Главная Культура 00:14 26 Июля 2019 1236
Возвращается предвоенная тревога

Молодой режиссер Александр Золотухин с первым же фильмом ворвался в высшую кинематографическую лигу

Нина Катаева
Кадр из фильма «Мальчик русский» с сайта kinopoisk.ru

Открытием недавнего фестиваля «Кинотавр» стал фильм Александра Золотухина «Мальчик русский», представленный в конкурсе «Дебют». Дипломная лента молодого режиссера, сделанная в мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете, воссоздает события Первой мировой войны. История крестьянского юноши, ушедшего на фронт и в первом же бою потерявшего зрение после газовой атаки, была удостоена первого приза на кинофестивале в Пекине, Гран-при на смотре молодого кино в Тегеране, ее тепло встретили на Берлинале и на фестивале «Русское кино» в Париже. Как пришел Александр к столь раннему и впечатляющему успеху, какие темы считает главными для себя?

— Александр, вы семь лет работали над сценарием, за это время мир отметил столетний юбилей «великой войны». Круглая цифра сыграла роль в выборе сюжета?

— Да нет, замысел появился задолго до памятных мероприятий. Столетняя дата в какой-то степени даже расстроила меня, поскольку лишила нашу заявку неожиданности и оригинальности. Но, с другой стороны, все юбилейные погружения в историю, происходившие вокруг, позволили и нам получить доступ к новым источникам.

— Как вообще родилась эта история с тихим солдатом Алешей?

— Все началось с того, что я увидел в интернете фотографии акустических локаторов, с помощью которых работали слухачи — те, кто «слушал небо», определяя по звуку приближение вражеских самолетов. Замысел заключался в том, чтобы рассказать о людях на Первой мировой, которая стала спусковым крючком для целой цепочки трагических событий, захвативших полмира. И все это выпало на долю одного поколения. Мне захотелось понять, что это за люди, каково им было выжить в историческом хаосе. Как они говорили, двигались, что чувствовали? Ведь война наряду с жестокостью, яростью и гневом из-за постоянной близости смерти проявляет в людях и жертвенную братскую любовь, и теплоту. Интересно было с этой стороны взглянуть на экстремальные обстоятельства.

Делая героем крестьянского паренька, который из-за потери зрения стал слухачом, мы опирались на традиции русской классической литературы с ее особым вниманием к маленькому человеку, внешне слабому, но способному с тихим мужеством сопротивляться обстоятельствам. Особенно помогал в создании образа «мальчика русского» Толстой. Очень важны для меня «Севастопольские рассказы», прежде всего самой интонацией, с какой Лев Николаевич ведет повествование, где доминируют не пафос, а уважение и сострадание.

— Что более всего поразило вас при изучении событий Первой мировой?

— Она вывела на сцену людей с особой внешностью, пластикой, манерой поведения. Война — это прежде всего ежедневный тяжкий быт: они копают, строят, таскают пушки и бревна, и всего этого в их жизни гораздо больше, чем самих боев и героизма. Чудовищны описания газовых атак на Западном фронте. Лес после такой атаки — жуткая липкая масса с расплавившимися стволами, облепленными зеленью. Газ тяжелее воздуха, он скапливался внизу, и солдаты в окопах задыхались и погибали первыми. Другие пытались их вытащить, сажая умирающих себе на плечи. Есть такое апокалиптическое свидетельство: газ рассеялся, и из окопов стали подниматься мертвецы, сидящие на плечах полуживых товарищей по оружию...

— У вас есть сцена, где офицер хлещет стеком по рукам слепого солдата, по ошибке севшего за офицерский стол. Не перебор ли?

— Ну, во-первых, не нужно воспринимать каждую экранную персону, в частности этого офицера со стеком, как обобщающий образ. А во-вторых, вы, вероятно, романтизируете царскую армию. Добролюбие всегда существовало в русской воинской традиции, но и несправедливости и жестокости хватало. Почитайте классиков, того же Куприна, да пересмотрите наконец «Броненосец «Потемкин»...

На показе в Париже к нам подошла женщина, из эмигранток, благодарила за фильм и, отметив сцену наказания, сказала, что на самом деле все было гораздо жестче. Заметьте, это слова правнучки белого офицера.

