Много лет писатель Валентин Лавров работал в нашей газете. А в эти дни Валентин Викторович отмечает 80-летие. Сын известного футболиста московского «Локомотива» стал автором многочисленных бестселлеров, создателем целого жанра — русского исторического детектива. «Кровавая плаха», «Граф Соколов — гений сыска», «Железная хватка графа Соколова», «Царские сокровища» — эти книги Лаврова пользуются успехом у читателя. Но разговор с писателем начался с... бокса. Ведь по первой профессии он тренер, бывал и победителем боксерских турниров.
Удивляетесь, что спортсмен стал писателем? Напрасно! Среди боксеров немало интеллектуалов. Знаменитый Геннадий Шатков — доктор юридических наук, профессор. Недавно ушедший из жизни Николай Худадов — доктор педагогических наук, основоположник спортивной психологии. В годы моего обучения в Институте физкультуры кафедрой бокса заведовал легендарный Константин Градополов — доктор педагогических наук, автор учебника «Бокс». Он был неоднократным чемпионом СССР и... популярнейшим актером немого кино, снялся в 13 фильмах.
— А когда вы пришли в журналистику?
— Более шести десятилетий назад, осенью 1954-го. Писал фельетоны, в основном для «Вечерней Москвы». Потом на долгие годы моей родной газетой стал «Труд», где имел честь работать вместе со знаменитым спортивным репортером Юрием Ваньятом. Все началось с того, что в декабре 1967-го я позвонил ему: «Может, что-нибудь написать для вас, Юрий Ильич?» Он на мгновение задумался и сказал: «Нужна статья о «поездах здоровья!» И 16 января 1968 года «Труд» напечатал мой обширный материал «Веселая операция ПЗ, несколько грустных деталей и ряд деловых предложений». За него получил неплохой по тем временам гонорар — 35 рублей. Не скрою, сумма меня тогда приятно удивила. Позже вышли мои статьи «Зима, лыжи, проблемы», «Гимнастика из-под палки», «По плохим стандартам», «Стадион вне игры» и другие. Главный редактор «Труда» Александр Субботин одобрял мой критический подход к делу.
— Журналистика была лишь ступенькой перехода к писательству?
— Когда в конце 1980-х я создавал свой первый роман «Холодная осень», то постоянно боролся с желанием перейти с художественной прозы на журналистскую публицистику. Зато журналистика приучает к краткости изложения, конкретности, расширяет кругозор.
— Пресса писала об успехе ваших романов об Иване Бунине — «Холодная осень» и «Катастрофа». Поиски в архивах помогали?
— Работа в хранилищах схожа по азарту с рыбной ловлей: что интересного поймаешь, что обнаружишь в очередной папке? Какие потрясающие события, доселе неизвестные, лягут в основу новой книги?
— В издательстве «Прозаик» выходит ваша новая книга «Ненависть вождя и любовь разбойника»...
— В январе 1990 года я получил от экс председателя КГБ Ивана Серова служебный, некогда секретный «Обзор деятельности Ударной группы по ББ с 1918 по 1927 год». В нем — неизвестные прежде факты борьбы с бандитизмом на заре советской власти. Я остановился на одной потрясающей истории — о любимце женщин, неустрашимом и везучем Яшке Кошелькове. Том самом, который в 1919 году отнял у Ленина браунинг и автомобиль и разоружил его охрану. Есть в книге и другие занимательные истории. Писал запоем, порой не вставая с кресла по 10 часов в день.
— Вернемся к спорту. Он и сейчас вам не чужд?
— Мое тело по-прежнему властно требует движения. Порой посещаю боксерский зал, работаю на снарядах, участвую в спаррингах.
— Ваши дети тоже не остались в стороне от спорта?
— 15-летний сын Эдуард — многократный чемпион Москвы, призер первенства России по велогонкам на треке. 20-летняя Катя — перворазрядница по волейболу, заканчивает ГЦОЛИФК. Этот институт я окончил 54 года назад. Старшая, Элина, занималась академической греблей, ее брат Кирилл — водным поло.
— С кем из известных спортсменов доводилось общаться?
— С младенчества часто бывал на базе «Локомотива», путался под ногами у футболистов. В довоенные времена к нам захаживал легендарный комментатор Вадим Святославович Синявский. По соседству, на Старой Басманной в доме № 7 родился и долгие годы жил дядя Коля Озеров. По собственному признанию, он, еще совсем юный, после матчей «Локомотива» уважительно нес отцовский чемоданчик, заходил к нам. В послевоенные годы я был знаком со многими футболистами — приятелями отца, дружил с Владимиром Маслаченко. Ну и, конечно, весь боксерский мир мне был не чужд.
— Поделитесь с читателями не чужого вам «Труда» секретами: как сохранить жизнелюбие и хорошую спортивную форму?
— У меня немало интересов: любимые девушки, джаз, раритетные издания — их собираю более полувека, о них даже написал специальные вещи: «Книжная лихорадка», «Книгами голова полна». И хорошо, что сегодня в России снова возобновили кампанию по сдаче норм ГТО. Надеюсь, это не выродится в то очковтирательство, которое царило в СССР и о котором я писал на страницах «Труда». А то напрошусь от вашей редакции в командировку и привезу фельетон для газеты под названием «ГТО и липа вековая». Согласен даже без гонорара!
