Главная Культура 00:03 25 Марта 2014 3507
Кто там скачет на смену «белогривым лошадкам»?

Телепроект «Голос. Дети» с новой силой ставит вопрос, что и как петь нашим чадам

Сергей Бирюков

Некоторые «либеральные» критики возмущались недавно Валерием Гергиевым, чей сводный всероссийский детский хор на Олимпиаде в Сочи вновь исполнил «Пусть всегда будет солнце» и другие советские песни. Оставим на их совести нападки на прекрасного композитора Аркадия Островского и поэта Льва Ошанина, в чьей песне нет ни слова о коммунизме — но проблема-то есть: что и как петь современным детям? Какие фильмы им смотреть, какие книги читать? И почему, когда дети все-таки начинают исполнять современный репертуар, они часто выглядят так неестественно, так фальшиво-взросло? Об этом — наш разговор с наставником недавно стартовавшего на Первом канале шоу «Голос. Дети», известным композитором и продюсером Максимом Фадеевым.

— Почему вы, на первый взгляд совсем не детский композитор, взялись за «Голос. Дети»?

— А Глюк’oZa — разве не детский изначально проект? На самом деле моя давняя мечта — создание большой школы для обучения детей музыке. Но не со стандартной, а очень осовремененной образовательной программой. Естественно, буду заниматься с детьми сам и привлеку талантливых педагогов с Запада, с Востока — со всего мира. Я никогда не афишировал, что пишу детские сказки, — стеснялся. А сейчас на основе одной такой сказки заканчиваем большой широкоформатный мультфильм, скоро его мировая премьера. Так что «Голос. Дети» для меня — проект далеко не случайный.

— Не коверкает ли ребенка ранее начало эстрадной карьеры? Посмотрите на ужимки иных звездочек, скажем, детского Евровидения. Эта развязность, и у взрослых-то раздражающая, у детей выглядит просто цинично.

— То, как ведет себя ребенок, зависит от родителей. Те слишком часто внушают своему чаду, что оно — лучшее и достойнейшее в мире. С родителем, адекватно оценивающим ребенка и просто поддерживающим его, подсказывающим что-то, таких проблем, думаю, никогда не возникнет. Могу сказать, что порой дети держатся гораздо достойнее и умнее, чем их родители.

— В вашем интервью, данном накануне нынешнего проекта, я прочел: хорошо, что на конкурсе не будет детской песни в ее советском понимании, всех этих «Белых облаков, белогривых лошадок». Но чем были плохи «Облака»? Или «От улыбки станет всем светлей»?

— Я не сказал, что советские детские песни плохи. Просто это песни своего времени. Которое, кстати, было и моим: я их любил, пел, люблю и сегодня. В СССР было написано огромное количество выдающихся произведений, которые учили нас добру, прививали светлые чувства. Но время идет, и мы уже далеко ушли от тех мелодико-гармонических стандартов. Для сравнения: вы видите автомобиль «Жигули» и понимаете, что это авто было прекрасно в свое время. Но сегодня от автомобилей требуются совершенно другие технические характеристики. Или вы можете спросить меня: а чем же плохи коричневые, в елочку, брюки-клеш из кримплена? И я отвечу, что носил клеш в 15–16 лет, страшно гордясь своим внешним видом: мне казалось, что я — хиппи. Но это опять же было продуктом своего времени! Русский язык — это живой организм, постоянно пребывающий в изменении. Дети уже давно не говорят так, как говорили в 80-е: достаточно изучить социальные сети... Поэтому выражение «белогривые лошадки» для них теперь звучит примитивно и совершенно несовременно.

— Но у советской песни одно несомненное достоинство: какая бы ни была, она — была. А новое время, его композиторы и музыкальные продюсеры, кажется, о детях забыли вообще.

— Раньше на детские фильмы, музыку, книжки был госзаказ. Сегодня его нет. Вот и все объяснение. Я могу писать детские песни, и уверен, многие композиторы тоже, причем на неплохом уровне. Но кто и где их будет петь? Я с большим удовольствием написал бы и детскую оперу или мюзикл. Но для этого нужны деньги. Наше Министерство культуры занято чем угодно, только не развитием детской музыкальной культуры. Уверен, никто из сотрудников этого ведомства во главе с министром не имеют никакого реального представления о современной молодежной культуре страны.