— Как вы нашли исполнителя на столь необычную главную роль?

— Володя Королев — непрофессиональный актер, человек с трагической судьбой, талантливый парень. Он из Санкт-Петербурга, вырос в детдоме. Там мы его и нашли. На эту роль пробовались много молодых ребят, но все они выглядели слишком сегодняшними, за ними не чувствовалось прожитой судьбы. А люди начала ХХ века взрослели гораздо раньше, это и сейчас видно по фотографиям. Такая взрослость была и в Володе, притом что парень он открытый, наивный, чистый, тянущийся к людям. Многие отмечают, как менялось Володино лицо в моменты потрясений и физических страданий персонажа, — оно на глазах старело. Делал он это, как говорят, «на таланте».

— Вашего фильма не было бы без музыки Рахманинова, которая идет параллельным планом — мы попадаем на репетицию современного оркестра и при этом удивительным образом погружаемся в атмосферу рокового времени...

— А в Третьем фортепианном концерте, написанном Сергеем Васильевичем в 1909 году, несомненно, есть предчувствие войны. Мощная, страстная музыка и сегодня несет в себе ни с чем не сравнимый эмоциональный заряд. Представьте, как поражала она тогдашних слушателей, ничего подобного прежде не слышавших. В фильме звучат и «Симфонические танцы» Рахманинова, написанные в начале Второй мировой войны, и в них еще яростнее вскипает тревога перед грядущими страшными событиями. На этом, собственно, композиторское творчество Рахманинова завершилось. Ничего более сильного после этой «последней вспышки» (его собственные слова о «Симфонических танцах») он сказать уже не мог, да и жизни ему оставалось совсем немного...

— В последнее время сразу несколько выпускников мастерской Александра Сокурова громко заявили о себе на самых серьезных кинофестивалях — Кантемир Балагов, Владимир Битоков, Кира Коваленко, вы: В чем секрет успеха?

— Наша мастерская в Нальчике была экспериментальной, все пять лет педагоги приезжали к нам на занятия из Санкт-Петербурга. Но главное, без всякого сомнения, — это фигура мастера. Александр Николаевич разбудил наше внутреннее «я», заложил фундаментальные гуманитарные идеи, которые, как якорь, останутся с нами на всю жизнь. Встретить такого наставника — громадное счастье.

— Воссоздавая образы той, старой армии и событий столетней давности, не имели ли вы в виду нечто параллельное в сегодняшней жизни?

— Если вы об армейских порядках, то нет, сегодня они совершенно другие. А вот тревога, похожая на ту, что витала в воздухе в начале ХХ века, к нам вернулась. За прошедшее столетие технологии смертоубийства шагнули далеко вперед, а милитаристские лозунги продолжают звучать со всех сторон света. И нас, создателей фильма, и музыкантов, которые играют произведения Рахманинова, это очень волнует.

Почему уволили народного артиста России дирижера Мурада Аннамамедова

Сергей Бирюков
Труд
Дирижирует Мурад Аннамамедов. Фото из личного альбома

Из Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра уволен его лидер Мурад Аннамамедов. Что делать, дирижеры меняются, оркестры остаются, скажете вы? Ну а если это дирижер, который за 30 лет работы...

Культура 00:07 / 13 Сентября 2024 11804
Этот туман похож на обман

Что общего между Васильевским островом и Аравийской пустыней?

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото автора

Васильевский остров даже по питерским меркам — место особенное. Здешние жители никогда не спутают его с другими островами, для них пере-ехать жить на соседнюю Петроградскую сторону — все равно что эмигрировать....

Культура 00:03 / 13 Сентября 2024 10604
Дорожный романс

Кинорежиссер Владимир Грамматиков совершил сентиментальное путешествие в свое послевоенное детство

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Смотри на меня!» Владимира Грамматикова. Это возвращение режиссера на большой экран после длительного перерыва. Мастер, подаривший нам когда-то детские хиты «Усатый нянь», «Шла...

