Две московские девчонки, сестры Анжела и Диана Князевы, - самые молодые студентки в России. Анжеле сейчас 14 лет, а Диане - 12. Они учатся на четвертом курсе Института международных экономических отношений Финансовой академии при правительстве Российской Федерации.
Пятилетняя Диана и семилетняя Анжела первый раз пошли в школу сразу в третий класс. Студентками стали в 10 и 12 лет, за два года окончили три курса. Как вы догадываетесь, в их зачетках никакого разнообразия, одни пятерки. Они такие серьезные, что мне даже в голову не пришло спросить у них про любимые игрушки.
- Вам, наверное, всегда приходится доказывать, что вы имеете право на то место, которое занимаете?
Анжела: Вначале ни мы, ни наши родители не собирались никому и ничего доказывать. Просто было очень интересно и весело заниматься по программам, что создавали для нас мама и папа. По профессии они математики-программисты.
Диана: Среднюю школу мы с Анжелой окончили за 5 лет и программу институтскую осваиваем быстрее, чем принято. Если посчитать, то получается, что мы уже сэкономили государству 16 человеко-лет. Иначе говоря, столько денег, сколько требуется для подготовки еще одного специалиста с высшим образованием.
Почему-то ни один студент, перебивающийся с тройки на четверку, помахивая очередным "хвостом" в 20 лет, не должен доказывать свою состоятельность. Вы знаете, почему: он же такой, как все или многие!
- Вот вы скоро окончите вуз и что собираетесь делать дальше? Подростков на работу не везде берут.
Анжела: Академию окончим, а вот учиться - нет. Действительно, в действующем законодательстве есть существенные возрастные ограничения при найме на работу по нашей специальности, хотя хотелось бы показать себя в деле. Но в науке же таких барьеров нет? Возможно, будем поступать в аспирантуру или продолжать образование в области международного права.
Диана: ...Кроме английского, немецкого и французского, собираемся изучить еще один-два иностранных языка.
- А вы знаете, чего хотите достичь в жизни?
Анжела: Безусловно, стать специалистами экстра-класса. Мы относимся к этому "не по-детски серьезно", как однажды про нас писали. По-другому относиться не умеем.
Диана: В четырех словах: профессиональный успех, личное счастье.
- Есть вечные сложности между отцами и детьми. Ваши родители вам друзья?
Диана: Мы не только любим друг друга, но мы еще и дружим!
Анжела: Я даже не знаю, с какого возраста родители стали с нами советоваться, учитывать наше мнение. Преодолевать непонимание и неприятие нашей нетривиальной образовательной практики без родителей было бы невозможно. Ведь долгое время нас просто не принимали всерьез.
- С такими бешеными нагрузками хватает ли времени книжку почитать в свое удовольствие, просто отдохнуть?
Анжела: Читать любим очень. Чаще это классика: Гюго, Бальзак, Диккенс. А еще мне нравится заниматься языковыми курсами на CD-дисках или "бродить по Интернету".
Диана: Я очень люблю устроиться поуютнее в кресле, почитать хорошую книгу или послушать музыку. Лично мне нравятся Флобер, Моэм. С удовольствием плаваем в бассейне, летом играем в бадминтон, зимой катаемся на лыжах.
- Кто кого тянет за собой? Кто из вас лидер?
Анжела: Родители всегда стремились так построить наши взаимоотношения, чтобы не было перекоса. Мы с Дианой хорошая пара. Когда есть проблемы, помогаем друг другу, а так - немного соперничества, много дружбы и любви.
Диана: У нас нет такого явного лидерства, когда кто-то всегда и во всем лучше другого. Наоборот, за долгое время совместных занятий мы научились работать в команде.
- Как складываются у вас отношения с однокашниками, многие завидуют?
Диана: Отношения с однокурсниками у нас нормальные. Хотя нам с Анжелой проще было относиться к ним как к равным, чем им избавиться от предубеждений и комплексов по отношению к нам.
Анжела: Если и завидуют, то нашим результатам. Но никогда - тому, как и сколько мы работаем.
- За такими людьми, как вы, могут впоследствии пойти сотни. Не страшно?
Диана (со смехом): Мы, значит, как Чапаев с криком "Даешь образование!" впереди, а следом - стайки больших и маленьких яйцеголовых вундеркиндов и ошалелых мам и бабушек? Картинка из Хичкока! Да мы практически всегда и всем говорим: "Наш опыт - не образец для подражания, а лишь один из многих примеров различных образовательных стратегий".
Анжела: Что касается сотен, то если пойдут - это их проблема. А ответственность я чувствую за себя, свою сестру, своих родителей - близких мне людей, за наше будущее.
Я считаю, что каждый имеет право выбирать свой путь в образовании, в профессии, в жизни - и это замечательно!