— Ваше творчество в этом плане стоит несколько особняком: у вас немало артистов (главным образом артисток), которых вы воспитали с юного возраста: Линда, Юлия Савичева, Лена Темникова и группа SEREBRO, наконец, Наташа Ионова — та самая Глюк’oZa. Чему главному их научили вы? А чему — они вас?

— Первую часть вопроса, мне кажется, лучше адресовать самим артистам. По поводу второй — они мешали мне черстветь, заставляли оставаться искренним. Возвращали мне естественную улыбку, доверие. Вот главное, чем ценно общение с ребенком. За 25 лет работы я сделал вывод: все артисты в какой-то момент начинают воспринимать себя как истину в последней инстанции. В психологии это называют «манией величия». Настигает она всех и каждого без исключения. Но своим артистам я стараюсь указать на эту опасность как можно раньше и подсказать им пути, как ее избежать. Поэтому многие в нашей сфере считают, что мои артисты — одни из самых адекватных. Но бывали случаи, когда и мне не удавалось достучаться до артиста, и он продолжал воспринимать себя как центр вселенной. Отсюда — все трагедии: алкоголизм, наркомания и прочее.

— Помните моменты, когда испытывали наибольшую гордость за своих учеников? А когда стыд?

— Моя проблема в том, что я — идеалист. Всегда и во всем пытаюсь добиться безупречного результата. Но люди — не роботы. И сколько бы ты ни вкладывал в артиста душу, сердце, мысли, все равно можешь не получить желаемого результата. И это ощущение несовершенства преследует меня постоянно. Конечно же, я испытываю за артистов гордость, когда у них получается то, что, казалось бы, вообще невозможно сделать. К примеру, когда Юля Савичева, участвуя в шоу «Один в один», исполняла роли Пугачевой и Гурченко — я плакал. Конечно, я был в ней уверен. Но то, как она это сделала, превзошло все мои ожидания. Или, к примеру, Ольга Серябкина из группы SEREBRO. Если помните, когда группа только начинала — она была самой незаметной из всех трех. А теперь выросла в ярчайшую звезду, которая пишет тексты почти ко всем моим песням на русском и английском языках. Которая уже делает собственный проект HOLLY MOLLY. При этом я всегда вижу: а можно было бы еще «дожать» вот тут и вот тут. Возможно, это какой-то комплекс из детства. Мой отец всегда учил меня: «Сомневайся! Это — главный двигатель!» Только сомневаясь, я побеждал.

— Какими качествами должны обладать ваши подопечные? Почему с кем-то вы вместе до сих пор, а, скажем, Линда или Катя отдалились?

— Я всегда требую только одного — быть совершенно честным и искренним со зрителем. Даже если во время концерта проскальзывают фальшивые ноты, это легко исправимо. Но главное — в том, чтобы у тебя не проскальзывали фальшивые чувства!.. С Линдой дело не в том, что ей чего-то не хватило. Просто она пошла своим путем — это было наше общее решение. Самое объективное — результат. Посмотрите, какие песни Линда пела, когда мы работали вместе, и что она поет сегодня. А человек остался прежним — изменилось наполнение. Сосуд можно наполнить свежим красным вином, а можно — скипидаром. И то, и другое — жидкость, но какая разница!

— Наверное, больше всего времени вы провели с Наташей Ионовой?

— Все-таки — с Юлей Савичевой, которая, лежа у меня на коленках маленьким свертком, когда ей было два месяца, описала мои любимые вельветовые брюки. А я в этот момент сочинял песню «Танцуй на битом стекле». Такой вот небольшой экскурс в историю. Что касается Наташи Ионовой — она всегда мне казалась удивительной и очень сумасшедшей. Напоминала мне — меня самого: дерзостью, желанием побеждать, бескомпромиссностью по многим вопросам. Такой сорняк, который расцвел. Как и я, она росла на улице, среди шпаны и разных искушений. Всегда с восхищением наблюдал за тем, как она побеждает или с каким достоинством проигрывает. И в тех и в других случаях ей всегда было всего мало.

— Знаю, что тот мультфильм, о котором вы говорили, назван в честь вашего сына Саввы. А чему научил вас он?

