Главная Культура 00:14 26 Июля 2019 1212
Возвращается предвоенная тревога

Молодой режиссер Александр Золотухин с первым же фильмом ворвался в высшую кинематографическую лигу

Нина Катаева
Кадр из фильма «Мальчик русский» с сайта kinopoisk.ru

Открытием недавнего фестиваля «Кинотавр» стал фильм Александра Золотухина «Мальчик русский», представленный в конкурсе «Дебют». Дипломная лента молодого режиссера, сделанная в мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете, воссоздает события Первой мировой войны. История крестьянского юноши, ушедшего на фронт и в первом же бою потерявшего зрение после газовой атаки, была удостоена первого приза на кинофестивале в Пекине, Гран-при на смотре молодого кино в Тегеране, ее тепло встретили на Берлинале и на фестивале «Русское кино» в Париже. Как пришел Александр к столь раннему и впечатляющему успеху, какие темы считает главными для себя?

— Александр, вы семь лет работали над сценарием, за это время мир отметил столетний юбилей «великой войны». Круглая цифра сыграла роль в выборе сюжета?

— Да нет, замысел появился задолго до памятных мероприятий. Столетняя дата в какой-то степени даже расстроила меня, поскольку лишила нашу заявку неожиданности и оригинальности. Но, с другой стороны, все юбилейные погружения в историю, происходившие вокруг, позволили и нам получить доступ к новым источникам.

— Как вообще родилась эта история с тихим солдатом Алешей?

— Все началось с того, что я увидел в интернете фотографии акустических локаторов, с помощью которых работали слухачи — те, кто «слушал небо», определяя по звуку приближение вражеских самолетов. Замысел заключался в том, чтобы рассказать о людях на Первой мировой, которая стала спусковым крючком для целой цепочки трагических событий, захвативших полмира. И все это выпало на долю одного поколения. Мне захотелось понять, что это за люди, каково им было выжить в историческом хаосе. Как они говорили, двигались, что чувствовали? Ведь война наряду с жестокостью, яростью и гневом из-за постоянной близости смерти проявляет в людях и жертвенную братскую любовь, и теплоту. Интересно было с этой стороны взглянуть на экстремальные обстоятельства.

Делая героем крестьянского паренька, который из-за потери зрения стал слухачом, мы опирались на традиции русской классической литературы с ее особым вниманием к маленькому человеку, внешне слабому, но способному с тихим мужеством сопротивляться обстоятельствам. Особенно помогал в создании образа «мальчика русского» Толстой. Очень важны для меня «Севастопольские рассказы», прежде всего самой интонацией, с какой Лев Николаевич ведет повествование, где доминируют не пафос, а уважение и сострадание.

— Что более всего поразило вас при изучении событий Первой мировой?

— Она вывела на сцену людей с особой внешностью, пластикой, манерой поведения. Война — это прежде всего ежедневный тяжкий быт: они копают, строят, таскают пушки и бревна, и всего этого в их жизни гораздо больше, чем самих боев и героизма. Чудовищны описания газовых атак на Западном фронте. Лес после такой атаки — жуткая липкая масса с расплавившимися стволами, облепленными зеленью. Газ тяжелее воздуха, он скапливался внизу, и солдаты в окопах задыхались и погибали первыми. Другие пытались их вытащить, сажая умирающих себе на плечи. Есть такое апокалиптическое свидетельство: газ рассеялся, и из окопов стали подниматься мертвецы, сидящие на плечах полуживых товарищей по оружию...

— У вас есть сцена, где офицер хлещет стеком по рукам слепого солдата, по ошибке севшего за офицерский стол. Не перебор ли?

— Ну, во-первых, не нужно воспринимать каждую экранную персону, в частности этого офицера со стеком, как обобщающий образ. А во-вторых, вы, вероятно, романтизируете царскую армию. Добролюбие всегда существовало в русской воинской традиции, но и несправедливости и жестокости хватало. Почитайте классиков, того же Куприна, да пересмотрите наконец «Броненосец «Потемкин»...

На показе в Париже к нам подошла женщина, из эмигранток, благодарила за фильм и, отметив сцену наказания, сказала, что на самом деле все было гораздо жестче. Заметьте, это слова правнучки белого офицера.

— Как вы нашли исполнителя на столь необычную главную роль?

