Сергей Владимирович, многие называют нынешний успех "Монгола" реваншем за "Оскара", где вы были номинированы, но пролетели...
- Я с таким мнением совершенно не согласен. "Оскар" - отдельная история. Я прекрасно понимал, что шансов получить саму награду немного. И даже догадывался, кто, вероятнее всего, его получит - автор австрийской ленты о судьбе евреев в нацистском концлагере. В Америке эта тема популярна, а среди деятелей кино - особенно, потому что у многих из них родственники погибли в подобных лагерях. Но не стоит обольщаться: победивший фильм пройдет по Соединенным Штатам 30 экранами, и все! А в России "Монгол" идет в 700 кинотеатрах.
- Не парадоксально ли, что в нашей стране, где исстари образ Чингисхана воспринимается сугубо негативно, лента достигла высших рейтингов популярности?
- Уточню: высших строчек она достигла сразу после премьеры, осенью, а сейчас ситуация поспокойнее. Но сам я с удовлетворением отмечаю, что фильм вышел, так сказать, зрительским - по сюжетной основе, по актерской и операторской работе.
- Может быть, секрет успеха и в том, что наш народ хоть пытается строить демократию, но по старой привычке больше доверяет диктаторам вроде Чингисхана или Сталина, которого в массе своей наши соотечественники продолжают обожествлять, хотя знают о многочисленных жертвах его режима?
- Нет, тут другое. Сталин был тиран, но свой, родной. Таких на Руси действительно любят, а вот пришлых вроде Чингисхана или Наполеона - нет. Я как раз рассчитывал на больший успех картины у западного зрителя. Вот сейчас в Японии он пойдет 200 экранами.
- Что вы испытали, когда узнали про отказ Никиты Михалкова участвовать в церемонии "Ника"? Облегчение или разочарование от того, что соревнование утратило остроту интриги?
- На эту тему как-то вообще не думал. Мне было важно получить непредвзятую оценку собственной работы со стороны моих российских коллег, и я ее получил.
- Вы, наверное, слышали о поверье, связанном с другим великим завоевателем - Тамерланом: будто нельзя безнаказанно тревожить его тень. Вот советские археологи раскопали его могилу, и чуть ли не на следующий день началась война с Гитлером...
- А мы, прежде чем снимать "Монгола", обратились за благословением к одному видному бурятскому шаману. Это была не моя инициатива, а монгольских коллег, но я счел, что к ней надо отнестись с пониманием. Наверное, те советские археологи не спросили религиозных деятелей того времени, и зря...
- Говорят, вы намерены снимать продолжение "Монгола"?
- Да, в 2009-м. В том же году вновь рассчитываю принять участие в "Оскаре". Ведь фильм летом выйдет в американский прокат на английском и сможет рассчитывать на номинацию как новая лента.