— Много лет ношу не снимая несколько колец, дорогие серьги и кулон. Сейчас собралась в отпуск за границу. Подскажите, должна ли я декларировать свои ювелирные украшения? И через какой коридор на таможне, «зеленый» или «красный», мне следует проходить?
— При выезде за границу ювелирные украшения декларировать нужно только в отдельных случаях. Например, если они явно не относятся к личным вещам (то есть везутся для продажи) или перевозятся в большом количестве. Или если изделия имеют высокую стоимость и могут вызвать вопросы при обратном въезде. Через какой коридор проходить? Если ваши украшения не фамильные драгоценности и стоимость их не превышает установленных лимитов (до 10 тысяч евро), то спокойно идите через «зеленый». В иных случаях лучше заполнить декларацию — и добро пожаловать в «красный» коридор.
— Может ли физическое лицо, находящееся в стадии банкротства, обменять валюту в банке?
— Нет, не может. Согласно закону № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», после начала этой процедуры все имущество и денежные средства гражданина переходят под контроль финансового управляющего. Кроме того, ст. 213.27 запрещает должнику самостоятельно распоряжаться своими средствами, если такие действия могут уменьшить конкурсную массу, то есть имущество, за счет которого погашаются долги. Любая попытка обмена валюты, перевода средств или снятия наличных без разрешения управляющего расценивается как нарушение порядка процедуры и может быть признана недействительной сделкой.
— Много раз видела в аптеках объявления о том, что купленные лекарства возврату не подлежат. А тут вдруг услышала, что моя знакомая каким-то образом смогла это сделать. Так все-таки можно вернуть обратно в аптеку купленные лекарства или нет?
— Как ни странно, однозначного ответа здесь нет. Согласно постановлению правительства РФ № 55 от 19.01.1998, лекарственные препараты не подлежат возврату или обмену. Однако, в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», покупатель вправе вернуть лекарство, если оно бракованное (например, повреждена упаковка, истек срок годности, нанесена неверная маркировка). Или оно было отпущено аптекой по ошибке (скажем, не тот препарат или дозировка, которые были указаны в рецепте). То есть в большинстве случаев покупателю вернуть лекарства нельзя. Но при наличии дефекта препарата или ошибки аптеки — можно. Чтобы точно определиться с ответом, нужно проанализировать конкретную ситуацию.