Главная Культура 14:08 26 Апреля 2018 8792
Ну и «Ню»!

Программа Московского кинофестиваля порадовала разнообразием: от интимного дневника до эпической фрески

Леонид Павлючик
Фильм американки Клер МакКарти «Офелия» - один из самых красивых на фестивале. Фото с сайта kinopoisk.ru

Из всех искусств для нас важнейшим является футбол. Во всяком случае, стартующий в июне чемпионат мира по этому популярнейшему виду спорта оттеснил на второй план «чемпионат мира по кино», то есть Московский международный фестиваль, который на протяжении многих лет тоже проходил в июне. В нынешнем году, чтобы не рвать надвое сердца болельщиков и кинозрителей (нередко это одни и те же люди), кинофорум решено было перенести на апрель. Это решение оказалось, как минимум, спорным…

Смена фестивальных сроков – всегда рискованный шаг. Многие кинозрители, судя по всему, о переносе ММКФ на более ранние даты даже не узнали. В городе, обильно завешанном рекламой концертов эстрадных звезд, лично мне так и не удалось встретить ни одного плаката, ни одной растяжки, посвященной юбилейному, сороковому по счету кинористалищу. И даже на фронтоне кинотеатра «Октябрь» – главной фестивальной площадки – не было никаких намеков на то, что здесь проходит крупный международный кинофорум.

Молчали о предстоящем событии и наши главные телевизионные каналы – никакой дополнительной рекламной артподготовки руководством ММКФ, судя по всему, не было запланировано. В итоге Большой зал кинотеатра «Октябрь», где для публики показывали конкурсные фильмы и лакомые внеконкурсные хиты, был на многих киносеансах заполнен в лучшем случае наполовину, а то и на четверть.

Это тем более обидно, что фестивальные отборщики, невзирая на сжатые сроки, в этом году не на шутку расстарались. В орбиту ММКФ попало более 200 фильмов – начиная от знаменитых, как правило, не шедших на наших экранах картин шведского классика Ингмара Бергмана, который был удостоен большой персональной ретроспективы, и заканчивая новыми яркими европейскими, азиатскими, американскими фильмами, которые неизвестно когда, а возможно, и никогда не выйдут в наш прокат.

ММКФ давно уже воспринимается массовым сознанием, как некий Фестиваль фестивалей, на котором можно увидеть фильмы-победители Каннского, Берлинского, Венецианского, Монреальского и ряда других престижных международных фестивалей. Так было и в этот раз. Зрители смогли увидеть «Фокстрот» Самуэля Маоза, «Профайл» Тимура Бекмамбетова, «Моего брата зовут Роберт и он идиот» Филипа Гренинга, «Между стеллажей» Томаса Штубера, «Барбару» Матье Амальрика и еще десятки фестивальных хитов. Но самое интересное, что в этом году не подкачал и конкурс, который по регламенту должен быть сформирован из «девственных», не засвеченных на других киносмотрах картин.

В прошлые годы отборщики ММКФ дожидались, когда сформирует свою программу Каннский фестиваль, который проходит в мае, а уже потом начинали подбирать оставшиеся крохи с этого привычно богатого кинематографического стола. Перенос фестиваля на апрель заставил команду ММКФ играть на опережение, искать кинематографические новинки по всему миру – начиная от Новой Зеландии, откуда в конкурс попала человечная, выразительная по киноязыку картина «Заблудшие», рассказывающая о встрече двух маргиналов, «двух одиночеств», и заканчивая во всех смыслах близким нам постсоветским пространством, на котором давно сформировались яркие национальные кинематографии.

Да и в самой России, помимо Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловска, появились новые киношколы. Например, в Башкирии, Татарстане, Якутии, где нынче снимается яркое, самобытное кино. Якутия, в частности, делегировала в конкурс картину «Царь-птица» – неторопливую и немногословную притчу о двух стариках, на заре советской власти доживающих свой век в одинокой хижине. К ним повадился прилетать орел. По якутским традициям – это священная птица, ее нельзя прогонять, можно только задабривать. Ради этого старики забивают бычка, кормят орла свежим мясом.

Кончаются эти подношения тем, что в самые лютые холода орел поселяется в доме у стариков. Но ближе к весне орел просится на волю и в знак благодарности приносит старикам свою добычу. Этот мудрый круговорот жизни, единство человека и окружающей его живой природы нарушают большевики, убивающие священную птицу. Социальная реальность, вторгаясь в фольклорные, поэтические мотивы, придает рассказанной истории объем, второе измерение. Думаю, эта скромная дебютная картина – вполне достойный участник борьбы за фестивальные награды.

