Крупные европейские банки отказались участвовать в размещении российских облигаций на фондовых рынках. Об этом в четверг, 24 марта сообщило американское издание The Wall Street Journal. По данным СМИ, от работы с российскими ценными бумагами отказались Deutsche Bank AG, HSBC, UBS Group AG, BNP Paribas, Credit Suisse Group AG.
По рекомендации Брюсселя
Сообщается, что свое решение руководители европейских банков приняли после поступления соотвествующих рекомендаций со стороны руководства Евросоюза. Напрямую работать с российскими облигациями Брюссель не запрещал, но в целом отнесся к этой идее негативно. По утверждению газеты, европейское руководство не хочет «расстраивать Вашингтон». Однако скорее всего, Брюссель просто имеет свои виды на те деньги, которые могла бы получить Россия.
10 марта европейский Центробанк (ЕЦБ) принял решение об оказании масштабной помощи европейским финансовым институтам. Регулятор обнулил базовую ставку, ввел отрицательный процент по депозитам и утвердил масштабную программу по выкупу «токсичных» долгов. В этих условиях финансовые власти ЕС определенно не заинтересованы в том, чтобы поддерживаемые им банки кредитовали Россию вместо инвестирования в европейскую экономику.
Долговая петля для всей страны
В конце февраля текущего года стало известно, что российский Минфин готовится разместить на внешних – то есть, зарубежных – фондовых биржах евробонды, облигации суверенного займа. Под них ведомство хотело занимать средства для покрытия части бюджетного дефицита, который на момент утверждения главного финансового документа страны составлял 2,3 триллиона рублей (около 30 миллиардов долларов по курсу конца 2015 года).
Ведомство Антона Силуанова намеревалось занять на внешних рынках около 3 миллиардов долларов. В связи с этим Минфин разослал 25 иностранным банкам приглашения принять участие в размещении облигаций на европейских и американских биржах. В числе тех, кому были направлены письма, оказались такие финансовые гиганты, как Morgan Stanley, Goldman Sachs, Bank of America, Deutsche Bank AG.
Первыми от работы с российскими ценными бумагами отказались американские финучреждения. Представители некоторых из них прямо заявили, что не хотят вызывать гнев американского Минфина, другие же просто отмолчались. Их европейские коллеги по-прежнему предпочитают не делать резких заявлений.
Впрочем, по мнению ряда обозревателей, реализация идеи Минфина и так не привела бы ни к чему хорошему. Заемные деньги рано или поздно пришлось бы отдавать; к тому же, средства изначально предполагалось брать не под реализацию каких-то проектов, которые со временем бы принесли прибыль, а под банальное исполнение бюджетных обязательств, иными словами – на «проедание». В условиях низких цен на нефть и недостаточности валютных доходов по другим статьям внешнеэкономической деятельности получение кредита означало ухудшение долговой нагрузки в ближайшие годы, без решения принципиальных проблем российской экономики.
Хватит кормить Америку?
Между тем, отмечают финансовые аналитики, деньги у России есть, притом в гораздо большем количестве, чем нужно для латания бюджета и финансирования имеющихся проектов. Так, в марте стало известно, что Банк России продолжает наращивать вложения в облигации американского госдолга – так называемые «трежерис». По данным Минфина США, в феврале текущего года российский ЦБ приобрел «трежерис» на 4,8 миллиарда долларов: это в полтора раза больше, чем собирался занять российский Минфин с помощью евробондов. Согласно американским же данным, в ноябре и декабре прошлого года РФ купила «казначеек» на 10 миллиардов долларов.
В настоящее время РФ является пятнадцатым по значимости кредитором США. Объем российских инвестиций в американский госдолг составляет 69,9 миллиардов рублей.
Экономисты отмечают, что из-за низкой доходности американских облигаций российские деньги лежат мертвым грузом в американской финансовой системе, тогда как собственная российская экономика страдает от недостатка капиталов.