— Володя Королев — непрофессиональный актер, человек с трагической судьбой, талантливый парень. Он из Санкт-Петербурга, вырос в детдоме. Там мы его и нашли. На эту роль пробовались много молодых ребят, но все они выглядели слишком сегодняшними, за ними не чувствовалось прожитой судьбы. А люди начала ХХ века взрослели гораздо раньше, это и сейчас видно по фотографиям. Такая взрослость была и в Володе, притом что парень он открытый, наивный, чистый, тянущийся к людям. Многие отмечают, как менялось Володино лицо в моменты потрясений и физических страданий персонажа, — оно на глазах старело. Делал он это, как говорят, «на таланте».

— Вашего фильма не было бы без музыки Рахманинова, которая идет параллельным планом — мы попадаем на репетицию современного оркестра и при этом удивительным образом погружаемся в атмосферу рокового времени...

— А в Третьем фортепианном концерте, написанном Сергеем Васильевичем в 1909 году, несомненно, есть предчувствие войны. Мощная, страстная музыка и сегодня несет в себе ни с чем не сравнимый эмоциональный заряд. Представьте, как поражала она тогдашних слушателей, ничего подобного прежде не слышавших. В фильме звучат и «Симфонические танцы» Рахманинова, написанные в начале Второй мировой войны, и в них еще яростнее вскипает тревога перед грядущими страшными событиями. На этом, собственно, композиторское творчество Рахманинова завершилось. Ничего более сильного после этой «последней вспышки» (его собственные слова о «Симфонических танцах») он сказать уже не мог, да и жизни ему оставалось совсем немного...

— В последнее время сразу несколько выпускников мастерской Александра Сокурова громко заявили о себе на самых серьезных кинофестивалях — Кантемир Балагов, Владимир Битоков, Кира Коваленко, вы: В чем секрет успеха?

— Наша мастерская в Нальчике была экспериментальной, все пять лет педагоги приезжали к нам на занятия из Санкт-Петербурга. Но главное, без всякого сомнения, — это фигура мастера. Александр Николаевич разбудил наше внутреннее «я», заложил фундаментальные гуманитарные идеи, которые, как якорь, останутся с нами на всю жизнь. Встретить такого наставника — громадное счастье.

— Воссоздавая образы той, старой армии и событий столетней давности, не имели ли вы в виду нечто параллельное в сегодняшней жизни?

— Если вы об армейских порядках, то нет, сегодня они совершенно другие. А вот тревога, похожая на ту, что витала в воздухе в начале ХХ века, к нам вернулась. За прошедшее столетие технологии смертоубийства шагнули далеко вперед, а милитаристские лозунги продолжают звучать со всех сторон света. И нас, создателей фильма, и музыкантов, которые играют произведения Рахманинова, это очень волнует.

Культура 00:10 / 21 Июня 2024 13392
Охтинский шик

Эти мастера оставили красивый след на земле

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «Охтенка» (скульпторы Ян Нейман и Валентин Свешников, архитекторы Станислав Короленко и Владимир Морозов) возле сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции. Фото автора

«А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. / Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик, / С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит». Разительнее...

Наш корреспондент рассказывает об уникальных находках археологов и о варварском отношении к прошлому

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: страница сообщества «Спасем Охтинский мыс!» в социальной сети «ВКонтакте»

На берегах Невы жили наши предки, но потомки об этом уже не узнают. Третий месяц тяжелая строительная техника утюжит хрупкие дерево-земляные памятники Охтинского мыса. Самосвалы вывозят верхний слой грунта и уже подбираются...

Разговор с молодой актрисой фильма «Непослушники»

Анна Чепурнова
Труд
Екатерина сама недавно была подростком, как ее героиня Даша. Изображения предоставлены компанией «Глобал Фильм Дистрибьюшн»

В прокат вышла комедия «Непослушники» — третий, заключительный фильм известной франшизы Владимира Котта, и это хороший повод отметить начало летних каникул семейным походом в кино. По сюжету в монастырь...

Кожаное боди стало самой популярной темой для обсуждения

Сергей Беднов
Труд
Фото из открытых источников

В прошлом «Воскресном вечере» Соловьева речь привычно зашла о необходимости нанесения Россией ядерного удара. На сей раз его потребовал генерал-депутат Гурулев. Жертвой назначил Нидерланды. Казалось бы, наутро...