Впрочем, с не меньшими основаниями могли бы претендовать на призы ММКФ и изысканно-мрачноватая казахская антиутопия «Ночной Бог», отсылающая зрительскую память к кинематографу Тарковского, Ангелопулоса, к «Божественной комедии» Данте. И пронизанная насмешливым антивоенным пафосом южнокорейская притча «Воспоминания о солдате», главный герой которой похож то ли на бравого солдата Швейка, то ли на русского Иванушку-дурачка, смерть которого обнажает всю нелепость идущей в фильме войны неизвестно кого с неизвестно кем. И точная, суховатая, как медицинский диагноз, узбекская драма «Стойкость», рассказывающая о бывшем афганце, который, узнав о смертельной болезни, спешит достойно закончить трудные, откладывавшиеся до поры до времени земные дела.

К фестивальным удачам я бы отнес и латвийскую картину «С пеной у рта», замысловато рифмующую заболевших бешенством городских собак с бешенством человеческого социума. И яростный, прокаленный безжалостным солнцем и накалом классовой ненависти португальский «Гнев», напоминающий своей черно-белой эстетикой патетические кинополотна Довженко и Эйзенштейна. И многофигурную, масштабную российско-армянскую фреску «Спитак», рассказывающую о страшном землетрясении в Армении, унесшем 25 тысяч жизней. И американскую «Офелию» – красивую, изящную фантазию на темы Шекспира. И норвежскую картину «12-й человек», о которой, впрочем, стоит рассказать особо…

Норвежский фильм о войне «12-й человек» - достойный претендент на серьезные награды ММКФ. Фото с сайта kinopoisk.ru

В основе сюжета – реальная судьба бойца норвежского Сопротивления Яна Болсруда, который в составе диверсионного отряда отправился из Великобритании к берегам своей родины, оккупированной фашистами. Миссия потерпела неудачу еще в море: корабль был атакован немцами, спастись от смерти и плена удалось одному только Яну. Раненный в стопу, он переплыл зимний залив, выбрался на берег, ушел от фашистской облавы. А дальше на протяжении 63 дней с помощью норвежских рыбаков, крестьян, охотников, которые передавали его друг другу, как символ и знамя сопротивления, Ян пробирался через фашистские посты, через горы и леса в нейтральную Швецию.

Ночевал в сторожках и пещерах, голодал и мерз, превратился, по сути, в бесплотную мумию, охотничьим ножом отрезал себе гангренозные пальцы на ногах, но выжил назло врагам. По масштабу и суровой выразительности съемок норвежский фильм вполне сопоставим с оскароносным «Выжившим», но «12-й человек» в постановке Харальда Цвайта понравился мне куда больше. Это размашистое, мощное, эмоционально захватывающее зрительское кино, и хорошо, что оно оказалось в конкурсе ММКФ, не одним же артхаусом потчевать фестивальную публику…

Особый интерес и даже ажиотаж вызвало появление в конкурсе картины «Ню» в постановке певицы, актрисы, а теперь и режиссера Ян Гэ. Выпускница ВГИКа (мастерская Сергея Соловьева), а нынче актриса Гоголь-центра, она на протяжении полутора лет втайне от своих учителей и коллег снимала автобиографическую ленту о поисках утраченной любви. Получился своеобразный интимный дневник «русской китаянки», которая на протяжении полутора часов обнажает на экране не только свое тело (достаточно, впрочем, деликатно), но и душу.

Искусно снятая и смонтированная, не лишенная тонкой наблюдательности и мягкого юмора, лента Ян Гэ вызвала на фестивале яростные споры. Одни посчитали, что место этой камерной, скромной, ученической работы – на смотрах дебютного кино, а не на ММКФ, который является фестивалем класса А. Другие уверены, что «Ню» освежила чересчур серьезный, а местами даже мрачноватый конкурс обаянием молодости и творческой дерзости.

Разумеется, были в конкурсе и картины серые, а то и провальные, наподобие аляповатого мистического триллера «Неаполь под пеленой» в постановке турецкого режиссера Ферзана Озпетека, который по недоразумению открывал фест. Но в целом международному жюри в этом году, как мне кажется, было из чего выбирать. Это и есть главный итог юбилейного ММКФ. А как члены жюри разложили призовой пасьянс, согласились ли они с оценками кинобозревателя «Труда» – об этом, к сожалению, станет известно после того, как номер нашей газеты отправится в печать.

P. S. Победой российского кино завершился Московский кинофестиваль. Все три отечественные картины, участвовавшие в конкурсе, получили награды. Якутский фильм «Царь-птица» в постановке Эдуарда Новикова завоевал Гран-при 40-го ММКФ «Золотой Георгий». Призом «Серебряный Георгий» за лучшую режиссуру награжден Александр Котт, постановщик фильма «Спитак». Специального приза жюри удостоен фильм «Ню», который поставила дебютантка, китаянка по происхождению, нынче актриса Гоголь-центра Ян Гэ.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12398
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7801
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7531
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6823
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6587
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?