Премьер Большого театра задумал превратить проект телеканала «Россия-Культура» в империю танца всероссийского охвата

Екатерина Беляева
Труд
Танец - это прежде всего радость, убежден Игорь. Фото предоставлены телеканалом «Россия-Культура»

На телеканале «Россия-Культура» стартовал шестой сезон проекта «Большие и маленькие». В течение восьми субботних вечеров зрители смогут следить за перипетиями конкурса детской и юношеской хореографии....

А также искреннего, любовного отношения к зрителю, убежден лидер «Сатирикона»

Анна Чепурнова
Труд
В «Сатириконе» зрителя встречают с любовью. Фото предоставлено театром «Сатирикон»

В октябре театр «Сатирикон» отметит 85-летие. Эти годы вместили и огромную народную любовь в пору, когда коллектив еще назывался Ленинградским театром миниатюр, а у его руля стоял Аркадий Райкин, и острый...

Культура 00:06 / 20 Сентября 2024 8027
Софи Лорен. Недосягаемая

Итальянская актриса до сих пор остается эталоном вкуса и стиля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Людская молва приписывала Софи Лорен роман с Марчелло Мастроянни. Но она не давала повода для сплетен. Фото: globallookpress.com

Великой и прекрасной Софи Лорен — обладательнице двух «Оскаров», пяти «Золотых глобусов», призов Венецианского, Каннского, Берлинского, Московского фестивалей — 20 сентября исполняется...

Культура 00:03 / 27 Сентября 2024 7924
Девушка в бикини

Роли, мужья, любовники и любимые животные Брижит Бардо

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © ©Beitia Archives, globallookpress.com

Она ненавидит свои дни рождения. Старается о них не вспоминать. Тем не менее 28 сентября Брижит Бардо — актрисе, фотомодели, певице, писательнице, бунтарке и секс-символу 1960-х — исполняется 90 лет....

Как пояснила спикер внешнеполитического ведомства Мария Захарова, у Зейналовой, помимо журналистского образования, есть и красный диплом Дипакадемии МИД 

Ирада Зейналова. Кадр телеканала НТВ

Популярная телеведущая Ирада Зейналова назначена послом России в Республике Маврикий. Соответствующий указ в пятницу, 13 сентября, подписал президент РФ Владимир Путин. На этом посту 52-летняя Зейналова сменила Константина Климовского, работавшего...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 7365
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Наконец-то нам представилась возможность познакомиться с жизнью разведчиков-нелегалов, что называется, из первых уст

Сергей Беднов
Труд
НТВ показывает сериал «Русские», основанный на автобиографической книге полковника СВР Елены Вавиловой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Работа разведчиков-нелегалов окрашена романтическим флером. Иногда даже возникает вопрос: а они на самом-то деле существуют или придуманы Ле Карре? Существуют! НТВ показывает сериал «Русские», основанный на автобиографической...

Культура 00:18 / 20 Сентября 2024 6000
Как хорошо мы плохо жили

Эта строчка из Бориса Рыжего объемно характеризует взгляды режиссеров, снимающих фильмы о нашем недавнем прошлом

Сергей Беднов
Труд
Сериал «Хор», рассказывающий историю знаменитого музыкального коллектива времен «дорогого Леонида Ильича», не исключение. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Эта строчка из Бориса Рыжего в данном контексте никак не связана с байопиком о поэте, не вышедшим на экран. Просто она объемно характеризует взгляды режиссеров, снимающих фильмы о нашем недавнем прошлом...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Культура 13:50 / 17 Сентября 2024 5392
С любовью о Москве

В библиотеке имени И. А. Бунина на Пресне открылась персональная выставка Анны Стриженко «Как прекрасен этот мир»

Ирина Свиридова
Анна Стриженко: Скетчинг открывает простор для творчества

Мудрые люди называют художников летописцами. Картины столичного художника-графика Анны Стриженко, члена Творческого союза профессиональных художников, лучшее тому подтверждение. Она родилась и выросла в Москве, очень любит свой родной Басманный...

Проект объединит материалы из 30 музеев и частных коллекций 

Фото: https://rosizo.ru

В среду, 18 сентября государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО в Москве откроет экспериментальную выставку «Форма-арт. Свет», где в центре экспозиции будут не экспонаты, а форма их подачи. Проект будет посвящен архитектуре...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?