На 93 году жизни умерла актриса Анук Эме – звезда незабываемого фильма «Мужчина и женщина»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме сыграли вечную историю любви с лирической пронзительностью и чувственной страстью. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Анук Эме — творческий псевдоним актрисы, настоящее ее имя — Николь Франсуаз Флоренс Дрейфус. Она родилась весной 1932 года в Париже в актерской семье. Когда Николь было восемь лет, город оккупировали нацисты....

В России у Сокурова не осталось возможностей для самореализации

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Andrey Chepakin, globallookpress.com

Кинорежиссер Александр Сокуров в сентябре откроет свою мастерскую в Ереванском государственном институте театра и кино. «Я буду заниматься своей профессией. Буду учить молодых людей режиссерской профессии, поскольку...

Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год 

Владимир Путин на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ, декабрь 2023 г. Фото: http://kremlin.ru

Президент Владимир Путин поручил создать в Экспоцентре национальный центр «Россия». Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год и прекращающей свою деятельность 8 июля....

На актрису завели дело о публичных призывах у осуществлению террористической деятельности

Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Росфинмониторинг внес актрису и телеведущую Татьяну Лазареву (внесена в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) в перечень террористов и экстремистов. Об этом сообщается на сайте ведомства. «Национальная часть… Лазарева...

20 июня знаменитому барду, журналисту и актеру Юрию Визбору могло бы исполниться 90 лет

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фотография из личного архива Юрия Визбора. Фото: © Mikhail Baranov, globallookpress.com

Из них Юрий Иосифович прожил на белом свете всего полвека. Но сколько он успел сделать за отпущенный ему короткий срок! Визбор писал стихи и повести, пьесы и сценарии, рисовал картины, снимал документальные...

Послесловие к одному культурному мероприятию

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Александр Яценко получил премию за лучшую главную мужскую роль (фильм «Праведник» Сергея Урсуляка»). Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

После трехлетнего перерыва в московском театре «Маска» прошло вручение премии «Ника», которую многие успели уже похоронить. Но она ожила, правда, в другом формате. Награды вручались сразу за 2022 и 2023 годы....

До чего же доведет Москву зависть к Дубаю?

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Башня Скуратова», с какой стороны ни посмотреть, в центре Москвы выглядит странно. Фото с сайта «Архнадзора»

Российским зодчим надоели ограничения. Хочется к небу и звездам, где там оглядываться на высотный регламент. Смотрите, сколько огромных башен в Лондоне! А в Дубае? На его непокоренные вершины не только...

Его новый обладатель, уверен худрук конкурса Grand Piano Competition, вскоре потеснит звезд мирового музыкального Олимпа

Сергей Бирюков
Труд
Дома Денису тоже останется на чем играть. Фото Евгения Евтюхова

Праздничным концертом в столичном зале имени Чайковского открылся IV международный конкурс юных пианистов Grand Piano Competition. Тем, кто считает, что классическая музыка предназначена для избранных, напомним: аудитория прошлого,...

За право экранизировать великий роман бьются Сергей Урсуляк и Сарик Андреасян

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд

Две эти новости появились в один день. Сначала стало известно, что за экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир» взялись канал «Россия» и режиссер Сергей Урсуляк. Часом позже о своих амбициях...

Прозаик Анна Матвеева - о музах Веласкеса и Зверева, «Тотальном диктанте» и таланте чувствовать искусство

Дарья Ефремова
Труд
1,3 млн участников «Тотального диктанта-2024» писали текст, сочиненный Анной Матвеевой. Фото Глеба Клементьева из личного альбома писательницы

Среди участников идущего сейчас фестиваля «Красная площадь» — прозаик, финалистка «Большой книги» Анна Матвеева, чей сборник «Картинные девушки. Музы и художники: от Веласкеса до Анатолия...

Нынешний юбилей отметили не так шумно, как четверть века назад

Гузель Агишева
Труд

225 лет назад родился Александр Сергеевич Пушкин. Нынешнюю дату встретили, к счастью, не с таким шумом-гамом, как четверть века назад круглый юбилей. Не знаю, как вам, а мне хочется тишины, посидеть подумать, порыться...

Писать рецензии на проекты, подобные сериалу «Галка», считается дурным тоном

Сергей Беднов
Труд
«Галка» набрала очень хорошие рейтинги. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Мелодрамы на «России 1» подобны сказкам, где в любую небывальщину следует просто верить. Как правило, в центре сюжета там девушки, чей гений чистой красоты надо принимать целиком и сразу, в противном...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?