилетия. Это непросто. Но до конца понимаешь всю сложность задачи, только в реальности столк-нувшись с необходимостью входить в кадр сегодня 17-летней, а завтра — 43-летней. А это совсем разная пластика, взгляд, логика поведения: И вот еще что для меня роднило эти два фильма: та подробность в воспроизведении правды жизни, дотошность режиссера-постановщика в отношении деталей, которая практически ушла сейчас из кино. Ведь нам даже костюмы шили по лекалам того времени. Найти целую сохранившуюся деревню для съемок невозможно по многим причинам, но в Тверской области, где проходили съемки, выстроили — вернее, достроили к селу практически целую деревню по архивным фотографиям из Архангельской области.

— Многие с первых серий заметили, что актеры с той или иной степенью попадания попытались воспроизвести еще и определенную аутентичность речи. С этим были сложности?

— С такими вещами всегда много проблем, в частности при подготовке к озвучанию роли. И это правильно, я считаю, иначе и быть не может. Вообще когда я сравнивала сценарий с романом, оценила, насколько Теймураз Эсадзе бережно подошел к русскому слову, насколько попытался сохранить самого Абрамова.

Кстати, чтобы передать сложнейший говор, нам, актерам, раздали специально созданный для работы ролик с записью архангельских бабушек. Я вообще считаю, что режиссер здесь пошел единственно возможным путем золотой середины: актеры как бы намечали этот говор, не пытаясь воспроизвести его с абсолютной достоверностью. Во-первых, от этого могли пострадать роли (оттачивание говора отъело бы львиную долю усилий и времени), а во-вторых, зритель мог бы просто не понять, что именно персонажи говорят — настолько эта северная архангельская речь непривычна для неместного уха. И еще внимательный зритель заметит, как от серии к серии речь актеров меняется: если в 40-х годах повествования говор более заметен, то к 70-м он почти сходит на нет, что и происходило на самом деле в реальной жизни. Впрочем, и помимо речи актерам приходилось много чего осваивать: кому доить, кому косить, кому топором и пилой работать. Знаете, один из персонажей Абрамова произносит такую фразу: «Внуки и правнуки удивляться потом будут, спрашивать себя: а я справился бы?» Не знаю, справилась бы я, будь я на месте Лизы Пряслиной...

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 26362
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5655
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5541
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?