Главная Культура 19:01 24 Декабря 2022 14719
Мечтаете прикоснуться к елке своего детства? Тогда вам в Коломенское

В музее-заповеднике знают, чем увлечь и детей, и мам-пап, и их мам-пап

Виктория Пешкова
Праздничная открытка начала ХХ века. Изображения предоставлены музеем-заповедником «Коломенское»

В музее-заповеднике «Коломенское» предновогодние вернисажи устраивают уже лет двадцать. И всякий раз бессменному куратору выставок Наталье Полонниковой удается находить новые повороты. На этот раз она решила дополнить экспозицию с елками архивными фотодокументами и кинохроникой.

«К сожалению, — констатирует Наталья, — из года в год в статьях и репортажах, посвященных, пожалуй, самому любимому нашему празднику, встречаются одни и те же ошибки, которые постепенно начинают восприниматься как факты. И несовпадение мифов и реальности только увеличивается. Своими выставками мы стараемся максимально точно показать события разных лет и затронуть темы, практически неизвестные широкой публике. Особенностью и основой этой экспозиции стали уникальные фото- и киноматериалы из Государственного архива РФ и Российского государственного архива кинофотодокументов».

Помимо Коломенского, свои материалы для экспозиции предоставили музеи-заповедники «Александровская слобода», «Горки Ленинские» и «Дмитровский кремль», Музей игрушки им. Бартрама в Сергиевом Посаде, Елецкий краеведческий и Новгородский объединенный музеи, а также известные коллекционеры — Владислав Борисов, Татьяна Бочарова, Ирина Воробьева, Ирина Курбатова и Ирина Петрикова — не просто собиратели елочных украшений, но настоящие исследователи и энтузиасты. Получилось эдакое путешествие во времени от последней трети XIX столетия до первых десятилетий века нынешнего.

В наших глазах дореволюционные елки окутаны особым флёром. Игрушки неярки не только от времени, они и тогда не были слишком броскими. Зато у каждой была индивидуальность, они хранили человеческое тепло, ведь даже покупные украшения делались вручную. Музей игрушки им. Бартрама впервые представил вещь поистине уникальную — набор новогодних украшений, изготовленный в 70-80 годах XIX века и принадлежавший князьям Лобановым-Ростовским. На сегодня это самый старый комплект, хранящийся в российских музейных собраниях. В коробке-укладке со стеклянной расписной крышкой лежат игрушки-бонбоньерки: барабан, кресло, бинокль, корзиночка, чернильница, мороженица, контрабас и др. Каждая игрушка когда-то была наполнена конфетами, драже или засахаренными орехами. То, что такой набор уцелел почти в полном комплекте — настоящее чудо, ведь по традиции такие подарки-сюрпризы в конце праздника домочадцы и гости забирали на память. Возможно, игрушками из этого набора украшалась елка не в парадной гостиной, а в детской, куда гостей, естественно, не приглашали. А у маленьких княжат после поглощения сластей интерес к пустым коробочкам пропадал до следующего Рождества.

В старину игрушки не были броскими, но хранили тепло сделавших их рук

Еще один редкий «экспонат» в дореволюционном разделе выставки — игровой фильм Якова Протазанова «Рождество в окопах», рассказывающий о том, как русские солдаты отмечали Рождество на фронтах Первой мировой. Лент, снятых до 1917 года, в России сохранилось совсем немного, и если к хроникальным кадрам после революции относились достаточно бережно — их можно было использовать в идеологических целях, — то игровые картины в глазах новой власти особой ценности не имели. Фильм Протазанова был обнаружен в архиве кинофотодокументов (РГАКФД) в разрозненном виде и восстановлен в авторском монтаже. Благодаря выставке его теперь могут увидеть правнуки тех, о ком он рассказывает.

Вопреки расхожему мнению, «борьбу с елками» большевики развернули далеко не сразу. До 1920 года это было просто немыслимо — новой власти приходилось решать задачи поважнее, и рейдов по квартирам обывателей никто не устраивал. Более того, когда вождь революции после ранения обосновался в Горках, по его просьбе в усадьбе всегда наряжали елку для ребятишек из окрестных деревень. Ситуация изменилась уже после смерти Ленина, но и тогда его соратники хотели не «запретить» Рождество, а создать новый праздник вместо старого. И начали вовсе не с идеологии, а со... сбережения лесных богатств и семейных бюджетов. Надпись на одном из самых популярных плакатов того времени гласила:

Не тратьтесь без толку

На рождественскую ёлку, —

Коньки и лыжи

Куда нам ближе.