— Мультфильм сделан не в его честь, а по мотивам нашего с ним разговора. Когда Савве было 7 лет, он спросил меня: «А правда ли, что солнце когда-то погаснет?» «Конечно, — сказал я. — Нет ничего вечного» — «А Бог?» Сложно передать, что я испытал в тот момент, — наверное, ближе всего это было к глубокому конфузу. И я ответил: «Да, Бог — это единственное, что вечно». «А сердце?» — спросил он. Я отозвался: «Конечно, нет. Сердце бьется, но однажды останавливается, оно всегда в конце концов останавливается». Задумавшись, мой семилетний сын посмотрел на меня и спросил: «А у Бога есть сердце?» Опять же, не могу передать свои чувства, они были очень смешанные... Что на это ответить? И в этот момент у меня родилась сказка, по которой и был сделан мультфильм. Этот наш диалог там есть. Поэтому мультфильм и называется «Савва».

— Прочел в вашем интервью: «Научить петь нельзя». А разве ваши родители-музыканты не учили своего сына пению? Разве этому не учили в музыкальной школе?

— Еще раз повторю — научить петь нельзя. Готов это доказать любому. Мы рождены с этим умением. Или с неумением. Научить можно только правильно дышать при звукоизвлечении. Это — мое глубочайшее убеждение. Женщина, которую считаю одной из самых выдающихся на земле, — великая Галина Вишневская, мой кумир. У нас с ней было много разговоров насчет того, возможно ли учить петь. Ведь человек поет душой — так, как пела она сама. А она нигде не училась. И всегда учила только чувствовать и дышать. Я с ней в этом полностью согласен. Но на нашей певческой сцене я больше не вижу ни одного такого человека. Во мне несколько великих женщин вызывают ощущение восторга и гордости. Это — Вишневская, Плисецкая и Винер. Для меня они похожи в своем очень правильном подходе к ученикам. Несмотря на то, что профессии у них совершенно разные. Если бы реально можно было научить петь, у нас бы все были выдающимися певцами. Но это же не так. Пугачева — одна, Вишневская — тоже одна.

— Как победить в себе жалость, когда приходится отсеивать ребенка?

— Скажу честно, для меня каждый такой случай — драма, я очень переживал за каждого малыша. Такой опыт у меня — впервые в жизни. Ночами не спал. Но я пытался потом разговаривать с этими детьми за кулисами. Некоторым помогаю и сегодня — советом, делом. Потому что, конечно, чувствую свою ответственность перед ними.

— Вы в последние годы, в отличие от других композиторов вашего ранга (Матвиенко, Меладзе и других), отдалились от Москвы, главных телеканалов, долго уединялись на Бали. Просто, как вы сами говорили, хотелось сосредоточиться на опере «Страсти Христовы»? Или были и иные причины отстраниться от тусовки?

— «Страсти Христовы» я делаю до сих пор. И буду делать еще какое-то время — из-за той самой привычки постоянно сомневаться. Она — и мой двигатель, и мой бич. А что касается остального — мне действительно было важно сосредоточиться на себе, почувствовать себя. Одно время, увлекшись похождениями по телеканалам, я растерял себя во всех этих бесконечных ток-шоу, где спорят о пустом. Поняв, насколько это мне мешает, я уехал на Бали. И, кажется, сосредоточился там хорошо, потому что группа SEREBRO с некоторых пор стала популярна во всем мире, это легко проверить, заглянув в мировые чарты. «Mimimi» — самая популярная среди детской аудитории песня в Америке. Думаю, этот результат дала как раз моя сосредоточенность на музыке, а не на собственном пиаре.

— Верите ли вы в то, что проекты вроде «Голоса» или «Голос. Дети» смогут изменить облик нашей популярной музыки? Ведь эксперты утверждают: по-прежнему в России самый кассовый певец — это Григорий Лепс, а самый востребованный жанр — шансон. А ребят с «Голоса» один известный концертный деятель назвал «караоке с очень хорошими голосами». На корпоративах же нужно не качественное караоке, а веселые мотивчики, знакомые лица звезд («Он самого Филиппа смог пригласить — значит, богат!») и много водки.

— Проекты вроде «Голоса» вряд ли изменят что-то, кроме рейтингов канала во время его трансляции. Возможно, будут какие-то локальные вспышки (вроде Антона Беляева или Тины Кузнецовой). Но они очень быстро пройдут, и все останется по-прежнему. Шоу-бизнес в России существует по законам, которые сейчас изменить невозможно. Вот вы говорите: «Эксперты утверждают». Мне очень интересно — а есть у нас эксперты по поп-музыке? Назовите мне их, я был бы счастлив узнать их имена.

А всерьез — думаю, лет через 10 (может, чуть раньше) в связи с технологическим прогрессом российский шоу-бизнес вдруг поймет, что он давно уже — позади планеты всей.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3501
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3430
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3219
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?