Главная Культура 19:36 24 Марта 2023 2204
Не заблудиться в сумрачном лесу

Островского в театре имени Акимова сыграли без самовара

Виктория Пешкова
Сергей Кузнецов (Несчастливцев, слева) и Виталий Кузьмин (Счастливцев) – два смысловых и человеческих полюса спектакля. Фото Леонида Торопова предоставлены Театром имени Н. Акимова

В юбилейный год Островского ставят много. В стремление воздать должное нашему всему на поприще драматургии, одних режиссеров тянет на монументализм с детальным воссозданием всех атрибутов широкого купецкого быта, живописать который так любил Александр Николаевич, других на откровенный аскетизм беспросветно-черных задников, декорированных балетными станками или зеркалами ночных клубов. В Санкт-Петербургском театре комедии им. Акимова сумели найти золотую середину. Художественный руководитель театра Татьяна Казакова к классике относится с неподдельным уважением. Она знает – нет необходимости доказывать сегодняшнему зрителю актуальность Островского, превращая Глумова в хипстера или напяливая на Катерину балетный тюник.

Из огромного наследия драматурга Казакова выбрала «Лес». Художник Ирина Чередникова одела актеров в самоигральные костюмы – изящные вариации «на тему», позволяющие подчеркнуть метаморфозы, происходящие с их персонажами. Темно-зеленые стволы, уходящие под колосники – художник Александр Орлов выстроил на сцене то ли отборный мачтовый лес, отданный на заклание нерачительной своею хозяйкой – Раисой Павловной Гурмыжской, то ли непроницаемый частокол равнодушия, которым она обнесла свой покой и достаток, чтобы их не потревожили непрошенные христарадники. На эту роль Казакова пригласила Эру Зиганшину – выдающуюся актрису, воплощение той самой высокой старой школы, на которой и стоял некогда русский театр, и которую ныне встречаешь все реже и реже.

Актриса не жалеет для своей героини самых острых и ярких красок. Ее Гурмыжская – натура слабая, своевольная и властная. Манипулировать теми, кто от нее зависит – для нее высшее наслаждение. И ее притворная святость и кротость отлично подходят для получения наслаждений такого рода. Благо есть и «публика», готовая внимать ее спектаклю – Евгений Аполлоныч Милонов (Всеволод Смирнов-Шебешев) с Уаром Кирилычем Бодаевым (Павел Исайкин) – эдакие рыбы-прилипалы, имеющие в Гурмыжской свои интерес.

Но внезапно эта женщина открывает для себя наслаждение еще более острое – наслаждение игрой в любовь. И усиливает эту остроту ускользающее сквозь пальцы время. Раиса Павловна далеко не глупа, чтобы поверить в искренность своего избранника – преображение закусившего удила недоучившегося школяра Алексиса Владислав Несин отыгрывает очень точно, – но пока такая игра ей по средствам, она готова спустить в ней все до копеечки. «Вот так играешь роль, да и заиграешься» – признается Гурмыжская самой себе.

Карикатурным зеркалом для своей барыни служит доверенная ключница – Улита. Казалось бы, с таким откровенно шаржированным персонажем не много наиграешь, но Елена Мелешкова откапывает в своей героине то, что Улита прячет под бронированной плитой шутовства и ерничества – еще живое сердце, которое «своего требует». Избранный ею предмет – Аркашка Счастливцев – дать требуемого не способен, он человек практический – если что задарма получить можно, чего ж за это деньгу выкладывать. Однако Виталию Кузьмину удается (пусть и самым тонким росчерком) наметить в своем герое чувство, в котором тот не признается даже самому себе – тоску по подлинному благородству, бескомпромиссности настоящего артиста, какие его приземленной натуре не по карману.

И в Гурмыжской (Эра Зиганшина, справа), и в пародийно копирующей ее Улите (Елена Мелешкова) спектакль раскрывает далеко не однозначные натуры

Своего, если верить Островскому, требуют сердца и у Аксюши с Петром, но пылкой юной пары, какой их обычно представляют, мы не увидим. У Александра Матвеева Петр получился достойным сыном своего отца – скареды, прожженного плута и мошенника Иван Петровича Восьмибратова (Александр Корнеев). Фамильная скаредность просвечивает даже в его пламенном монологе о побеге. За прекраснодушными мечтаниями в полный рост стоит впитанное с молоком матери (или вбитое отцовскими розгами) стремление жить тепло и сытно – не зря же после вопроса Аксюши о том, что они делать будут, когда деньги кончатся, Петруша идет на попятную: «Об этом я еще не думал». С Аксюшиными чувствами тоже все непросто. Они словно замерзли. Такое впечатление, что девушка из двух зол выбирает меньшее, и Петр для нее – спасение от брака с Алексисом, а не выбор сердца.

По традиции «Лес» считают гимном актерскому таланту (что и в самом деле так) и спектакли строят на противопоставлении «комедиантам» благородных кровей действительно благородных артистов. Сохранив все проставленные автором акценты, Казакова несколько сместила фокус, увидев в пьесе полуторавековой давности ее созвучность дню сегодняшнему – отдать другому то, что необходимо тебе самому, но тому, другому, оно гораздо нужнее. И можно только восхищаться с каким неподдельным чувством проводят эту идею два замечательных актера – Валерий Никитенко, играющий слугу Гурмыжской – Карпа Савельича, и Сергей Кузнецов – в роли Несчастливцева. Никитенко делает своего героя неким камертоном, по которому можно легко проверить искренность остальных персонажей. Ему тяжело жить в этом сумрачном лесу, спящая надежда на то, что сумрак этот еще можно рассеять, оживает в нем с появлением Геннадия Демьяныча и снова гаснет, когда становится ясно, что тот в родовом гнезде не задержится. Теперь, похоже, навсегда.

Роль Несчастливцева испокон веков считалась бенефисной – через всю пьесу Островский протягивает тонкую нить исповеди одного из любимейших своих персонажей. Уязвленная гордость артиста, невозможность реализовать свой талант, тоска неукротимого бессеребренничества – в Несчастливцеве все через край, все без меры. Долго существовать на таком накале исповедальности чрезвычайно сложно. Более того, в этой роли есть очень опасные, перенасыщенные пафосом места – Островский не без основания полагал, что иначе ему до современников не достучаться. Сегодняшний зритель, давно переставший верить высоким словам, при малейшем намеке на пафос захлопывается, как устрица в раковине, и перед актером стояла сложная задача – сделать так, чтобы его не просто услышали, но поверили в правоту его Геннадия Демьяныча. И он блестяще с ней справился.

В театре комедии имени Акимова вспугнули сов и филинов, обитавших в сумрачном лесу, показали зрителю тропинку, ведущую прочь из этого заколдованного пространства. А идти по ней или продолжать блуждать в сумраке – это каждый будет решать для себя сам.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11616
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7292
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6974
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6175
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6170
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?