Власть прекрасно отдавал себе отчет в том, что Рождество для многих не столько духовно-религиозное событие, сколько веселое празднество с разными потехами. Значит, можно и нужно заменить одно развлечение другим. Тем более что рождение божества от непорочной девы — ключевой момент не только христианства, но и многих дохристианских религий. Тогда почему бы не пустить по Тверской большую процессию, где на каждой «колеснице» будет разыгрываться свой сюжет — о рождении Мардука, Осириса, Будды?.. А вечером в клубах и прочих подходящих местах организовать лекции по истории религий: «Лекция о рождестве Мардука в Доме Союзов тогда-то, об Осирисе — тогда-то... Желательно, чтобы все было устроено как можно правильнее в археологическом отношении... У нас есть разные исследовательские институты, в том числе по изучению древностей. Надо дать им прямые задания...» — строила грандиозные планы новая власть. Речь шла не о репрессивном запрете, а о просветительской работе. Праздник оставался, менялась его суть: «Мы возвысим его в веселую карнавальную сторону. Он должен будить пытливость, ум. Научимся не только работать, но и веселиться...».

Ничего удивительного в том, что новый 1936 год страна уже встречала и елками, и иллюминацией, и даже народными гуляниями. Инициировавшая возврат к традициям статья Павла Постышева в одном из последних декабрьских номеров газеты «Правда» появилась отнюдь не на пустом месте. Об этом рассказывает раздел, посвященный новогодней Москве 1935-1940 годов. Именно тогда к проведению новогодних праздников начали привлекать известных людей — летчиков, капитанов, военных и государственных деятелей. В РГАКФД сохранились кадры кинохроники с новогодней речью «всесоюзного старосты» Михаила Ивановича Калинина и тостом Валерия Чкалова в 1937 году.

Игрушка «Пограничник». Артель «Изокульт», Ленинград, около 1940 года

В 1940 году зародилась и традиция встречи Нового года с актерами. Первоначально это были вечера в Центральном доме актера 31 декабря. Например, на встрече нового, 1941 года на таком банкете присутствовали Сергей Мартинсон, Михаил Штраух, Леонид Утесов, Николай Хмелев. Вот откуда взялись популярные впоследствии телевизионные «Голубые огоньки».

Новогодние праздники отмечали и в годы Великой Отечественной. В РГАКФД хранится несколько кинолент об этом. В альманахе «На защиту родной Москвы» № 6, снятом во время контрнаступления советских войск, кадры с улицами в противотанковых ежах и домами с заклеенными окнами, соседствуют с совсем иными — вот работает елочный базар, вот люди покупают подарки, дети ведут хоровод вокруг елки в бомбоубежище, работницы «Трехгорки» упаковывают подарки для солдат, а вот артисты репетируют новогодний концерт в Клубе летчиков... Вглядываться в эти изможденные, но улыбающиеся лица и больно, и радостно — жизнь остается жизнью даже в самых тяжелых условиях.

Поворачиваем за угол и оказываемся в 1950-60-х, когда появилась самая главная елка страны — кремлевская. Те, кто попадал на эти праздники, хранили потом память о них всю жизнь. Первая состоялась в 1954. Детям устроили экскурсию по Кремлю с посещением Грановитой и Оружейной палат, затем собственно костюмированное представление с Дедом Морозом и Снегурочкой. Позднее аналогичные вечера стали проводить во Владимирском зале и для молодежи... Ну и конечно, отдельная страница — новогодние банкеты первых лиц государства. Между прочим, мода на хрусталь пошла именно с них: официальным поставщиком Кремля был Дятьковский хрустальный завод — его продукция украшала все правительственные и дипломатические застолья.

К началу 70-х новогодние праздники постепенно из общественных вновь превращаются в семейные, когда друзья и родные собираются за одним столом, а уже после «Голубого огонька» отправляются на прогулку по украшенному городу. Те, чье детство пришлось на это время, могут осуществить одно из самых заветных мечтаний — оказаться в игрушечном магазине без взрослых, постоянно твердящих «Это не трогай, то не бери!» Уголок такого магазина устроен в одном из залов. Глаза разбегаются — куклы, мишки, гирлянды, игрушки, а главное — еще одна заветная мечта: гэдээровские и чешские елочные наборы, сияющие так, что можно позабыть обо всем на свете.

Не бойтесь вешать на елку игрушки самых разных лет и стилей — лишь бы они были ваши любимые

Финальный аккорд выставки — «авторские» елки совсем недавнего прошлого, в которых дизайнерские «концепции» едва не затмили и зеленое деревце, и сам праздник. Недаром эта мода оказалась такой скоротечной. Ведь новогодняя елочка — это, в сущности мы сами. Украшать ее под диктовку модных журналов, а не собственного вкуса — ну, не смешно ли? Пусть на душистых веточках колокольчик, в который вы так хотели позвонить, когда вам было пять лет, соседствует с флажками, которые клеила в детстве ваша мама, и шариками, разрисованными вашими детьми. Это и будет елка вашего общего детства.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 7817
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5472
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4644
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4234
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4226
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?