На залитой солнцем зеленой поляне в радостном состоянии особой душевности началась эта церемония. В ней ощущался дух единения прибывших сюда людей, что делало ее похожей на большое семейное торжество. Так, наверное, и замышлял Савва Васильевич Ямщиков, чьими стараниями и возникла эта премия.
В этом году оргкомитет премии сфокусировал свое внимание на защитниках музеев-заповедников. Ведь в России еще остались Кусково, Архангельское, Абрамцево, Ясная Поляна и прочие дорогие сердцу места, что удалось сохранить отнюдь не только благодаря знаменитым именам их обитателей.
Праправнук Льва Николаевича, московский журналист Владимир Толстой, когда-то написавший в «Комсомолке» про незаконное строительство и вырубку лесов на территории усадьбы своих пращуров, не ожидал, что возрождение музея-заповедника станет делом всей его жизни. И вот Владимир Толстой, экс-директор мемориального заповедника «Ясная Поляна», а ныне советник президента РФ по культуре и искусству, стал лауреатом премии в номинации «Возрождение».
— Много лет назад, возвращаясь с Байкало-Амурской магистрали, которую строил, я целую неделю смотрел на Россию с верхней полки плацкартного вагона, — вспоминает Ярослав Мельник, доктор филологии из университета Ивано-Франковска, победивший в номинации «Доброхотство». — Полуразрушенные церкви, купола без крестов: Уже из дому я написал Семену Степановичу Гейченко, предложил свою помощь. «Приезжайте, работа у вас будет», — был его ответ. Вот уже 25 лет привожу сюда студентов-волонтеров. Но без нашего доброго пастыря, Георгия Николаевича Василевича, сменившего Гейченко на посту директора Пушкинского заповедника, тропинка с Западной Украины в Михайловское давно бы заросла:
Последние хозяева усадьбы Архангельское, князья Юсуповы, предчувствуя, что род их прервется, завещали имение всем нам, своим соотечественникам. Так вместе с усадьбой нам досталась и липовая аллея славы в память о воинах, павших в боях Отечественной войны 1812 года. А в
— Поражает, как одна из лучших в мире коллекций произведений искусства, один из лучших архитектурно-парковых ансамблей страны оказался в таком унизительном положении, когда вся его территория продана и сдана в аренду, когда у всех на глазах ведется незаконная застройка. Нам приходилось бороться не только с застройщиками и Министерством обороны, но и с высокопоставленными чиновниками в правительстве. Слава богу, усилиями общественности мы не дошли до точки невозврата, у музея есть будущее. Но то, что происходит сегодня в Московской области, можно назвать одним словом: катастрофа. Застройка и уничтожение общенациональных святынь продолжается. Безумное многоэтажное строительство в Новом Иерусалиме, где местные власти плюют на общественное мнение и закон. Уничтожение зон охраны древнего Радонежа, древней усадьбы Киреева: А на месте фамильного некрополя Мамонтовых, на месте захоронения архитектора Виктора Гартмана, одного из родоначальников русского стиля, уже спроектировано строительство мусороперерабатывающего завода:
Если использовать математическую формулу отрицания — чего бы мы могли сегодня не иметь, — то мы могли бы не иметь мемориальный музей-усадьбу Софьи Ковалевской в Полибино. И то, что он есть, — заслуга Валентины Румянцевой, еще одного лауреата в этой номинации, совершавшей свой подвиг целых 40 лет.
Лауреатами в номинации «Историческая память» стали Елена Шатковская, директор федерального национального парка «Кенозерск», и архитектор-реставратор Вера Лебедева. Вера Алексеевна была первым архитектором, кого в
Лауреатом в номинации «Созидание» стала генеральный директор Государственного историко-культурного и художественного музея-заповедника из Елабуги Гульзада Руденко. В номинации «Возвращение» — директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова Наталья Грамолина. В номинации «Предприниматель» — руководитель Группы компаний «Пчелка», бизнесмен из Великого Устюга Вологодской области Василий Перевалов.
Это и про них написал Александр Сергеевич бессмертные строки: «Два чувства дивно близки нам, / В них обретает сердце пищу: / Любовь к родному пепелищу, / Любовь к отеческим гробам. / На них основано от века/ По воле Бога самого / Самостоянье человека, залог величия его. / Животворящая святыня, / Земля была б без них мертва; / Без них наш тесный мир — пустыня, / Душа — алтарь без божества!»
Каждый памятник, доживший до наших дней, сохранился и благодаря подвигу людей из особой касты — Хранителей наследия.
115 заявок было подано на участие в конкурсе за 4 года его существования. 38 человек стали лауреатами