Президент прямо заявил, что нельзя уповать только на торговлю нефтью и газом, и привел в пример несырьевую Ленинградскую область, за три года удвоившую свой ВВП. Курирующий АПК вице-губернатор Юрий Голохвастов подтвердил корреспонденту "Труда", что у них растет не только производство мяса птицы (в 2004 году - свыше 100 тысяч тонн), но и молока. Вывели местную породу коров "ленинградская" и надои перевалили за 6 тысяч тонн в год - заметим, что пятнадцать лет назад было в полтора раза меньше. Секрет успеха - в период обвала сохранили кадры, а когда на село пришли серьезные инвесторы, местная власть их поддержала. Объем помощи АПК из областного бюджета превышает 300 миллионов рублей и не ограничивается кредитами на закупку запчастей, кормов и технологий. Есть, например, субсидии на производство молока, племенную работу.
Конечно, регионы разные. Ленинградскую область или Подмосковье, успешную в этом отношении Белгородщину нельзя ставить на одну доску с бедной Псковской или Костромской областями. Поэтому должна быть федеральная программа развития. По примеру Евросоюза, где уровень поддержки сельхозпроизводителя зависит не только от площади пашни, но и от климатических условий. Субсидии в Финляндии с ее суровым климатом куда выше, чем в теплой Испании.
В самой либеральной экономике США федеральное правительство на 90 процентов отвечает за уровень поддержки аграрной отрасли, а американские штаты - только на 10 процентов. Для сравнения: у нас агропрому выделяется всего 1 процент расходной части госбюджета. А поскольку многие регионы дотационные (еле сводят концы с концами), то помощи сельхозпредприятиям нет ни с чьей стороны. Можно понять тех участников Госсовета, что призвали разом списать деревне старые долги. Президент не согласился: это будет несправедливо в отношении сильных хозяйств, которые исправно платят эти самые долги.
Большая часть аграриев умом это понимает. И цифры знает: в 2004 году благодаря тому, что заработал закон о финансовом оздоровлении сельхозпредприятий, просроченная кредиторская задолженность снизилась на 30 процентов - на 48 миллиардов рублей. Пять лет назад было под 90 процентов убыточных хозяйств, теперь их доля снизилась до 48%.
Но есть и другая правда. В трети хозяйств, что хронически убыточны, живут и бедствуют люди. Так почему же им не помочь выбраться из долговой ямы, почему не дать шанс подняться, как мы даем его африканским странам, которым великодушно прощаем долги? Сегодня зарастает сорняком 40 миллионов гектаров, половина из них - пашня. Добавим, что при этом деревню из года в год обирают все, кому не лень. Как заявил нам член-корреспондент Россельхозакадемии Михаил Коробейников, в карман посредников уходит минимум половина стоимости сельхозпродукции. Ученый напомнил, что в 2004 году проводились госзакупки зерна на сумму 6 миллиардов рублей. Трейдеры продавали на торгах пшеницу в среднем по 3 тысячи за тонну, а покупали ее у хозяйств максимум по 2 тысячи рублей. Хороший получается навар?
Почему государство не ведет закупки продовольствия для нужд армии, социально незащищенных слоев населения, МВД, ФСБ - напрямую у села? Почему поощряет посредничество? Подобные вопросы аграрии задают давно. Но, пожалуй, впервые с начала реформ глава государства призвал с этим злом бороться: "Аграрная деятельность должна идти в недискриминационном режиме по сравнению с торгово-посредническим и иным бизнесом". Более того, Владимир Путин призвал правительство вплотную заняться ценообразованием. Вот тут ему мысленно аплодировала вся российская глубинка, которая больше других страдает от диспаритета. За последние 10 лет рост цен на промышленные товары и услуги опередил рост цен на сельхозпродукцию в 3,6 раза. Только за год село на этом теряет до 26 миллиардов рублей.
Глава Комитета по агропродовольственной политике Совета Федерации Геннадий Горбунов привел конкретный пример: с 2000 года тарифы на электроэнергию выросли в 8 раз. За один 2004 год дизтопливо подорожало на 60 процентов, бензин - на 35.
Где взять селу денег - не для того, чтобы проесть, а чтобы получить возможность работать? До сих пор федеральная власть ответить даже не пыталась. Наоборот, в то время, когда казна распухла от "нефтедолларов", Минфин урезал на миллиард рублей финансирование утвержденной правительством программы повышения плодородия почв. Всерьез помогают своему АПК единицы регионов - Ленинградская, Белгородская области, Кубань, Мордовия, Татарстан. Банки если и дают хозяйствам кредиты, то под грабительские 18-19 процентов и максимум на три года. Меж тем за рубежом фермеров кредитуют под 2-5 процентов и на неограниченный срок.
На президиуме Госсовета Владимир Путин заявил, что правительство найдет возможность для удешевления кредитов. И призвал инвесторов вкладывать капиталы в развитие животноводства, сельхозмашиностроения. И бизнес на село придет, если правительство четко обозначит наконец аграрные приоритеты в своей экономической политике. Во всяком случае, Минсельхоз, выполняя поручение президента, срочно занялся подготовкой закона "О сельском хозяйстве". Как тут не вспомнить, что этот законопроект в свое время был положен под сукно как не соответствующий либеральной экономической идеологии. Увидит ли он свет сейчас?
К слову, сами аграрники не торопятся комментировать итоги заседания президиума Госсовета по проблемам АПК как свою победу. Да, президент высказал убеждение, что "вполне реально обеспечить решение острых и застарелых проблем сельского хозяйства", что вклад АПК в экономику уже сейчас "мог быть гораздо весомее и значимее". А неделей раньше в правительстве звучали предложения отменить квоты и открыть границы импортному продовольствию, чтобы проще было сдерживать инфляцию. Правда, в этом случае на отечественном животноводстве пришлось бы поставить крест. Зато это вписывается в каноны доморощенного либерализма... Далеко ли мы уйдем с такой, с позволения сказать, экономической политикой?